Рефераты. Философия власти.






национальном и человеческом достоинстве» [15, 19-20].

Для прогрессивного развития России соединение ее даже преобразованного

духовного богатства с богатством знаний новейших, передовых технологий все

же будет недостаточно, ибо не будет ясной цели, к чему стремиться

россиянам в своем развитии. Необходима новая идеология, которая будет

учитывать положительные стороны социализма и капитализма, но на основе

новых идеологических ценностей. Для России кроме духовного богатства

(которое надо уже возрождать) и новых технических знаний необходима новая

идеология, чуждая как классовым ценностям марксистской идеологии, так и

либеральным ценностям, ориентирующим на приоритет материального богатства

над духовным. Но какая это будет идеология? Не коммунистическая и не

либеральная, а какая? Учитывая глобальный переход к подлинно человеческому

обществу, в котором будет полное раскрытие творческой сущности человека,

учитывая переход от экономического общества к постэкономическому,

предполагающему создание необходимых условий для творческого развития

личности (прежде всего выход человека из технологического процесса, в

котором он формируется как частичная личность).

Мы с полным правом можем утверждать, что идеологией, отражающей все

перечисленные глобальные изменения, будет идеология гуманизма. Идеология,

которая обеспечит сознательный, а не стихийный переход к подлинно

человеческому обществу, которое мы определяем как цивилизацию социального

гуманизма. Россия на основе новой гуманистической идеологии, преобразовав

свое духовное богатство в соответствии с принципами гуманизма, достигнув

технологического прогресса, на основе внедрения знаний новейших технологий

станет величайшей державой мира, духовным центром гуманистической

цивилизации, местом, на котором произойдет соединение идеологий и культур

Востока и Запада.

Будущему духовному возвышению России соответствует и современная

идеологическая ситуация в мире, ибо, как известно, с концом

коммунистической идеологии пришел конец и либеральной идеологии, об этом

уже пишут западные философы и политологи. В частности Эрик Хабсбаум

отмечает: «Конец «холодной войне» оказался не только концом международного

конфликта, но и концом целой эры, не только для Востока, но и для всего

мира... Развал СССР поставил под сомнение не только все несоветские

варианты социализма, но и смешанные формы экономики, вообще все

программные идеологии, включая «утопию» свободной рыночной экономики. Крах

социалистической идеологии означал не победу Запада, а крах идеологии

вообще, и современный мир - это мир, оставшийся без жизнеспособной

идеологии [3, 5].

Силой, которая преобразует деформированное, изуродованное реформаторами

российское общество, будет являться гуманистическая идеология, точнее

говоря, основанная на идеологии гуманизма новая идеологическая структура

российской державы. Идеология гуманизма будет представлять собой систему

гуманистических знаний и ценностей, которые будут положены в основание

преобразования российского общества, превращения его из деформированного

состояния с антигуманистическими устремлениями к подлинно человеческому

обществу социального гуманизма. На основе идеологии гуманизма будет

создана новая идеологическая структура общества. Идеологическая структура

является не просто рядоположенной с экономической, политической, духовной,

социальной структурами, а есть определяющая все вышеперечисленные сферы

жизнедеятельности общества. Идеологическая структура общества пронизывает

все другие структуры и сферы общества, проникает в их «социальную ткань».

Поэтому ее можно сравнить с нервной системой человеческого организма.

Идеологическая структура будущего гуманистического общества будет

представлять систему философских, научных, художественных, нравственных,

правовых, политических, экономических, социологических знаний и ценностей

о Вселенной, обществе, человеке, о месте и роли индивида в мироздании, о

смысле жизни личности в мире. Идеология гуманизма будет давать

представления о будущем гуманистическом обществе, его устройстве,

механизмах его развития и функционирования. Идеологические знания и

ценности гуманизма будут организовывать, регулировать, направлять,

интегрировать деятельность личностей в духовной, государственной,

экономической, социальной, семейно-бытовой структурах и сферах жизни

российского общества. Идеологическая власть будет повелевать и управлять

идеологической деятельностью индивидов, а также координировать и

направлять функционирование государственной власти российского общества.

Гуманистические идеологические организации во главе с российской

гуманистической партией будут разрабатывать и внедрять в сознание россиян

идеологическое учение гуманизма, контролировать деятельность социальных

структур и различных ветвей власти в обществe [2, 57-58].

На основе формирующейся идеологической структуры российского общества

будет осуществляться гуманистическое преобразование сферы духовной

культуры, государственной структуры, экономической сферы, социальной и

семейно-бытовой сфер жизнедеятельности обновленной России. Произойдет

кардинальная, радикальная перестройка перечисленных сфер жизни российского

общества на основе знаний и ценностей гуманистической идеологии. Прежде

всего, будет происходить переориентация жизни общества в соответствии с

высшей целью гуманистического общества - формированием личности как творца

знаний при условии гармонического развития духовного и материального

богатств, при приоритете духовного как подлинно человеческого богатства.

Следовательно, необходимо создать, построить общество в

соответствии с творческой сущностью человека как подлинно человеческое

общество гуманизма. Гуманистическая личность будет формироваться как

духовно и материально богатая, обладающая также и физическим здоровьем.

Приоритетное значение в развитие личности будет иметь духовное богатство

как основа получения материального богатства благодаря произведенным

человеком знаниям [2, 59].

Наиболее четко эти взгляды оформлены в контексте идеологии консолидации,

основные принципы которой были сформулированы большой группой

ученых-гуманитариев России в журнале «Безопасность Евразии» (№ 3,2003г.) и

развиты в ходе дискуссии на тему «Формирование объединяющей российской

идеологии XXI века как научная проблема», проведенной 5 ноября 2003г. в

ИСПИ РАН. По их мнению, идеология консолидации должна представлять собой

относительно устойчивую артикулированную совокупность понятных и принятых

людьми личных, общественных, государственных и цивилизационных целей,

идеалов, ценностей, интересов, которые содействуют каждому человеку: в

формировании и конструктивном функционировании исторической памяти,

российской мечты и смысла жизни на основе уважительного диалога, культуры

мира и культуры патриотизма; в достижении им достойного качества и уровня

благополучия, надежной безопасности; в интерпретации прошлого, осмыслении

настоящего и в понимании будущего [12, 65-67]. В контексте этого

определения, предложенного В.Н. Кузнецовым, мы выделяем в качестве

наиболее значимых следующие основополагающие принципы этой идеологии:

- наличие укорененной и общепринятой всей нацией главной национальной цели

-достижения благополучной, достойной и защищенной жизни для каждого

человека и каждой семьи, народа, общества и государства;

- наличие общепринятого и почитаемого всеми народами (в одной стране),

всеми конфессиями, всеми политическими партиями... Социального Идеала -

Достоинства, Достатка, Доверия для людей, для семьи, для народа;

- наличие укорененных и почитаемых общенациональных Ценностей,

составляющих фундамент культуры и образа жизни: Свободы, Труда,

Ответственности, Сострадания, Честности, Терпимости, Достоинства,

Достатка, Доверия, Солидарности, Доброты, Надежности.

Защита от угроз этим принципам, по мнению В.Н. Кузнецова, должна стать

первоочередной и непрерывной заботой для нас всех. Достижение подобного

уровня в усвоении идеологии консолидации массовым сознанием видится

участникам общероссийской дискуссии следующим образом:

1) Идеология консолидации неосуществима без экологической дисциплины,

экологического сознания понятного даже самому малообразованному человеку,

а их формирование возможно через воспитание патриотизма, который,

проявляясь в каждодневной деятельности, должен быть направлен на

ответственное отношение каждого из нас к окружающей среде в каждой детали

человеческого поведения (академик РАН Т.И. Ойзерман).

2) Человечество как часть природы, космоса должно разумно и рационально

относиться к тому, что дано ему от бога. И потому, что оно пошло другим

путем, в его деятельности преобладает безнравственный подход ко всему

происходящему в этом мире, грозящий ему крахом, ибо человечество в

результате такой деятельности загоняется в искусственное пространство.

Поэтому идеологией объединения должно стать бережное отношение ко всем

народам в мире, а спасение России от катаклизмов возможно через духовность

и выполнение следующих условий:

а) равного доступа всех к природе и ее потенциалу;

б) то, что от бога, должно принадлежать всем, а экономическое не должно

ставиться выше человеческого; здоровье и образование, социально

гарантированное качество жизни должны стать частью этой идеологии;

в) не должно быть частной собственности на то, что должно принадлежать

всем;

г) каждый должен иметь равные стартовые условия (академик РАН Д.С. Львов).

3) Большинство конфликтов современности происходит на религиозной почве,

поэтому необходим учет религиозного фактора при формировании идеологии в

России, ибо он становится средством политической деятельности, и поэтому

религия дает условия для сотрудничества, но и служит источником

конфликтов; не может быть толерантности в сфере клерикальных доктрин и

поэтому не нужно ставить недостижимые задачи и искать здесь компромиссные

темы; идеологию сотрудничества следует формировать таким образом, чтобы не

ущемлять интересов и самолюбия представителей различных конфессий

(академик РАН Л.Н. Митрохин).

4) Необходима система идей, способов успешного развития общества с учетом

и того, что при решении проблемы формирования идеологии нельзя оставаться

только в сфере общественного сознания, ища в социальной практике

консолидирующий потенциал; необходимо исходить из принципа исторической

привлекательности ценностей российской цивилизации как альтернативы

американизации и насилия, следует направлять ее потенциал на консолидацию

общества вокруг идеи социальной справедливости, патриотизма и прав

человека (член-корреспондент РАН В.Н. Иванов).

5) Общественная идеология должна исходить из преимуществ духовности и

государственного патриотизма в теоретическом сознании любого общества, в

том числе и российского. К сожалению, эти темы или практически

отсутствуют, или остаются в рамках догматических представлений о них, хотя

молодое поколение ждет от власти правильных руководящих решений. Поэтому

при формировании объединяющей идеологии необходимо сочетание традиций и

научного творчества с ориентацией ее, в том числе, и на героику, на

патриотизм. Формировать же и пропагандировать ее должны университеты, а не

политики вроде А. Чубайса, что недопустимо, преступно, а ретранслировать

- молодая интеллигенция (член-корреспондент РАН Р.Г. Яновский).

6) Если освоение и познание мира дало человеку веру и науку, то без

идеологии и модели общества невозможен прогресс. При формировании

российской идеологии необходим собирательный подход, решение проблемы

множественности с учетом того, что порождает конфликтогенность. С точки же

зрения содержания категория «идеология» должна следовать гуманистической

цели: созданию условий для всестороннего развития личности, что наиболее

приемлемо для российского человека (профессор Ю.Г. Волков).

7) Необходимо выдвижение учеными идей, вызывающих интерес как со стороны

власти, так и в обществе. Ускорение же усвоения объединяющей идеологии

возможно через ее пропаганду в обществе с учетом того обстоятельства, что

в настоящее время возникла конкуренция между носителями различных

идеологий (профессор Г.Н. Сергеев).

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что в

современном российском обществе, и в первую очередь, среди его

интеллектуальной элиты, наступило осознание как утопичности идей о

возможности успешного функционирования социально-экономической системы на

принципах деидеологизации, так и необходимости ориентации его на

консолидирующую идеологию, учитывающую реалии современного мира и

сложившиеся исторические традиции. Задачей же российской власти является

активное включение в процесс формирования этой идеологии, ее внедрение в

массовое сознание и социальную практику через свои политические и

социальные институты [8, 38-39].

5. Заключение.

Идеология - это целая структура общества, а не только идеологическое

учение, хотя основу основ любой идеологической структуры составляют

идеологические знания и ценности, лежащие в основании общества.

Идеология в целом всегда определяет как стратегическую цель по построению

определенного типа общества, так и ближайшие тактические цели.

С разрушением идеологической структуры все сферы общества начинают

действовать вразнобой и постепенно разрушаются. По мнению Ю.Г. Волкова,

правящая идеология - это не только идеологическое учение, а четко

организованная целостная идеологическая структура общества, своего рода

«мозг и разветвленная нервная система» общества.

Исходя из этого, напрашивается вывод, что идеология является объективной

необходимостью для существования государства и общества, а не требованием

времени. С развитием общества необходимы изменения в идеологии, но

обойтись без нее невозможно.

Понадобилось всего несколько лет «политики реформ» с ее очевидно

провальными результатами и последствиями, чтобы реформаторы вдруг

заговорили о необходимости выработки национальной идеи. Поиски

«национальной идеи» продолжаются по сей день, то затухая, то разгораясь.

Пока безрезультатно, но важно то, что в общественном сознании потребность

и стремление обрести общенациональное согласие, некую общность целей

заметно усилились, о чем свидетельствуют опросы общественного мнения

россиян последнего времени. Так что стремление идеологов и политиков уйти

от идеологии и стать идейно всеядными - это уже вчерашний день. Стало

ясно, что идейная беззаботность неизбежно приводит руководство страны к

серьезным стратегическим и тактическим просчетам и ошибкам, в конечном

счете, к отчуждению власти от общества.

Затягивание перехода российского общества к жизни в русле государственной

объединительной идеологии несет реальную угрозу ухудшения экономической,

политической, криминогенной ситуации, обострения социального напряжения в

обществе, что в свою очередь, увеличивает вероятность отхода власти от

демократических преобразований и реанимации системы единоличной власти под

прикрытием идей о необходимости восстановления порядка и стабилизации

политической ситуации в России. Неслучайно обеспокоенность научной

общественности нашей страны судьбами Отечества в связи с негативными

процессами, протекающими в его материальной и духовной жизни, находит

отражение в дискуссиях на Всероссийских философских и социологических

конгрессах и конференциях в течение достаточно длительного времени, в

результате которых у ученых, части политиков выкристаллизировалось

осознание невозможности эффективной деятельности государственной власти

без идеологического обеспечения ею своей внутренней и внешней политики,

привлекательной для основной массы населения и позволяющей создать

оптимальные условия для социализации индивида и социальной группы,

преодоления криминализации и духовно-нравственной деформации общества.

Список литературы.

1. Волков Ю.Г. В поисках новой идеологической парадигмы. //

Социально-гуманитарные знания, 2003 №2.

2. Волков Ю.Г. Гуманистическая идеология: идеи и принципы.

//Социально-гуманитарные знания, 2003 №3.

3. Волков Ю.Г. Гуманистическая перспектива России как общенациональная

цель. // Социально-гуманитарные знания, 2005 №1.

4. Волков Ю.Г. Манифест гуманизма. М., 2000.

5. Иванова С.Ю. Государственный патриотизм - альтернатива идеологии

национализма и космополитизма. // Социально-гуманитарные знания, 2003 №3.

6. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. Киев, 2000.

7. Концепция национальной безопасности РФ.// Регионология, 1997, №4

8. Кузнецов В.Н. О социологическом смысле идеологии консолидации:

геокультурный аспект. // Безопасность Евразии, 2003, №3.

9. Логинов А.В. Идеология. //Социальная философия. Словарь. Под общ. ред.

Кемерова В.Е., Керимова Т.Х. М., 2003.

10. Осипов Г.В. Посохов В.В. Социальная цена неолиберального

реформирования. М., 2001.

11. Политология. Учебник. «Дело» М., 2002.

12. Попов М.Ю. Социализация личности в условиях деидеологизации: в поиске

идеологии консолидации. // Социально-гуманитарные знания, 2004, №6

14. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1995.

15. Пуляев В.Т. Россия в историческом пространстве и современный вектор ее

общественного развития. // Социально-гуманитарные знания, 2000, №4.

16. Реформирование России: реальность и перспективы. М., 2003.

17. Славин Б.Ф. какая идеология нужна России. // Социально-гуманитарные

знания, 2004, №4.

18. Тарасов А.Н., Черкасов Г.Ю., Шавшукова Т.В. Левые в России: от

умеренных до экстремистов. М., 1997.

19. Тощенко Ж.Т. Политика. Политология. Энциклопедический словарь. М.,

1995.

20. Тощенко Ж.Т. Этнократия: идеология и современность (социологические

очерки). М., 2003.

21. Туроу Л. Будущее капитализма. Новая постиндустриальная волна на

Западе. Антология. М., 1999.

20

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.