Рефераты. Философия власти.






Философия власти.

Содержание:

1. Введение. 2

2. Идеология как форма политического сознания, её типы. 2

3. Роль идеологии. 6

4. Идеология в России. 11

1. Деидеологизация и ее последствия. 11

2. Какая идеология нужна России? 17

5. Заключение. 26

6. Список литературы. 28

1. Введение.

С началом перестройки был провозглашен тезис о деидеологизации российского

общества. Он означал запрет на установление какой-либо идеологии в

качестве государственной или обязательной.

Процесс деидеологизации имел как положительные, так и отрицательные

последствия для внешней политики СССР, тот факт, что в представлении всего

мирового сообщества мы перестали восприниматься как «империя зла»,

несомненно, оказал положительное влияние на вхождение нашей страны в него

как партнера, заслуживающего доверия и представляющего определенный

экономический и политический интерес. Однако существовать без

идеологических ценностей общество не может, ибо оно основывается на них.

Была сделана попытка внедрить в российское общество вместо

социалистических либеральные ценности на уровне политических технологий,

но насаждаемые либеральные, а точнее, неоконсервативные ценности оказались

неприемлемыми для менталитета российских граждан, они часто отторгаются в

сознании россиян.

Сегодня стало очевидно, что с концом радикальных экономических реформ

1998г. наступил конец эпохи деидеологизации. Начался поиск идеалов и

ценностей, которые могут объединить общество.

В этой работе сделана попытка изучить, что такое идеология,

деидеологизация и ее последствия для России, требования к новой российской

идеологии.

2. Идеология как форма политического сознания, ее типы.

Политическая идеология является одной из форм политического сознания, ее

своеобразие выражается в отражении действительности с позиции интересов

определенной социальной группы. Другими словами, политическая идеология —

это не просто объективное знание о том, что происходит в этом мире, а

знание с учетом интересов, целей, отношения к этому происходящему той или

иной социальной общности. Все развитые идеологии всегда являются

теоретически оформленными и претендуют на научность, т.е. на объективное

отражение действительности. Но в отличие от науки идеологии не

ограничиваются объяснением реальных социально-политических процессов. Они

также формулируют определенные ценности, идеалы, которые должны быть

воплощены, в действительность. На основе идеологий формируется

определенная политическая программа, т.е. программа действий, которые

необходимо осуществить для воплощения в жизнь сформулированных в рамках

данной идеологии ценностей.

Таким образом, любая идеология включает следующие компоненты: 1)

объяснение действительности — истории, современности, механизма развития

общества. В этой части идеология выступает как политическая теория,

претендующая на научность; 2) формулировку основных ценностей и идеалов,

которые должны быть положены в основу политической практики; 3)

формулировку программы действий. Кроме того, идеология всегда

ориентирована на массовое сознание, на овладение как можно более широким

общественным сознанием. Поэтому в отличие от политической науки идеология

должна иметь доступную и привлекательную форму, иначе говоря, любые

теоретические построения в рамках идеологии должны быть переведены на

уровень понятных и красивых лозунгов и требований.

В конечном счете, в качестве наиболее удачного можно признать определение

идеологии как «доктрины, оправдывающей притязания той или иной группы лиц

на власть (или ее использование) и ставящей целью в соответствии с этими

задачами подчинение общественного мнения декларируемым в ней идеям» [14,

223-224]. Очевидно, что успех или неуспех той или иной идеологии зависит

от эффективности осуществления двух ее основных функций: теоретической и

мобилизующей, от ее способности понять механизм социального развития и

выработать эффективную технологию продвижения программы ее субъекта в

массовое сознание.

Типология политических идеологий может основываться на разных критериях. В

марксизме идеологии выделялись на основании того, интересы какого класса

они выражали. Соответственно этому шла речь о пролетарской, буржуазной,

мелкобуржуазной и т.д. идеологии. В современном мире этот критерий

работает не всегда, поскольку многие идеологии претендуют на

универсальность, на охват более широких социальных общностей, нежели

классы.

В зависимости от тех политических идеалов, на которые ориентированы

идеологии, можно выделить тоталитарные, авторитарные и демократические

идеологии.

В зависимости от методов, которые признаются допустимыми для осуществления

общественных изменений, выделяют революционные и реформистские

идеологии. В зависимости от ориентации идеологии на новые формы

социально-политического устройства или на восстановление существовавших в

прошлом и отживших свое порядков говорят о прогрессивных и реакционных

идеологиях. Наконец, традиционно сохраняется деление идеологий на правые и

левые.

В современной России к левым относят идеологии государственнического,

державного типа: русский национализм, монархизм и т.д., а правыми именуют

представителей либерально-демократического направления, защищающих

«буржуазные ценности»: частную собственность, свободный рынок и

неравномерное распределение общественного богатства.

К левым относят коммунизм, социализм, анархизм и другие идеологии,

отрицающие частную собственность, пропагандирующие идею социального

равенства и выражающие интересы трудящихся слоев общества. При этом между

левыми идеологиями могут существовать и непримиримые противоречия. Так,

основное различие между коммунизмом (марксизмом) и анархизмом вызвано

отношением к государству. Коммунизм считает необходимым использование

государственной власти для построения справедливого общества, а анархизм

считает государство, власть главным злом, поэтому путь к обществу

социального равенства, по их мнению, должен начинаться не с политической

революции, т.е. захвата власти, а с уничтожения самой государственной

власти.

Границы левого в России причудливы: «...Наши левые тесно граничат

(сотрудничают, соседствуют, даже организационно сливаются) не только с

социал-демократами, но и с \"державниками\", националистами, а даже

фашистами» [18, 10].

На основании такого критерия, как ориентированность на коренное изменение

в социальных порядках, выделяют идеологии радикализма. Идеологии,

допускающие использование крайних, т.е. насильственных, способов, для

достижения поставленных целей, экстремистскими называют. Отсюда возможны

сочетания: право- и леворадикальные, право- и левоэкстремистские

идеологии.

Наконец, на основании тех ценностей и идеалов, которые провозглашаются

теми или иными идеологиями, выделяют такие идеологии, как либерализм,

консерватизм, коммунизм, социал-демократизм, национализм и др.

Особый тип идеологий представляет национализм, где главной

ценностью провозглашается та или иная нация (этнос), ее свободное

развитие, процветание. Причем диапазон идеологических доктрин,

базирующихся на этнонациональной идее, чрезвычайно широк. Он включает как

вполне демократические формы, выражающиеся в требовании равноправия или

свободы от угнетения для того или иного народа, так и доктрины,

обосновывающие превосходство одного народа (этноса) над другими. Последнюю

разновидность национализма принято также именовать шовинизмом, в

отечественной традиции чаще всего говорилось о «великодержавном

шовинизме». (В англоязычных странах в качестве синонимичного используется

также термин «джингоизм»). К последней разновидности национализма

относился и германский национал-социализм, в основе которого лежала идея

превосходства арийской расы, германского народа над другими народами. К

числу угроз национальной безопасности Российской Федерации отнесены

этноэгоизм, этноцентризм и шовинизм, способствующие усилению национального

сепаратизма, создающие почву для конфликтов [7, 16].

В качестве особого типа идеологий выделяют также фашизм, который

характеризуется двумя главными чертами: откровенным антидемократизмом,

выражающимся в отрицании либерально-демократических ценностей (абсолютной

ценности прав и свобод человека, представительной демократии,

политического и идеологического плюрализма и др.), и агрессивным

национал-шовинизмом [11, 98-104].

3. Роль идеологии.

С разрушением идеологической структуры общества рушатся все основывающиеся

на ней сферы и структуры общества. Идеология - это целая структура

общества, а не только идеологическое учение, хотя основу основ любой

идеологической структуры составляют идеологические знания и ценности,

лежащие в основании общества.

Идеология в целом всегда определяет как стратегическую цель по построению

определенного типа общества (например, социалистического,

коммунистического, либерального, гуманистического и т.д.), так и ближайшие

тактические цели. Достижение общенациональной цели - безопасности и

благополучия человека - есть все же тактическая, а не стратегическая цель

современного российского общества. Стратегической целью будет являться

достижение нового российского гуманистического общества на основе

гуманистической идеологии.

О связи идеологии и стратегической цели развития общества пишет Б.Ф.

Славин: \"Отсутствие обоснованной и ясной идеологии особенно отрицательно

сказывается на постановке стратегических целей развития страны... Поэтому

прежде чем пытаться определить ценностное и целевое поле нашего

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.