Рефераты. Философия власти.






дальнейшего существования, надо идеологически освободиться от вчерашних

предрассудков и нынешних иллюзий\" [17, 12-13].

По определению Ю.Г. Волкова, идеология также дает представление о месте и

роли человека в мироздании, о смысле жизни личности, о лучшем устройстве

будущего общества, к которому должны стремиться граждане мира.

Идеологические знания и ценности организуют, регулируют, направляют и

интегрируют деятельность людей в духовной, политической, экономической,

социальной и семейно-бытовой сферах жизни общества, объединяют страны с

однотипной идеологией в цивилизации, направляют взаимодействие между

регионами цивилизаций, обеспечивают целостность социосферы в целом.

Идеологическая власть повелевает и управляет идеологической деятельностью

индивидов, а также координирует и направляет деятельность государственной,

политической, экономической форм власти. Идеологические организации

разрабатывают и внедряют в сознание личностей идеологическое учение,

контролируют деятельность социальных сфер и различных ветвей власти в

обществе.

Известно, что прошедший XX в. отмечен не только экологическими

катаклизмами и кризисами, поставившими человечество на грань выживания, но

и социальными процессами, характеризующимися как взлетами, так и падениями

человеческого духа. На излете XX в. возник целый клубок неразрешенных

социальных, политических, экономических, национальных противоречий и

конфликтов, определяемых кризисом западной либерально-демократической

цивилизации (исчерпанием ценностей неолиберальной идеологии),

обесцениванием классовых социалистических ценностей уравнительного

характера, ростом религиозного фундаментализма, воспринимаемого как

\"реванш Бога\". Эти негативные процессы идут на фоне перманентного, все

увеличивающегося в своих масштабах экологического кризиса, грозящего

перерасти в глобальную экологическую катастрофу вселенского размаха.

Набирает силу самый главный кризис современности, связанный с духовным

упадком человечества, сопровождающимся усилением жестокости и насилия,

возрождением, точнее, проявлением животной агрессивности в поведении

индивидов как стран Запада, так и Востока. Этим во многом и

обусловливается стремление людей уйти в мнимую духовность религий

(особенно нетрадиционных течений) или в иллюзорный мир, вызываемый приемом

наркотических веществ.

Налицо парадоксальный факт: при наличии светской государственной правящей

неолиберальной идеологии, ведущей к гипериндивидуализму и возрождению

животных вожделений, наблюдается массовое стремление народа западных стран

пойти по дороге, направляющей к религиозному храму как единственному еще

пока сохранившемуся приюту духовности западной цивилизации [12, 71-72].

Наш противоречивый век - это столетие, характеризующееся конфронтационным

разрывом единого человечества на две мировые системы на основе двух

глобальных, непримиримых, бескомпромиссных идеологий -

либерально-демократической и коммунистической. Символом одной из них стала

свобода (доходящая до гипериндивидуализма), а другой - равенство (в

уравнительной форме приводящее к гиперколлективизму).

После краха коммунистической идеологии на мировой арене, точнее,

бездумного самороспуска мировой системы социализма М. Горбачевым и его

недальновидным окружением, главный идеологический конфликт XX в. между

марксистско-ленинской и либеральной идеологией западных стран

трансформировался в идеологический конфликт в форме \"столкновения

цивилизаций\" (по С. Хантингтону). Можно сказать, что \"реванш Бога\" привел

к \"конфликтам веры\". Вместо глобальной борьбы либеральной и

коммунистической идеологий, которые определяли идеологическую ситуацию в

мире, мы получили множество идеологических конфликтов, идущих по так

называемым разломам цивилизаций (по С. Хантингтону). Видимо уже всем стало

очевидно, что столкновения между западной, исламской, православной,

конфуцианской, индуистской, буддистской, японской, африканской и

латино-американской цивилизациями и есть идеологические конфликты.

Отсутствие обоснованной и ясной идеологии особенно отрицательно

сказывается на постановке стратегических целей развития страны. Вспомним,

например, объявленную в начале 90-х гг. идефикс о «вхождении России в

мировую цивилизацию», продекларированную без осмысления и уяснения того,

что собой представляет эта цивилизация и на каких условиях Россия может в

нее войти. Ведь вскоре выяснилось, что мировая цивилизация не есть нечто

единое и однородное и что Россия, занимая большую часть евразийского

континента, давно уже является ее органической частью. Понятно стало и то,

что Россию каждый раз вынуждают доказывать, что она может или вот-вот

будет готова войти на равных правах в клуб развитых стран современной

мировой цивилизации. Когда сегодня справедливо говорят о «синдроме

угнетенного национального сознания» россиян, забывают внятно сказать о

том, что возник этот синдром не сам собой и неслучайно. Поэтому прежде чем

попытаться определить ценностное и целевое поле нашего дальнейшего

существования и развития, надо хотя бы мысленно, идеологически,

освободиться от вчерашних предрассудков и нынешних иллюзий [17, 16-17].

Естественно, что для установления гуманистического мирового порядка без

идеологических конфликтов глобального характера необходима новая

объединяющая идеология мира — общечеловеческая планетарная гуманистическая

идеология, предполагающая гуманистический плюрализм культур на основе

общечеловеческих, а не только западных, либеральных, в основном, ценностей

будущих обществ глобального гуманизма.

Как полагает Ю.Г. Волков, правящая идеология - это не только

идеологическое учение, а четко организованная целостная идеологическая

структура общества, своего рода «мозг и разветвленная нервная система»

общества, имеющая ряд характерных черт.

Идеология в целом, в том числе и политическая, всегда давала целостную

картину мира, акцентируя внимание на месте и роли человека в этом мире;

она интегрировала знания, выработанные предшествующими поколениями.

Идеология стимулирует и направляет человеческое поведение, интегрируя при

этом действия людей и общества.

Идеология является организующей формой общественной жизни, она побуждает

действовать и, следовательно, жить.

Идеологии в целом определяли преобразование, развитие и функционирование

общества в истории человечества [20, 159].

Столь широкое толкование идеологии в современной отечественной науке

помогает уяснению неразрывной связи, существующей между нею и политикой,

ибо, по определению Ж.Т. Тощенко, и одна, и другая представляют собой

явления сознания, опирающиеся на одну и ту же подоснову - материальную,

экономическую жизнь общества, а также на ее культурные и духовные

основания, непосредственно включенные в исторический процесс [20,

159-160]. Заявляя об универсальности идеологии и политики благодаря их

способности охватывать самые различные области мысли, деятельности,

поведения, определять их направление, цели и средства, Ж.Т. Тощенко

отмечает также, что:

- идеология ближайшим образом связана с процессом сопоставления идеалов и

конкретных задач, целей и возможностей, которые в политике занимают

центральное место;

- именно идеология указывает политике систему идеалов и ценностей, к

которой та должна стремиться;

- политика и идеология являются наиболее экспансивными, навязчивыми

системами общественного сознания и организации общества, способными не

только проникать в другие сферы его жизни, но и сочетаться друг с другом;

- политика и идеология в равной мере активны и связаны с борьбой

многообразием мнений, взглядов, решений и программ [19, 115].

По всем этим причинам естественным соотношением политики и идеологии

является их непосредственное объединение в политико-моральный комплекс...

Политика идеологична по самой своей сути как стремление управлять,

направлять, контролировать сознание и деятельность людей во имя

определенной идеи, замысла, тех или иных интересов и целей [19, 116].

Вышеизложенное служит достаточно веским аргументом в пользу утверждения

А.В. Логинова, что идея деидеологизации в социально-философском смысле

выступает своеобразной утопией и фактически трансформируется в проблему

поиска и развития наиболее оптимальных форм сочетания и сосуществования

разных идеологий [9, 166].

Идеология всегда была существенной частью мировоззрения, без которого не

может быть ни дальновидной политики, ни большой культуры. Без

мировоззрения, вносящего смысл в деятельность людей, общественная жизнь и

культура замирают. Именно этот процесс мы сегодня наблюдаем в России. Не

потому ли сегодня нет больших культурных достижений равных культуре

прошлых веков. Не следует забывать, что российская культура XIX и XX вв.

была оплодотворена либо демократическими идеями просвещения и критического

реализма, либо романтикой революции [12, 64].

Игнорирование мировоззренческих и идеологических проблем в политической

сфере может родить только близорукую политику «проб и ошибок», в культуре

оно оборачивается бесплодной эклектикой постмодернизма, моралью

вседозволенности, мистикой или псевдоромантикой криминала. Надо как можно

скорее уходить от такой политики и такого общественного состояния.

4. Идеологии в России.

4.1 Деидеологизация и ее последствия.

Трансформация российского общества от советского к демократическому этапу

развития сопровождалась провозглашением новым руководством нашего

государства тезиса о деидеологизации, что означало запрет на установление

какой-либо идеологии в качестве государственной или обязательной.

Закрепленный в ст. 13 Конституции Российской Федерации, он дополнялся

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.