Рефераты. Философия власти.






рядом положений, провозглашавших идеологическое, политическое

многообразие, многопартийность, запрет на создание и деятельность

общественных объединений, цели и действия которых направлены на

насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение

целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства,

создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой,

национальной и религиозной розни. [ См.: Комментарии к Конституции

Российской Федерации. М., 1999, с. 18.]

Если обратиться к истории термина «деидеологизация», то его авторство

принадлежит одному из идеологов постиндустриализма Д. Беллу, а включением

в отечественный политический оборот он обязан М.С. Горбачеву и его идейным

соратникам на пике «перестройки», применительно к внешней политике СССР

провозгласившим: отказ в ней от марксистско-ленинской концепции о

закономерной обусловленности крушения капитализма и перехода человечества

к коммунизму в планетарном масштабе, как и к мировой коммунистической

революции, являвшейся якобы наиболее эффективным средством классовой

борьбы Международного коммунистического и рабочего движения, а также - от

ее экспорта и от финансовой, политической поддержки прокоммунистических

режимов, радикальных левацких организаций, от подчинения ее политическим

целям и идеологическим догмам КПСС;

- ориентацию внешней политики СССР на следующие приоритеты:

а) на экономическую целесообразность отношений с другими государствами;

б) на обеспечение политической и экономической стабильности и безопасности

в мире;

в) на ее проведение в соответствии с нормами международного права, а не

секретными договорами между главами тоталитарных режимов, направленными на

раздел сфер влияния в мире (пример - соглашения между СССР и Германией

1939-1940 гг.), или закрытыми решениями КПСС, исключавшими конструктивный

диалог между государствами по вопросам их внешней политики.

Следствием деидеологизации внешней политики СССР в период «перестройки»

стал выход СССР из добровольной информационной и культурной изоляции,

приведший к уничтожению «железного занавеса» между коммунистической и

капиталистической системами, к выводу советских войск из Восточной

Европы, прекращению действия Варшавского договора - военно-политического

союза социалистических государств и т.д.

Вполне естественно, что этот процесс имел как положительные, так и

отрицательные последствия для внешней политики СССР, но тот факт, что в

представлении всего мирового сообщества, в том числе и своих партнеров по

«социалистическому лагерю», мы перестали восприниматься как «империя зла»

несомненно оказал положительное влияние на вхождение нашей страны в него

как партнера, заслуживающего доверия и представляющего определенный

экономический и политический интерес [1,54-55].

Что касается содержания понятия «деидеологизация», то оно использовалось

Д. Беллом и другими идеологами постиндустриализма в середине XX в. в

рамках концепции, в соответствии с которой в современном мире под влиянием

научно-технического прогресса приходит конец идеологии, так как он требует

решения проблем, свободных от идеологии, толкуемой авторами как

субъективное, искажающее действительность выражение интересов социальных

групп [21, 32]. Но уже в 70-е гг. XX в. ее сменяет концепция

«реидеологизации», обосновывавшая необходимость выработки идеологии и

идеалов, которые бы могли увлечь массы.

Деидеологизация российского общества привела к социальному хаосу, в

условиях которого никто толком не знает, какое общество надо строить и к

чему необходимо стремиться. Потеряна перспектива общественного развития, а

в обществе без будущего наступают всеобщая апатия, уныние и безнадежность,

с одной стороны, и беззастенчивость, наглость силы и порока с другой.

Сегодня все наблюдают провал российского общества в варварство.

\"Суверенное государство не может не иметь своей идеологии. Без нее оно

обречено копировать модели общественного устройства других стран,

следовать в фарватере их политики. При этом государственная идеология

обязательна для власти, а в обществе должно быть сохранено идеологическое

многообразие. По мере развития общества будут уточняться и представления о

содержании объединяющих условий. Идеология должна улавливать эти

изменения, обеспечивать их жизнеспособность в обозримом временном

пространстве\"[16, 266], — подчеркивают авторы книги \"Реформирование

России\".

Основу упорядоченной общественной жизни составляют знания и ценности

идеологии. Разумеется, это знания правящей, или государственной,

идеологии.

Фактически с 1991г. по настоящее время у России нет целостной

государственной идеологии. Правда, к середине 1996г. руководство страны

пришло к выводу, что для выхода из кризисного состояния общества

необходима объединяющая идея и идеология. До 2000г. шел поиск новой

русской идеи и объединяющей идеологии. Однако развернувшаяся полемика

вокруг идеологии для России вскоре затихла. В течение последнего

десятилетия со страниц газет и экранов электронных СМИ шел поток западной

масскультуры и либеральной идеологии самого примитивного характера, на

уровне обыденного сознания и идеологической психологии.

Существовать без идеологических ценностей общество не может, ибо оно

основывается на них. Поэтому вместо социалистических ценностей стали

внедряться либеральные ценности на уровне политических технологий. А если

нет единой идеологической системы и нет целостного идеологического учения,

то правящие государственные структуры начинают вырабатывать (и на ее

основе управлять обществом) политическую идеологию прикладного характера,

что мы и наблюдаем в настоящее время в России от высших органов власти до

региональных, местных. «Недооценка значения идеологической основы, -

подчеркивают Б. Карлоф и С. Седерберг, обычно проявляется у лиц,

ориентированных, прежде всего, на власть. Согласно исследованиям Гарри

Шраге, мотив власти действует как дурман... Михаил Горбачев представляет

собой феномен в том смысле, что выжил, будучи сторонником перемен, в

репрессивной и ориентированной на власть системе. Его можно назвать

«политическим мутантом», который может возникнуть даже в рамках

относительно всеохватывающей идеологической системы» [3, 12-13]. В России

возник своего рода идеологический хаос, обусловленный, с одной стороны,

произвольным идеологическим творчеством политических структур власти, а с

другой - так называемым идеологическим плюрализмом, когда в России

получили распространение различные идеологические идеи, ценности,

концепции, учения от возрождающихся религиозных идеологий (православия,

ислама, буддизма, иудаизма) до самых крайних левых и правых течений (в

частности, фашистской идеологии). Из всего идеологического многообразия

правящая власть пока все же берет только либеральные ценности.

В условиях деидеологизации современного российского общества получили

развитие процессы, приведшие в ряде случаев к стагнации и даже разложению

духовной, политической, экономической, семейно-бытовой сфер общества.

Предполагалось, что освобождение от оков ленинской идеологии даст свободу

мысли, экономическую предприимчивость, политическую активность, прежде

всего молодежи, обеспечит соответствующий взлет экономики, политики и

свободной культуры. «Нации объединяет, - отмечает Л. Туроу, - либо внешняя

угроза, либо мощная внутренняя идеология, какой и был коммунизм. Сегодня

правители России и других постсоциалистических стран не имеют в своем

распоряжении ни силы, ни идеологии... Без господствующей идеологии,

которую надлежит пропагандировать и защищать, национальные государства,

как учит история, скатываются к конфронтации с соседями. Если нет сильной

внутренней идеологии, нации распадаются на противоборствующие этнические,

расовые, классовые группы» (21, 214-217.)

Духовная и, прежде всего, нравственная деградация и дегуманизация

российских граждан происходит, как это ни странно звучит, из-за внесения в

сознание индивидов самых лучших идеологических ценностей в мире -

либеральных ценностей, в связи с чем произошла и происходит пока еще (к

сожалению) переориентация российского общества с приоритета духовного

богатства в советском (а ранее и в российском) обществе на приоритет

материального богатства в жизни россиян. Как известно, в современном

западном обществе «ценностная система капитализма, - пишет Д. Белл, -

воспроизводит идеи благочестия, но сейчас они стали пустыми, ибо

противоречат реальности - гедонистическому образу жизни, насаждаемому

самой системой... технократическое общество не является обществом,

облагораживающим человека. Материальные блага дают только мимолетное

удовлетворение или порождают примитивное чувство превосходства по

отношению к тем, у которых их нет. Однако одной из наиболее глубинных

движущих сил человека является стремление освятить социальные институты и

системы верований, что сообщает смысл жизни. Постиндустриальное общество

не в состоянии обеспечить трансцендентальную этику, кроме как тем

немногим, кто посвятил себя служению науке» [21, 220].

В современном российском обществе происходит радикальная перестройка,

своего рода «переворачивание наоборот» сознания индивидов, целей и задач

общественного развития всех сфер и структур российского общества, принцип

всеобщего материального обогащения начинает господствовать, пронизывая все

социальные элементы от индивида до общества в целом, все ориентируются на

получение материальной выгоды, прибыли, денег. Духовное богатство как не

приносящее прибыли отбрасывается как ненужное, как мешающее достижению

главной цели в жизни - получению материальных благ, денег, даже овладение

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.