Рефераты. Философия власти.






знаниями рассматривается с точки зрения средства для получения прибыли.

Современный западный либеральный лозунг «знания-деньги», т.е. овладевай

знаниями, чтобы иметь больше денег, приобрел особое звучание. Все

устремились к всеобщему обогащению, забывая при этом, что обогащаться

надо, прежде всего, духовно. Потому что истинно человеческое богатство -

это духовное богатство человека и его общества. На основе духовного, а не

материального богатства формируется подлинно человеческая личность.

Подлинное человеческое (а не животноподобное) формирование личности,

раскрытие ее творческой сущности возможно только в обществе, где будет

приоритет духовного богатства над материальными. В либеральном обществе

получение, добывание материального благосостояния является фундаментальной

ценностью. «Ориентация на благосостояние как на базовую ценность

предполагает открытие максимальной возможности людям наращивать свое

материальное благополучие... Для того чтобы люди обогащались максимальными

темпами, они должны вступать в соревнование за право быть богаче другого.

Для этого нужно только одно условие - максимальная свобода обмена

(продажа) всего, чего угодно, без всяких ограничений. Никакой другой

принципиальной идеи за либерализм не стоит» [21, 109].

Либеральные западные ценности свободы, демократии, рынка, ориентированные

на приоритет материального богатства над духовным, и приводят к коренной

перестройке (переворачиванию) российского общества, вызывают нравственную

деградацию и дегуманизацию россиян. Переориентация жизни русского человека

приводит к гипериндивидуализму (безудержной свободе индивида), а

перестройка сфер жизни общества к гиперэкономизму в развитии всех структур

и областей российского общества» [15, 64].

Особенно западная либеральная идея деидеологизации сказалась на духовном и

нравственном развитии молодежи России. Российская молодежь оказалась

совершенно беззащитной перед натиском западной идеологии и массовой

культуры, культивирующей такие пороки западного свободного мира, как культ

наживы, насилия и гомосексуализма, уход молодого поколения в иллюзорный

мир, вызываемый применением наркотического вещества. Социологические

исследования, проводившиеся в молодежной среде россиян, показывают, что

деидеологизация российского общества приводит к формированию молодых людей

с частичным мировоззрением. Для таких частичных индивидов нет ничего

святого, нет, как говорится, за душой никаких высших духовных и

нравственных ценностей, которые бы возвеличивали человека, формировали его

человеческое достоинство, веру в подлинно человеческое, гуманистическое

будущее человечества. Разумеется, возможной реакцией молодежи на

современную кризисную ситуацию в России станет возрождение в молодежной

среде коммунистических

идей и стремление восстановить утраченное социалистическое общество. Как

отмечает С.Г. Кара-Мурза, «парадоксально, но скоро мы будем наблюдать

духовный рост и вспышку творческой активности молодежи, направленную на

восстановление социализма, т.е. порожденную опять - таки крушением

советского режима». [6, 308.]

Но, скорее всего это не произойдет в больших масштабах, потому что

социалистическая идеология не имеет идеи будущего. Этим и объясняются

неудачные попытки российских коммунистов, во главе с Г.А. Зюгановым

прийти к власти и навести новый социалистический порядок, потому что

социалистическая идея не имеет привлекательного будущего. В этом легко

убедиться, если проанализировать программы современных коммунистов и

социалистов.

Особую остроту сегодня приобрел чеченский вопрос. И если вдуматься, то

основой основ социальных конфликтов в Чеченской Республике является

идеологический конфликт между приверженцами исламской идеологии, особенно

ее экстремистской части, и навязываемой правящей политической элитой

России светской либеральной идеологии западного типа. Естественно, между

исламом и западной либеральной идеологией в Чеченской Республике, как и во

всем мире, идет непримиримая борьба идей и практики исламского

фундаменталистского терроризма. В этом главная идеологическая основа

борьбы непримиримых чеченских сепаратистов с российской властью.

4.2. Какая идеология нужна России?

В последнее время все больше людей сознает, что единственно разумный,

достойный и реальный выход из сложившейся современной ситуации состоит в

том, чтобы российскому обществу договориться об общезначимых ценностях и

национальных приоритетах нашего дальнейшего развития, т. е. найти себя в

этом новом мире. Есть убежденность в том, что именно такой подход сделает

современные преобразования плодотворными не только для узкого круга людей,

«допущенных» к переделу экономических ресурсов и политического влияния, но

и для страны в целом.

Новые общества всегда нуждались в новой идеологии. Какая же идеология с

этой точки зрения нужна современной России? Какие идеалы и ценности могут

объединить подавляющее большинство российского общества?

У людей, живущих в одном обществе, должны быть и некоторые общие идеалы и

ценности, которые помогают им жить и ощущать себя людьми. Общество,

которое сегодня у нас существует, на самом деле идеологически

дезориентировано. Люди, потеряв социалистические ценности, так и не обрели

в массе своей ценности либеральные. Как известно, у нас никогда не было

протестантской этики, которую создавал и которой руководствовался

зарождающийся капитализм Европы и Северной Америки. Следовательно, задача

заключается в том, чтобы провозгласить ценности, не противоречащие

исторической традиции и отвечающие требованиям современности.

В слишком политизированном обществе трудно дается выработка единой

идеологии, зачастую она носит субъективистский характер. Но есть реальное

основание ее выбора, которое нельзя обойти или проигнорировать. Мы живем в

многонациональной стране, которая сегодня остро ощущает необходимость

укрепления дружбы и единства этнонаций и этнических групп. Одним из

основных условий сближения народов России является наличие научно

обоснованной, лишенной двусмысленности идеологии единого отечества [17,

10-12].

Будущая идеология России должна включить в себя такое понимание

патриотизма и других общегражданских ценностей, которые способствуют

активности людей, поднимают их на созидательную и творческую деятельность,

приносящую благо стране и ее народу. Только такая идеология может

просветить, вдохновить и объединить россиян [5, 86].

Определяя путь будущего развития России, современным правителям следует

учитывать мнение своего народа. Так, по социологическим данным, - отмечают

Осипов Г.В. и Покосов В.В., - «абсолютное большинство россиян отвергают

«реальный социализм» и нынешний «дикий капитализм», они считают, что у

России должен быть свой самобытный путь развития. Здесь явно видна

доминирующая в российском обществе ориентация на некий «третий путь»...

построение информационного общества имеет много сходств с этим «третьим

путем» [10, 130].

К сожалению, переворот, совершенный демократами в августе 1991г., сорвал

естественный процесс реформирования коммунистической идеологии,

осуществлявший переход от классовых к общечеловеческим социалистическим

ценностям. При успешном исходе намеченный процесс реформирования мог бы

привести к оформлению в Советском Союзе общечеловеческой социалистической

идеологии, которая, в свою очередь, подготовила бы более безболезненный

переход к подлинно человеческому обществу социального гуманизма. Но этот

процесс был сорван демократами в условиях реакционной политики

догматически мыслящего слоя КПСС, и Россия пошла не вперед, к

прогрессивному человеческому обществу, а вернулась назад, в

капиталистическое прошлое, хотя демократы и заявляли, что Россия

возвращается в лоно мировой цивилизации, к которой она принадлежала до

1917г. Социализм несмотря на все его негативные стороны, особенно

тоталитаризм, был все же более справедливым и прогрессивным обществом, по

сравнению с капиталистическим либерально-демократическим, с его свободой

частной собственности и вытекающим отсюда неравенством, с приоритетом

материального богатства личности над духовным, с его высшими ценностями:

волей к богатству, власти и наслаждению [4, 9].

Все это говорит о том, что главной проблемой начала XXI в. должна стать

проблема идеологии, ориентированной на формирование и развитие творческой

духовной сущности человека. Сможет человечество и Россия, прежде всего,

создать новую гуманистическую идеологию, предполагающую духовное

возрождение и нравственное совершенствование человека как рефлективной

монады мироздания, или, ориентируясь на одностороннее развитие

материального богатства, приведшего к духовному упадку человечества,

придет к духовной катастрофе с политическими, экономическими и

экологическими катаклизмами? Россия будет поставлена на грань ее

существования, ибо сущность человека определяется прежде всего его

знаниями, освоенными, добытыми и реализованными им в течение всей жизни, а

не материальной собственностью или кровнородственным происхождением. «При

таком подходе, - отмечает В.Т. Пуляев - всякого рода дискуссии - нужна

или не нужна идеология государству - отпадают сами по себе.

Гуманистическая идеология действительно нужна всем - и государству, и

обществу, и каждому его члену, и всему человечеству в целом. Всякая иная

идеология, если она не ставит в центр человека (гуманизм) - античеловечна.

Именно гуманистическая идеология способна объединить всех нас в обществе.

Это главное, в том числе и в деятельности государства. Без этого

невозможно договориться ни о чем, без этого России пришлось бы забыть о

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.