Рефераты. Философия позитивизма






Идеальная структура правления - соединение церкви и государства.

Социальная политика. Совмещение государства с церковью (нетрадиционные

религии должны уйти в сторону). Философы и ученые - позитивные священники.

Однако позитивизм Конта примыкает не к последовательно материалистической

ветви французского Просвещения, а к его агностическому, скептическому

направлению. Это выражается и в подчеркивании подчиненности всей

действительности строгим объективным законам, и в характере многих из

включенных Контом в «синтетическую философскую науку» обобщений, которые

часто качественно не отличаются от обобщений частных наук. А так как

бессознательной предпосылкой естествознания XIX в. был материализм, то и

некоторые обобщения, включенные в состав позитивистской философии, несли на

себе сильный отпечаток естественнонаучного материализма. При этом

позитивизм отличается и от философских концепции Тюрго и Даламбера: то, что

у последних находилось па втором плане, у Конта превращается в ядро

философии.

История «тяжбы» философии с наукой показала, как считает Конт, что

всякие попытки «приспособить» «метафизическую» проблематику к духу

научности заведомо обречены на провал. В качестве вывода из этой истории

Конт предлагает признать, что наука не нуждается в какой-либо стоящей над

ней философии, а должна опираться сама на себя. Но из этого не следует, что

для адекватного познания действительности достаточно отдельных, частных

научных дисциплин. Существует объективная потребность в выявлении,

раскрытии связи между отдельными науками, в создании их системы.

За общей наукой, раскрывающей связь отдельных наук, можно, по мнению

Конта, сохранить название «философия». Однако эта новая наука не должна

иметь ничего общего с традиционной философией, так как методы исследования

старой и новой философии принципиально отличаются друг от друга. Построение

«новой философии» является естественным продолжением той работы, которая

совершается в специальных науках. Нет никаких ограничений степени общности

формулируемых в них закономерностей; более или менее общие из них могут

раскрывать сами специальные науки, а исследованием самых общих занимается

философия, связанная с чисто научными обобщениями лишь рядом незаметных

переходов. Таким образом, философия сводится к общим выводам из

естественных и общественных наук.

Не такова, говорит Конт, традиционная философская «метафизика»,

проблемы которой не только не могут быть решены научным путем (т. е. на

основании данных опыта и рационального рассуждения), но не могут быть даже

поставлены, если следовать по пути конкретно-научного обобщения. Научная

философия, по мнению Конта, не имеет дела с «метафизическими» проблемами и

поэтому отвергает как идеализм, так и материализм. Пережитки «метафизики»,

к которым относятся, по мнению Конта, претензии на раскрытие причин и

сущностей, должны быть удалены и из науки. К таким пережиткам он относит

претензии науки на раскрытие причин явлений и на проникновение в их

сущность. Наука не объясняет, а лишь описывает явления и, формулируя

законы, отвечает не на вопрос «почему», а лишь на вопрос «как». Таким

образом, Конт принципиально противопоставляет формулировку законов и

выявлению причинных зависимостей. Первое он считает неотъемлемой чертой

науки, второе — пережитком «метафизики».

Последовательное развитие этого тезиса О. Конта ведет к «феноменализму» и

это означало бы не только «изгнание» из науки причинности, но и отрицание

возможности раскрытия объективных, закономерных связей, т. о. признание

точки зрения субъективного идеализма Юма. Желая сохранить связь с

современной научной практикой, Конт делает это ценой явной

непоследовательности.

Он сформировал закон трех последовательных стадий интеллектуальной

эволюции человека: теологической (до 1300г.), метафизической (до 1800г.) и

позитивной. На первой, теологической стадии все явления объясняется на

основе религиозных представлений, вторая - метафизическая заменяет

сверхъестественные факторы в объяснении природы сущностями, причинами.

Вторая стадия подготавливает третью – позитивную, для которой характерно

объединение теории и практики, человек довольствуется тем, что благодаря

наблюдению и эксперименту выделяет связи явлений и на основе тех связей,

которые оказываются постоянными, формулирует законы. «Знать, чтобы

предвидеть, предвидеть, чтобы избегать»- эти слова являются девизом

позитивной науки.

Так же Конт утверждал: основной метод науки - феноменологический

(описательное обобщение) заключается в постановке эксперимента, а затем

попытки обобщить. Закон подчинения воображения наблюдению. Вся информация

из наблюдения, т. е. должны строиться теоретические конструкции, которые

хоть не сейчас, но потом должны экспериментально подтверждаться.

В процессе дальнейшего развития позитивизма все более четко выявлялась

его феноменалистическая, субъективно-идеалистическая тенденция, роднившая

его с юмизмом. Из науки постепенно выбрасывалась мировоззренческая

проблематика и ослаблялось значение элементов естественнонаучного

материализма. Об этом свидетельствуют философские учения крупнейших

английских позитивистов XIX в.— Дж. С. Милля и Г. Спенсера, которые,

существенно отличаясь в деталях от концепции О. Конта, вместе с тем в

решении принципиальных философских вопросов вплотную примыкали к ней.

Герберт Спенсер, используя в своих «синтетических» обобщениях открытия

естествознания второй половины 19 в., объективной реальности, в сущность

которой можно проникнуть лишь посредством религии, а не с помощью науки.

Идея глобального эволюционизма (до Дарвина). Глобальный эволюционизм -

физико-механический закон: перемещения в пространстве и во времени идут в

определенном направлении от гомогенного (однородного) состояния к

разнородному, к большей степени сложности, четкости и выделенности. Задача

позитивных наук - ответить, как устроен этот мир. На вопрос, почему так?

наука не должна отвечать. Философия становится сводом установленных,

опробованных научных истин. Философия сводит знания воедино и знакомит с

ними общественность. Стандартная концепция науки. Наука - постоянное

приращение научного знания. Последующая теория включает в себя предыдущую

как некое предельное место в новой теории.

Выделил три возможности происхождение мира:

1. Мир сам по себе.

2. Кто-то создал.

3. Всегда есть и будет.

Но , как он утверждает, все эти три возможности никуда не годятся: человек

не может понять как все из ничего. Это невозможно, так как невозможно

представить (путает представление с понятием).

Его утверждения:

Все наши знания ограничены нашим опытом. Наш опыт имеет дело с тем, что

произошло, а не с тем, что существует.

Наука имеет предел познания. Познаваемые явления: сходство и не сходство.

Непознаваема конечная причина мира, материя.

Прогресс в обществе связан с прогрессирующим разделением общественного

труда .

Позитивная философия отличается от науки тем, что она закончена.

Наука - это отдельные категории.

Абстрактное знание - математика. Абстрактно-конкретные: физика, химия.

Движение по линии наименьшего сопротивления.

Теория эволюции основана на механике Ньютона.

Эволюционный процесс движения от однородного к разнородному и от хаоса к

порядку от неопределенности к определенности). В конечном итоге в системе

силы уравновешивают друг друга.

Эволюционная стадия сменяется стадией стабилизации. Система подвергается

воздействию других систем ( возмущение ( развивается деградация, т. к.

система замкнутая ( то цикличность.

Джон Стюарт Милль(20.05.1806-8.05.1873):

Известен своей системой индуктивной и дедуктивной логики. Продолжал

традиции классического эмпиризма английских философов, развив его в

позитивизм (в противоположность религиозно-недогматическому позитивизму

Конта). Согласно его учению, основу своей философии составляет психология,

которая устанавливает, что реально даны только соответствующие ощущения и

представление о переходах или будущих возможных ощущениях. Понятия- это

просто (языковые) названия (терминологические). Он отвергает силлогизм

Аристотеля. Внешний мир в этом смысле- постоянная возможность сходных

ощущений. Единственным источником познания является опыт, единственно

допустимым приемом познания- индукция; она же лежит в основе умозаключения

логики и аксиом математики; она должна устанавливать не причины, а только

законы явлений. Милль различает науки о природе и науки о духе -

психология, “этология”, наука об обществе- и дает первую обстоятельную

теорию экспериментальной науки о природе и описательного метода.

1. Четыре метода научной индукции:

а) метод сходства

АВС ( d

BMT ( d

POB ( d

________

B ( d

б) метод различия

ABCM ( d

ABC ( d

________

M ( d

в)метод сопутствующих изменений

ABC1 ( d1

ABC2 ( d2

ABC3 ( d3

C ( d

г) метод остатков

ABC ( xyz

A ( x

B ( y

________

C ( z

В последнее десятилетие XIX в. позитивизм в своей первой исторической

форме переживает кризис, который был вызван следующими обстоятельствами.

Во-первых, прогресс естественнонаучного знания обесценил многие из тех

«синтетических» обобщений, которые рассматривались позитивизмом как вечное

и неоспоримое приобретение науки. Естественнонаучный материализм с

элементами механицизма (особенно сильными у Спенсера), нередко являвшийся

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.