выражается в количественной стороне. Т.е. количество не может существовать
само по себе. Кол-во находится в качестве. В то же время существует
некоторая тенденция отделения кол-0ва от качества. Возникает «дурная
бесконечность» (Гегель или неопределяемая бесконечность. (когда кол-во не
связано с качеством). Т.о. кол-во может существовать самостоятельно только
относительно. Между качеством и кол-вом существует неразрывная связь: 1)
качество выражается прежде всего в основных свойствах предмета, т.е. в
анализе объекта необходимо отделить основные св-ва от неосновных и
определить кол-во основных св-в предмета. 2) качество выражается также в
структуре объекта. Это означает, необходимо определить основные элементы
объекта и их кол-во. 3) Качество выражается в содержании объекта.
Содержание выражает самую сложную сторону качества предмета, оно
складывается из всех элементов и всех связей, свойств. Здесь кол-во
выражается в системной математич. Совокупности. Математич. Анализ
бесконечен, т.к. связан с кол-венным содержанием объекта. 4). Кол-во
выражается в счете множества качеств. Одного или одних рядов или классов
последних Кол-во также выражается в счете самих радов или классов качеств.
Взаимодействие между предметами, обладающими количественными
характеристиками не влида сопровождаются изменениями качеств. В каких
случаях количественные изменения ведут к качественному изменению? Данные
изменения связаны прежде всего с нарушениями меры обьекта. Меры есть
границы существования качеств. Нарушение меры связано с такими
количественными изменениями, которые прежде всего ведут к изменению
структуры. Изменение структуры ведет к изменению и исчезновению основных
свойств предмета. Таким образом проблема взаимосвязи качества и количества
выражается прежде всего на уровне структуры обьекта или процесса, а понятие
меры по сути дела отражает устойчивость стуктуры обьекта. Основными
понятиями данного закона являются следующие: 1) качественность, качество,
количество, свойства: основные и неосновные свойства, структура: 1)
основные и неосновные элементы. 2) понятия содержания и меры. Проблема
качественных и количественных взаимодействий отражается во всех науках.
Например в физике качество выражается в физических явлениях (магнетизм,
электричество), в геометрии в геометрических формах (круг, треугольник).
Количественные закономерности в высшей степени выражаются в математике и
информатике. В современных условиях применительно к научному исследованию
существует две проблемы, связанные с качественно-колличественным анализом
действительности:1) первая заключается в разработке и составлении общих
алгоритмов качества, количества и алоритма связи качества и количества.
Данные разработки связаны с проблемой ф-фии. Это ф-кая проблема. 2)
заключается в составлении соответствующих алгоритмов применительно к
анализу конкретных объектов. Таким образом проблема взаимосвязи качества и
количества выступает в качестве одной из основных научных проблем.
Закон взаимосвязи единства и борьбы противоположностей
Данный закон является центральным законом в системе диалектических
законов. В силу того, что этот закон отражает первопричины развития
(источник) этот закон имеет три элемента. Например в законе взаимосвязи
качества и количества также существует три основных элемента: качество,
количество, мера. В данном случае такими элементами являются: 1) борьба
противоположностей. 2) единство. 3) связь единства и борьбы
противоположностей.
Борьба противоположностей. Противоречие является самым очевидным
элементом, те это элемент находится на поверхности. Противоречие – это
органическая связь противоположностей. Или естественная связь различий. Чем
существенне различия, тем сильнее, динамичнее и глубже противоречие.
Противоречие носит всеобщий характер ,те это связано с всемирным законом
всеобщей связи. По сути дела любая связь есть противоречие, по этому по
выражению Гегеля: «Мир соткан из противоречий; Миром правит противоречие».
Из противоречий складываются процессы, в том числе и всеобщие процессы.
Действительность выступает в качестве процессов, таким образом противоречие
является всеобщей тканью действительности и существует проблема
классификации противоречий. Например существуют такие противоречия: 1)
внутренние и внешние. 2) антогонистические и неантогонистические. 3)
конструктивные и неконструктивные. 4) формальные и реальные и т.д. Развитие
противоречий имеет три этапа: 1) возникновение противоречия. 2) развитие
противоречия. 3) снятие противоречия. Противоречие есть главное средство
развития, но не его цель и смысл.
Вторая сторона закона связана с понятием единства, с этой стороной
связана суть закона и в этом его ведущая сторона. Единство в развитии
выступает в качестве его цели и смысле. Единство выступает в качестве самой
глубокой причины развития. В этой связи встает вопрос: что заставляет
вступать в противоречие объекты? Какая сила? 1)различия существующие между
объектами по какому-то общему основанию. 2) определенные всеобщие процессы
и обстоятельства, которые стоят выше других процессов и которые
обуславливают устойчивость, системность, гармонию и целостность
действительности. В марксисткой ф-фии внешний источник развития — это
борьба противоположностей. Что же такое единство в целом? Единство
структурно, а точнее троично: первое — это то, что обуславливает связь
противоречий (потусторонняя сила), второе — единство — непосредственное
взаимодействие между противоположностями (взаимодополнительность,
взаимополагательность, взаимоисключение, взаимопроницаемость), третье — это
то обстоятельство, которое возникает в результате связи взаимодействий
противоположностей, как новый третий элемент. Таким образом источником
развития является единство в его троичности.
Третьим элементом этого закон является связь между единством и борьбой
Закон отрицания отрицания.
Данный закон замыкает логику диалектических законов, фиксирует
заключительный этап развития и указывает на момент перехода. Этот момент в
данном случае определяется понятием скачка в развитии. Скачки бывают резкие
и плавные, скоротечные и длительные. Этот закон указывает так же на
направление развития и выражает последнюю его стадию. Из тезиса(1) и
антитезиса(2) следует синтез(3). Диалектическое отрицание – цепь
взаимообусловленных отрицаний, органическая связь старого и нового. Переход
основных элементов из старого в новое и их развитие в новых условиях.
(«Положительное» удержание старого в новом). Таким образом существует два
основных типа диалектического отрицания. 1) Связан с усложнением процессов
(может быть и положительным и отрицательным). 2) Связан с упрощением
процесса. Наряду с диалектическим отрицанием (логическим отрицанием)
существует метафизическое (неологическое) отрицание, которые связаны или
выражают «обрывы» (или «прорывы») в цепи развития, те. происходят как бы
неожиданные повороты в направлении развития. Данные обрывы в логическом
развитии характеризуются двумя основными типами: 1) Связан с прогрессом
(логическая цепь развития в данном случае не завершается циклом распада или
упрощения). 2) Связан с процессом обрыва цепи развития в сторону распада.
Вывод: проблемы движения и развития в целом отражаются в единстве двух
основных его форм: 1) Метафизическое движение, которое выражено в
определенной форме отрицания, в понятии единства, а также в понятии
качества и в других обстоятельствах связанных с идеальностью
действительности (понятие Бога). 2) Вторая сторона движения выражается в
его диалектичности, поэтому теория метафизики и диалектики должны
взаимодополнять друг другу, а не взаимоисключать.
Понятие материи. Материя сознания.
Данная тема дает обобщающее представление обо всем материальном мире.
Показывается место материального мира в бытие в целом. Категория материи
не является тождественной категории бытию, а также понятию природы. Материя
является частью бытия. В Марксистской ф-фии материя отождествляется с
бытием и поэтому категория материи была центральной, исходной. Из этого
следует Марксистская ф-фия — грубая форма материализма. Понятие материи
шире, чем понятие природы, т.е. в это понятие включается и сам человек и
биотехнические системы созданные им. Т.о. базовыми ф-кими категориями,
составляющими основу всей системы ф-ких категорий являются 3 категории:1)
бытие. 2) материя. 3) дух. Т.о. бытие прежде всего представляется как
соединение (единство) двух противоположных начал: материального и
духовного. Связь между ними является сквозной проблемой всей ф-фии, ее
основным вопросом. Отсюда: материализм и идеализм являются естественными
составными частями ф-фии. Идеализм в ф-фии доминирует. Это связано с тем,
что ведущим началом человеческого бытия является не материя, а дух
(всеобщий дух), сознание, выраженное в морали, религии, образовании, …) Он
первичен применительно к человеческому бытию. Понятие материи является
понятием не физическим, а ф-ким. Понятие материи есть результат обобщения
всех понятий о материальном мире, начиная с обыденных понятий, так же
понятий научных (естественных, технич, гуманит.наук). Понятие материи есть
синтез всех понятий о материальном мире, поэтому в каждом материальном
объекте существует несколько уровней информации: обыденной, естественно-
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14