Рефераты. Философия (лекции)






выражается в количественной стороне. Т.е. количество не может существовать

само по себе. Кол-во находится в качестве. В то же время существует

некоторая тенденция отделения кол-0ва от качества. Возникает «дурная

бесконечность» (Гегель или неопределяемая бесконечность. (когда кол-во не

связано с качеством). Т.о. кол-во может существовать самостоятельно только

относительно. Между качеством и кол-вом существует неразрывная связь: 1)

качество выражается прежде всего в основных свойствах предмета, т.е. в

анализе объекта необходимо отделить основные св-ва от неосновных и

определить кол-во основных св-в предмета. 2) качество выражается также в

структуре объекта. Это означает, необходимо определить основные элементы

объекта и их кол-во. 3) Качество выражается в содержании объекта.

Содержание выражает самую сложную сторону качества предмета, оно

складывается из всех элементов и всех связей, свойств. Здесь кол-во

выражается в системной математич. Совокупности. Математич. Анализ

бесконечен, т.к. связан с кол-венным содержанием объекта. 4). Кол-во

выражается в счете множества качеств. Одного или одних рядов или классов

последних Кол-во также выражается в счете самих радов или классов качеств.

Взаимодействие между предметами, обладающими количественными

характеристиками не влида сопровождаются изменениями качеств. В каких

случаях количественные изменения ведут к качественному изменению? Данные

изменения связаны прежде всего с нарушениями меры обьекта. Меры есть

границы существования качеств. Нарушение меры связано с такими

количественными изменениями, которые прежде всего ведут к изменению

структуры. Изменение структуры ведет к изменению и исчезновению основных

свойств предмета. Таким образом проблема взаимосвязи качества и количества

выражается прежде всего на уровне структуры обьекта или процесса, а понятие

меры по сути дела отражает устойчивость стуктуры обьекта. Основными

понятиями данного закона являются следующие: 1) качественность, качество,

количество, свойства: основные и неосновные свойства, структура: 1)

основные и неосновные элементы. 2) понятия содержания и меры. Проблема

качественных и количественных взаимодействий отражается во всех науках.

Например в физике качество выражается в физических явлениях (магнетизм,

электричество), в геометрии в геометрических формах (круг, треугольник).

Количественные закономерности в высшей степени выражаются в математике и

информатике. В современных условиях применительно к научному исследованию

существует две проблемы, связанные с качественно-колличественным анализом

действительности:1) первая заключается в разработке и составлении общих

алгоритмов качества, количества и алоритма связи качества и количества.

Данные разработки связаны с проблемой ф-фии. Это ф-кая проблема. 2)

заключается в составлении соответствующих алгоритмов применительно к

анализу конкретных объектов. Таким образом проблема взаимосвязи качества и

количества выступает в качестве одной из основных научных проблем.

Закон взаимосвязи единства и борьбы противоположностей

Данный закон является центральным законом в системе диалектических

законов. В силу того, что этот закон отражает первопричины развития

(источник) этот закон имеет три элемента. Например в законе взаимосвязи

качества и количества также существует три основных элемента: качество,

количество, мера. В данном случае такими элементами являются: 1) борьба

противоположностей. 2) единство. 3) связь единства и борьбы

противоположностей.

Борьба противоположностей. Противоречие является самым очевидным

элементом, те это элемент находится на поверхности. Противоречие – это

органическая связь противоположностей. Или естественная связь различий. Чем

существенне различия, тем сильнее, динамичнее и глубже противоречие.

Противоречие носит всеобщий характер ,те это связано с всемирным законом

всеобщей связи. По сути дела любая связь есть противоречие, по этому по

выражению Гегеля: «Мир соткан из противоречий; Миром правит противоречие».

Из противоречий складываются процессы, в том числе и всеобщие процессы.

Действительность выступает в качестве процессов, таким образом противоречие

является всеобщей тканью действительности и существует проблема

классификации противоречий. Например существуют такие противоречия: 1)

внутренние и внешние. 2) антогонистические и неантогонистические. 3)

конструктивные и неконструктивные. 4) формальные и реальные и т.д. Развитие

противоречий имеет три этапа: 1) возникновение противоречия. 2) развитие

противоречия. 3) снятие противоречия. Противоречие есть главное средство

развития, но не его цель и смысл.

Вторая сторона закона связана с понятием единства, с этой стороной

связана суть закона и в этом его ведущая сторона. Единство в развитии

выступает в качестве его цели и смысле. Единство выступает в качестве самой

глубокой причины развития. В этой связи встает вопрос: что заставляет

вступать в противоречие объекты? Какая сила? 1)различия существующие между

объектами по какому-то общему основанию. 2) определенные всеобщие процессы

и обстоятельства, которые стоят выше других процессов и которые

обуславливают устойчивость, системность, гармонию и целостность

действительности. В марксисткой ф-фии внешний источник развития — это

борьба противоположностей. Что же такое единство в целом? Единство

структурно, а точнее троично: первое — это то, что обуславливает связь

противоречий (потусторонняя сила), второе — единство — непосредственное

взаимодействие между противоположностями (взаимодополнительность,

взаимополагательность, взаимоисключение, взаимопроницаемость), третье — это

то обстоятельство, которое возникает в результате связи взаимодействий

противоположностей, как новый третий элемент. Таким образом источником

развития является единство в его троичности.

Третьим элементом этого закон является связь между единством и борьбой

противоположностей.

Закон отрицания отрицания.

Данный закон замыкает логику диалектических законов, фиксирует

заключительный этап развития и указывает на момент перехода. Этот момент в

данном случае определяется понятием скачка в развитии. Скачки бывают резкие

и плавные, скоротечные и длительные. Этот закон указывает так же на

направление развития и выражает последнюю его стадию. Из тезиса(1) и

антитезиса(2) следует синтез(3). Диалектическое отрицание – цепь

взаимообусловленных отрицаний, органическая связь старого и нового. Переход

основных элементов из старого в новое и их развитие в новых условиях.

(«Положительное» удержание старого в новом). Таким образом существует два

основных типа диалектического отрицания. 1) Связан с усложнением процессов

(может быть и положительным и отрицательным). 2) Связан с упрощением

процесса. Наряду с диалектическим отрицанием (логическим отрицанием)

существует метафизическое (неологическое) отрицание, которые связаны или

выражают «обрывы» (или «прорывы») в цепи развития, те. происходят как бы

неожиданные повороты в направлении развития. Данные обрывы в логическом

развитии характеризуются двумя основными типами: 1) Связан с прогрессом

(логическая цепь развития в данном случае не завершается циклом распада или

упрощения). 2) Связан с процессом обрыва цепи развития в сторону распада.

Вывод: проблемы движения и развития в целом отражаются в единстве двух

основных его форм: 1) Метафизическое движение, которое выражено в

определенной форме отрицания, в понятии единства, а также в понятии

качества и в других обстоятельствах связанных с идеальностью

действительности (понятие Бога). 2) Вторая сторона движения выражается в

его диалектичности, поэтому теория метафизики и диалектики должны

взаимодополнять друг другу, а не взаимоисключать.

Понятие материи. Материя сознания.

Данная тема дает обобщающее представление обо всем материальном мире.

Показывается место материального мира в бытие в целом. Категория материи

не является тождественной категории бытию, а также понятию природы. Материя

является частью бытия. В Марксистской ф-фии материя отождествляется с

бытием и поэтому категория материи была центральной, исходной. Из этого

следует Марксистская ф-фия — грубая форма материализма. Понятие материи

шире, чем понятие природы, т.е. в это понятие включается и сам человек и

биотехнические системы созданные им. Т.о. базовыми ф-кими категориями,

составляющими основу всей системы ф-ких категорий являются 3 категории:1)

бытие. 2) материя. 3) дух. Т.о. бытие прежде всего представляется как

соединение (единство) двух противоположных начал: материального и

духовного. Связь между ними является сквозной проблемой всей ф-фии, ее

основным вопросом. Отсюда: материализм и идеализм являются естественными

составными частями ф-фии. Идеализм в ф-фии доминирует. Это связано с тем,

что ведущим началом человеческого бытия является не материя, а дух

(всеобщий дух), сознание, выраженное в морали, религии, образовании, …) Он

первичен применительно к человеческому бытию. Понятие материи является

понятием не физическим, а ф-ким. Понятие материи есть результат обобщения

всех понятий о материальном мире, начиная с обыденных понятий, так же

понятий научных (естественных, технич, гуманит.наук). Понятие материи есть

синтез всех понятий о материальном мире, поэтому в каждом материальном

объекте существует несколько уровней информации: обыденной, естественно-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.