Рефераты. Философия (лекции)






познание является главным видом человеческой деятельности, и данное

положение фундамент обосновывается. Познание связано с освоением всего

человеческого опыта конкретным человеком. С познанием связана возможность

отождествления или совпадения каждого отдельного человека со всем

человечеством и в этом заключается потенциал человека и его безграничные

возможности. Формирование личности связано с познанием, т.е. личность

формируется в процессе освоения человеческого опыта. Кант ставит вопрос о

диалектике познания, говоря о двух понятиях: субъект и объект познания, эти

понятия составляют диалектическую противоположность, противоречие познания.

Суть этой диалектики: ведущим началом, источником познания является не

объект, а субъект познания. Именно субъект преобразует объект,

обстоятельство субъект подчиняет себе объект и переводит энергию объекта, в

свою собственную. Ставится вопрос о структуре субъекта познания. Здесь

выделяются два уровня: 1) Психологический уровень познания. Здесь имеется в

виду качество органов чувств и соответствующие задачи (чувствительность,

любознательность и т.д.). 2) Доопытный уровень, врожденный

(трансцендентный). Это уровень, в котором существуют такие задатки как

чувство пространства и времени, чувство дома и т.п. Одним из важнейших

вопросов теории являются такие как вопрос о ступенях, этапах познания, о

критериях познания. Познание состоит из 3-х этапов: - этап чувственного

познания; - этап рассудка, умственной деятельности; - разум. Критерием

познания является практика, связанная с преобразованием человеческого

разума. Высший критерий познания – этап преобразования человеческого

разума. Создание в голове человека новых идеальных объектов, идей и

понятий, в особенности таких идей, которые являются ведущими в развитии

всего человечества, идея бога и др. идеи. Идеи и являются границей

познания, пределом. Кант первый кто обозначает границы познания. В тоже

время возможно и полное познание действительности. Такое познание возможно

с теми объектами, которые создал сам человек. Кант определяет данные

объекты познания как «вещи для нас». Это понятие отражает мир, существующий

за пределами идей, как мир противоположный человеку, мир непознанного.

Ведущие идеи являются источником и основой веры.

Ф-фия Гегеля.

Выразителем завершения и окончательного оформления немецкой ф-фии был

Гегель. Он создает систему объективного идеализма. В этой связи отметим,

что в ф-фии было две системы объективного идеализма: 1)Платон 2)Гегель

«Феноменология духа», «Наука логики» — работы Гегеля. 1-я работа

посвящена онтологии (структуре мира). 2-я – теория развития, диалектика.

Кант исследовал …, т.е. субъективную диалектику, то Гегель ставит проблему

исследования всеобщего духа, объективной диалектики. Основа всей

реальности — объективная диалектика, Гегель призывает верить во всеобщий

дух и обосновывает существование всеобщего разума: бесконечностью

человеческого мышления и саморазвитием понятий. В основе учения Гегеля

лежит учение об абсолютном разуме, который и является источником всеобщего

развития, поэтому центральной идеей системы Гегеля является идея развития.

Развитие носит двусторонний характер, определяется двумя встречными

движениями: с одной стороны развитие идет от абсолютного разума к природе и

от природы к обществу с др. стороны от понятий к ф-фии, которая должна

включать и данные всех наук и религию, и нравственность, к абсолютному

разуму. Развитие в своей внутренней структуре противоречиво. В ф-кой

системе Гегеля всякое развитие заключено в триаде. Если движение есть

взаимодействие, то развитие есть триада: тезис, антитезис и синтез. В

системе Гегеля заложено внутреннее противоречие: Гегель считал свою систему

абсолютно завершенной, он считал, что это и есть конец ф-фии, с другой

стороны он провозглашал принцип всеобщего и постоянного развития, а в итоге

получается что данный принцип развития неприменим только к его системе.

Вывод: немецкая классическая ф-фия явилась завершением традиционного

идеализма, существовавшего со времен немецкой ф-фии, после греческой ф-фии

идеализм выражался в плюралистических, мелких течениях и не претендовал на

то, чтобы выразится в ф-ких системах, поэтому в современной ф-фии 20в, хоть

она и была в основном идеалистична, за 170 лет не было попыток создания

идеалистичных систем.

Возникновение и основные этапы развития русской ф-фии.

В советской литературе сложился стереотип, что русская ф-фия возникает в

18в и главными философами были Ломоносов, Чернышевский, Герцен и т.д., что

не соответствует истине. Центр возникновения ф-фии на Руси монастырские и

княжеские усадьбы 10-11в., основоположники: Владимир Мономах («Поучение

Владимира Мономаха») и автор «Слово о полку Игореве». В России поздно по

сравнению с другими странами возникла ф-фия. Причины:1) Господство на Руси

языческой культуры и разрозненность человеческих сообществ, атомизация

жизни. 2) Отсутствие устойчивых связей со сформировавшимися мировыми

культурами. Причины возникновения ф-фии на Руси:1) Введение христианства

единого духовного основания 988г на Руси. 2) Введение на Руси единого

письменного текста. 3) Введение единой политической жизни. Создание

государства. 4) Создание городов, как единой культуры, аккумуляция

культуры. Единственным недостатком, отсутствующим фактором, недостающих в

причинах — это отсутствие науки. По этой причине вся история ф-фии была

религиозно-иделистической. Основные этапы развития русской ф-фии.1) 10-17вв

этот период характеризуется этической ф-фией. Философские нравоучения. Ф-

фия единства. Ф-фия отражает связь светской и духовной жизни. 2) 18 — сер

19 вв. Данный период характеризуется попытками заимствования западной ф-фии

и в то же время зарождением натур ф-фии (ф-фии природы) в лице Ломоносова.

3) Середина 19 и первые 3 десятилетия 20 в. Этот период характеризуется

высшим развитием русской ф-фии («золотой век»). Это последний

заключительный период, т.е. последующие десятилетия русская культура

характеризуется отсутствием ф-фии. Существует вопрос, проблема возрождения

ф-фии. Наиболее выдающимися представители в русской ф-фии были: в рамках

религиозного идеализма: Владимир Соловьев, Сергей Булгаков, Павел

Флоренский, Николай Бердяев; в рамках космизма: Циолковский, Федоров; в

рамках мистики: Шестов; в рамках ф-фии свободы: Н. Бердяев; в рамках

социально-критической: Кропоткин и М. Бакунин; таким образом русская ф-фия

третьего периода была достаточно разнообразной и в основном идеалистической

в различных формах.

Русская ф-фия «Серебряного века»

Ф-фия единства начинается с Одоевского. В рамках этой ф-фии единство

русского народа обосновывалось 3-мя обстоятельствами. Это православие, как

духовная основа, монархия, как политическая система и общинно кооперативный

строй, как экономическая система. Основателями социально-критической ф-фии,

критиками марксизма были: Бакунин, Бердяев, Кропоткин. Самым главным

противником марксизма был Бакунин, который отстаивал идеи самоуправления

русского народа и разрушение авторитарного государства. В рамках этой ф-фии

и решалась проблема свободы человека. Основателем ф-фии мирового единства

был Владимир Соловьев. Он одним из первых создал свою ф-кую систему. В

основе этой системы находятся такие учения:1) О богочеловечестве. 2) О

богочеловеке. 3) Учение о Софии. В рамках этой системы делается вывод, что

проблема всеединства неразрешима только в рамках ф-фии. Требуется синтез ф-

фии, науки и религии, в то же время этот синтез должен определятся

приоритетом ф-фии, поэтому В.Соловьев основал идею создания более обширной

науки чем ф-фия. Эта наука есть теософия. Теософия отличается от теологии

тем, что в теологии приоритетом выступает религия. Русская ф-фия была также

представлена таким направлением как «русская идея», или русский путь

развития, основные положения этой ф-фии:1) Россия занимает особое положение

в человеческой системе, находясь на стыке двух мировых культур. 2) По этой

причине Россия представляет главную проблему в человеческой истории. 3)

Россия есть неосуществимое единство запада и востока, и в этом заключается

трагичность ее судьбы. 4) Россия является по своему положению потенциальным

источником, эпицентром человеческих потрясений. 5) Россия также является

потенциальным отстойником мировых культур, в то же время Россия может быть

началом новой человеческой истории. Россия в сущности обладает самым

уникальным историческим потенциалом, таким образом русская ф-фия 19 — 20вв.

внесла существенный вклад в развитие мировой ф-фии.

Неклассическая западная ф-фия 19 века

Философский позитивизм.

Данная ф-фия является новой формой рационализма (Декар). Позитивизм –

есть преимущественно социальная ф-фия. Основоположниками этой ф-фии

является Кант и Спенсер, поэтому социология вытекает из позитивизма.

Основная работа: «Курс позитивной ф-фии» Канта. Социальным источником

данной ф-фии является Великая французская революция, которая породила

насилие и хаос. Поэтому главной задачей новой ф-фии и являетя создание

эволюционной ф-фии общества исключающей революции (ф-фия револютивизма). По

сути дела револитивизм в качестве противопложника марксистской ф-фии,

которая обосновывает необходимость революционных преобразований общества.

Каковы исходные положения данной ф-фии. Главным объектом ф-фии является не

мир в целом, а человечество как единое целое. Человечество является высшим

существом и существом мистическим, где существуют два противоположных мира.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.