Рефераты. Философия (лекции)






форма проявления веры. Религиозных течений много. Только в России их свыше

40. Существуют три основных мировых религии — буддизм, христианство, ислам

и различные национальные религиозные системы типа синтоизм, индуизм,

иудаизм и т. д. В рамках религиозных систем, религиозного сознания большое

значение приобретают этические представления, нормы, идеалы, ценности

(этика конфуцианства, десять заповедей в христианской религии и т. д.). В

религиозном сознании культивируются чувства любви человека к человеку,

терпимости, сострадания, совести, милосердия. Религия формирует духовный

мир человека. Еще недавно в нашей стране религия и верующие люди были в

стесненных обстоятельствах. Господствовала атеистическая идеология, которая

достаточно планомерно и целенаправленно воевала с идеалистическим

мировоззрением (любая религия — объективный идеализм). Несмотря на близость

религии и ф-фии, они различны — идеализм ф-кий есть теоретическая основа

религии. Идеализм и религия как мировоззрения часто решают сходные задачи

по объяснению мира, а также воздействия на сознание и поведение человека.

Их различие состоит в том, что ф-фия есть отражение мира в теоретической,

рационально понятной форме. В ф-фии сформировался жесткий категориальный

аппарат: логос, причинность, закон, идея, необходимость и т. д. Язык ф-

фии — не образы, не картинки, а категории, понятия, ф-фия обычно сводит

дело к логичности, к доказательствам. Положения ф-фии не просто

утверждаются, а выводятся, доказываются в соответствующей

систематизированной, логически упорядоченной форме. Ф-фия относится к

рефлексивному типу мировоззрения, т. е. такому, в котором содержатся

размышления над собственными представлениями о мире и месте человека в этом

мире. Взгляд на свое мышление, свое сознание со стороны — одна из черт ф-

ого сознания. Свободомыслие — объективный принцип ф-фии, который, к

сожалению, субъективно часто нарушается. По самой своей природе ф-фия

требует размышления, сомнения, допускает критику идей, отказ от веры в те

догматы и постулаты, которые утверждаются массовой практикой верующих. Ф-

фия ставит под сомнение предельные основания бытия, включая само

существование мира, в том числе такой вопрос — как возможен мир? Ф-фия

формировалась в борьбе с религиозно-мифологическим сознанием, она

рационально объясняла мир. Исходные типы мировоззрения сохраняются на

протяжении всей истории. «Чистые» типы мировоззрения практически не

встречаются, во всяком случае, они редки и в реальной жизни образуют

сложные и противоречивые сочетания.

Плюрализм.

Плюрализм — есть теоретическая ф-кая концепция обосновывающая

объективность, многообразие развития путей и форм развития объектов, их

возможностей, т.к. любой объект находится в бесконечных связях с другими

объектами, с другой стороны многообразие всегда ведёт к единству. В ф-фии

как и в любой другой науке существует плюрализм, т.е. многообразие

различных теорий, школ и направлений, в результате чего и развивается любая

наука. В ф-фии существует две основные ветви развития. 1) материализм. 2)

идеализм. Материализм абсолютирует материальные основы развития. Идеализм

отдаёт предпочтение идеальным (духовным) основам развития, поэтому главной

проблемой (вопросом) ф-фии является проблема взаимосвязи материального и

духовного.

Условия, особенности, причины возникновения ф-фии.

Ф-фия является одним из обобщающих типов человеческого мышления,

отражающим всю действительность в целом и всеобщее и единое в этой

действительности реально существующее. Существовал ли до ф-фии обобщающий

тип мышления? Существовал, это была мифология. Мифология — есть попытка

обобщения всей действительности, но под углом зрения отражения всеобщего не

как реально существующего, а как мнимого, поэтому мифология есть обобщение

всей действительности, но с помощью чудес. Итак, до определённого

исторического момента не существовало реальных причин для возникновения ф-

фии. Эти причины впервые появляются в первое столетие до н.э. Ф-фия

появляется вначале и одновременно в трёх основных точках формирующейся

единой человеческой цивилизации (Др. Египет, Др. Китай, Др. Индия).

Возникает целый комплекс причин для возникновения ф-фии. Эти причины

принято называть с одной стороны социальные и гносеологические с другой.

Социальные причины. Причин возникновения ф-фии много, но все их можно

свести к одной истине: в жизни людей не было всеобщего и единого. 1)

возникает подвижная социальная структура (социальная классовая структура).

2) появляется разделение труда (умственный и физический), т.е. возникает

класс людей, занимающийся постоянным умственным трудом (появляется

интеллигенция). 3) социально территориальное разделение, т.е. разделение

населения на две части: село и город. Город — аккумулятор человеческой

культуры и опыта. 4) возникновение политики, т.е. государственности и

межгосударственных связей. Гносеологические (познавательные) причины. 1)

возникновение науки (особенно геометрии и математики). В этих науках

обобщение действительности и нахождение всеобщего и единого. Геометрия —

отражение всеобщих форм. Математика — нахождение всеобщих числовых

закономерностей. 2) возникновение религии. Т.е. отражение всей

действительности и нахождение в ней единой божественной сущности, единого

духовного основания. 3) возникновение противоречий между наукой и религией.

Т.е. ф-фия является посредником между наукой и религией, возникает

триединый духовный комплекс, обслуживающий формирование человечества:

наука, религия, ф-фия. Особенности возникновения. 1) сначала ф-фия

возникает как плюралистическая (материализм, идеализм, религиозная ф-фия).

2) ф-фия возникает в двух основных типах: а) рациональная ф-фия (греческая

ф-фия с опорой на науку и на теоретическую форму изложения, а также на

социальную проблематику). Греческая ф-фия становится духовным выражением

западной культуры. б) иррациональная ф-фия (восточная) с опорой на

художественную или полоухудожественную форму изложения и на вселенскую

проблематику. Т. е. человек есть космическое существо. А с точки зрения

греческой ф-фии человек есть социальное существо.

Хронология и краткая характеристика основных этапов.

Причины возникновения ф-фии являются и причиной её развития. Данный

вопрос является дискуссионным. Основные этапы развития мировой ф-фии

преимущественно связываются только с развитием западной ф-фии. Существуют

разногласия в том вопросе, какую ф-фию считать как этап развития, а какую

не считать. Этап – есть существенное приращение, новое слово, новый шаг в ф-

фии. Основные этапы. 1) Греческая (античная) ф-фия. 7 в. до н.э. – 4 в.

н.э. (классика – Сократ, Платон, Аристотель). 2) Средневековая ф-фия. до 15

в. н.э. На этом этапе ф-кое обоснование божественности мироздания

(теоретическое) Фома Аквинский, Августин. 3) ф-фия Возрождения 15 – 16 вв.

(Джордано Бруно, Галилей, Коперник, Кузанский). 4) ф-фия Нового Времени

17вв. Это ф-фия науки и прав человека. (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Джон Локк ).

5) 18 в. ф-фия Просвещения: ф-фия энциклопедических знаний, науки. (Руссо,

Вольтер). 6) немецкая классическая ф-фия 1780–1830г. (Кант, Гегель).

Создана ф-фия познания в лице Канта, классическая теория движения и

развития (Гегель). 7) неклассическая западная ф-фия, вторая половина19в.

Иррационализм Шопенгауэра и Ницше, рациональная ф-фия (Спенсер). 8) вторая

половина 19в. марксистская ф-фия. начало 20в. (Маркс, Энгельс, Ленин). 9)

русская ф-фия. середина 19 – начало 20в. (П. Чаадаев, Владимир Соловьёв,

Булгаков, Бердяев). Обобщение этапов: самыми выдающимися этапами мировой ф-

фии были греческая и германская ф-фии. Самыми длительными этапами были:

греческая и средневековая ф-фия. Самым насыщенным ф-ким временем был 19

век.

Структура ф-фии.

1) Ф-фия структурируется по уровням: всеобщая ф-фия, общая и прикладная.

Всеобщая – теория систем. Общая – этика, натур ф-фия. прикладная – ф-фия

математики, экономики, права. 2) по направлениям подразделяется:

материализм, идеализм, религиозная ф-фия. 3) по методологии: метафизика и

диалектика. Т. о. Ф-фия является важнейшим признаком цивилизации,

неотъемлемым атрибутом единой человеческой системы.

Общие особенности античной ф-фии.

8 в. до н.э. – 9 – 10 в. н.э. – античная ф-фия. 4 основные этапа: 1)

досократовский период. 2) классический период. 3) эллинистический период.

4) римский период. Длительность существования античной ф-фии объясняется

следующим: 1) ф-фия долгое время выходила из мифологических знаний. 2) ф-

фия в этот период вбирала в себя все существующие научные знания. 3) в

рамках греческой ф-фии обосновывались практически все основные проблемы ф-

фии. Общие особенности греческой ф-фии в целом: 1) носила фундаментальный

классический характер. 2) ф-фия была по преимуществу рациональной

(опиралась на науки, носила теоретический характер, ставила перед собой

социальные проблемы). 3) заложила основы европейской культуры. 4)

охватывала практически все вопросы бытия и в тоже время носила

космологический характер.

Досократовский период ф-фии.

Досократовский период характерен тем, что ф-фия была космологической.

Отсутствуют литературные источники за этот период. Данные о периоде

излагаются в учениях Платона, Аристотеля, и др. Греческая ф-фия начинается

с произведений Гомера, написанных в художественной форме, где боги и люди

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.