н др.
Вместе с тем, очевидно, что игнорирование необходимости (природной,
исторической и т. д.) чревато произволом и вседозволенностью, анархией и
хаосом, что вообще исключает свободу. Таким образом, можно прийти к выводу,
что свобода есть нечто большее, чем учет объективной необходимости и
устранение1 внешних ограничений. Гораздо более существенна внутренняя
свобода, “свобода для”, свобода в выборе истины, добра н красоты.
Свобода действительно “сладкое” слово, не зря филологи полагают, что
этот термин восходит к санскритскому корню, означающему “любимый”. “Живи
свободно или умри” – в этом девизе американского штата Нью-Хемпшир
заключено достаточно глубокое содержание.
Очевидно, что существеннейшей характеристикой свободы является ее
внутренняя определенность. Ф. М. Достоевский верно заметил по этому поводу:
“Человеку надо - одного только самостоятельного хотения, чего бы эта
самостоятельность не стоила и'к чему бы не привела”. Человек не примет
никакое общественное устройство, если оно не учтет выгоды человека быть
личностью и иметь свободу для ее реализации.
Выделяют несколько моделей взаимоотношений личности и общества по
поводу свободы н ее атрибутов.
Во-первых, чаще всего это отношения борьбы за свободу, когда человек
вступает в открытый н часто непримиримый конфликт с обществом, добиваясь
своих целей любой ценой. Но это трудный н опасный путь, чреватый тем, что
человек может утратить все другие человеческие качества и, ввязавшись в
борьбу за свободу, попасть в еще худшее рабство. Во-вторых, это бегство от
мира, так называемое поведение, когда человек не в силах обрести свободу
среди людей, бежит в монастырь, в скит, в себя, в свой “мир”, чтобы там
обрести способ свободной самореализации. В-третьих, чаще всего, человек
адаптируется к миру, жертвуя в чем-то своим стремлением обрести свободу,
идя в добровольное подчинение, с тем, чтобы обрести новый уровень свободы в
модифицированной форме.
Возможен, конечно, вариант известного совпадения интересов личности н
общества в обретении свободы, что находит выражение в странах с развитыми
формами демократии. Если раньше свобода воспринималась в основном как
отсутствие принуждения со стороны государства, то к середине XX в. уже
стало очевидно, что понятие свободы должно быть дополнено идеей
регулирования деятельности людей. Однако суть дела в том, что государство
должно это делать не методами насилия н принуждения, а при помощи
экономического механизма и строгом соблюдении прав человека.
В 1789 г. Национальное собрание Франции приняло Декларацию прав
человека и гражданина, в которой провозглашалось, что “целью всякого
политического союза является сохранение естественных н неотчуждаемых прав
человека. Права эти суть: свобода, собственность, безопасность и
сопротивление угнетению”. Особо надо подчеркнуть, что права человека не
могут никем и ничем дарованы, они возникают вместе с человеком, присущи ему
по праву от рождения. Более того, даже плод в утробе матери обладает уже
рядом человеческих прав, находится под защитой закона, а в религиозной
этике, уже с момента зачатия человеческая плоть становится священной, а ее
уничтожение (в случае аборта) рассматривается как убийство.
Государство обязано гарантировать соблюдение прав человека, признавая,
что ценность человеческой личности выше любых ценностей нации, класса,
группы людей и т. д. Это является гарантией от тоталитарного подавления
прав человека, признания его “винтиком” социальной системы. Еще в 1918 г.
Н. А. Бердяев писал: “Идея класса убила в России идею человека”.
Игнорирование или принижение прав личности по сравнению с правами
социальной общности ведет к неминуемой деградации как личности, так и
общества. С другой стороны, нельзя не видеть, что индивидуалистическая
модель соотношения личности н общества небезупречна. В ее рамках могут быть
легализованы корыстные мотивы, эгоизм н та или иная степень социальной
несправедливости. В этой сфере как и во многих других нужна “золотая
середина”, которая способствует усилению жизнестойкости общества и человека
и развитию человеческого и человеке, т. е. движению к гуманизму. Еще Гегель
писал, что для того, кто сам не свободен, не свободны и другие.
Таким образом, свобода – это сложнейший и глубоко противоречивый
феномен жизни человека и общества, имеющий величайшую притягательность н
являющийся в то же время тяжким бременем. Не зря в западной философской
мысли анализировалось явление “бегства от свободы”, особенно если
реализация свободы приводила к росту неравенства и несправедливости. Эта
проблема – как соотнести свободу и равенство, не приводя к подавлению и
уравниловке, стоит перед каждым обществом н государством. Решая ее,
приходится ориентироваться на ту или иную систему культурных норм и
ценностей.
Говоря о становлении представлений о ценности человека, нужно
подчеркнуть, что это понятие универсальное и несводимо к “полезности”
человека для общества. Попытки делить людей на “нужных” и “ненужных”
порочны по самой сути, ибо их реализация неминуемо порождает произвол,
ведущий к деградации н человека, и общества. Ценность человеческой личности
в определенном смысле выше всего того, что делает или говорит данный
человек. Ее нельзя свести к труду или творчеству, к признанию со стороны
общества или группы людей. Как объективные критерии (плоды труда, акты
творчества), так и их субъективная оценка со стороны современников грешат
односторонностью.
История многократно доказывает, что истинный мас штаб и направленность
деяний и помыслов многих личностей становится очевиден спустя много лет, а
то н столетий. Ценность многих исторических деятелей и их трудов как бы
непрерывно возрастает и, в то же время, немало примеров, когда время
развенчивает дутые авторитеты. Поэтому ценность человека в принципе
несоизмерима только с плодами его деятельности. Оставляя после себя вещи,
детей и идеи (заветы), человек не может быть сведен к сумме этого
наследства.
Однако в жизни возникают непростые вопросы – чем в принципе отличается
продажа своих рук или мозга от продажи своих органов и вправе ли человек
распоряжаться в этом отношении сам собой? Очевидно, ответы типа “или да или
нет” не могут удовлетворить и приходится анализировать эту сложнейшую
проблему. Решать ее нужно с учетом того, что человек является не только
материальным, но и духовным существом, а последний род ценностен не имеет
стоимостных характеристик. Образно говоря, человека можно купить и продать
целиком или частично, он сам вправе это сделать, но необходимо помнить, что
самое страшное, говоря словами Гёте – “продать душу дьяволу”, отказавшись
от самого себя. Рано или поздно человечество преодолеет товарное отношение
к человеку, он вырвется из отношений экономической необходимости в
обозримом будущем стоимостных характеристик человека и его тела.
Важным феноменом миры культуры являются вещи, производимые человеком
на протяжении всего исторического пути. Мир вещей обнимает собой все – от
древнейших пирамид до суперсовременных компьютеров и ускорителей,
космических аппаратов и полимеров. Этот мир материальной культуры,
созданный людьми для удовлетворения своих потребностей, представляет как бы
“неорганическое тело” человека, многократно усиливая его мощь, опредмечивая
его способности и таланты. Вешний мир стал “второй природой” человека и не
случайно ценностное отношение к нему является достаточным точным критерием
личности самого человека. Вопрос о соотношении ценности человека, его жизни
и здоровья и его имущества всегда был центральным для любой
мировоззренческой системы. Все религии сурово осуждают стремление к
накоплению материальных ценностей, жадность, алчность. Христианство считает
людей, погрязших в вещах и чувственных удовольствиях, “плотскими”, не
способными на душевность и духовность. Делиться своим имуществом с бедным –
один из “столпов” ислама, обязательное правило поведения мусульманина.
Буддисты считают, что отказ от накопления вещей – один из первых шагов на
пути к просветлению.
Сущность проблемы ценности и оценки мира вещей состоит в том, чтобы
уяснить пределы этого мира и их влияние на развитие личности человека.
Очевидно, что люди не могут обходиться каким-то минимумом вещей, а идеалы
аскетизма никогда не имели широкого распространения. Столь же очевидно, что
нет и верхнего предела насыщения этого мира, а количество вещей в мире
умножается. Более того, одной Из причин острого экологического кризиса
является накопление в природе отбросов человеческой цивилизации, которые не
могут быть ею утилизированы (пластмассы, полимерные материалы и т. д.).
Переработка ресурсов планеты в вещи идёт ускоренными темпами, что
порождает, с одной стороны, серьезную озабоченность ученых и политиков, а с
другой, массовые движения за отказ от беспредельного потребления и
добровольное самоограничение (гандизм). А. П. Чехов вложил в уста одному
своему герою такие слова: “Человеку нужны не три аршина земли, не усадьба,
а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все
свойства и особенности своего свободного духа”. Если учесть, что рост
населения Земли идет достаточно быстрыми темпами, а ресурсы ее ограничены,
то ясно, что без самоограничения не обойтись, но это требует выработки
соответствующей системы ценностей у каждой личности.
Распространенное мнение, что богатство развращает человека, губит его,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8