Рефераты. Человек, индивид, личность






приложим, хотя все люди появляются на свет как индивиды (за исключением так

называемых сиамских близнецов) и как индивидуальности. Под последним

понимается то, что в каждом новорожденном ребенке уникально неповторимым

образом запечатлена как в генотипе, так и в фенотипе вся его предыстория.

Это относится и к врожденным особенностям биохимических реакций,

физиологических параметров, готовности мозга к восприятию внешнего мира и

т. д. При рождении, все дети не только разные, но и уникальные, ибо даже

однояйцевые близнецы различаются по ряду существенных признаков. Получение

генетической копии - двойника человека – в принципе, видимо, возможно уже к

концу XX в., но потребует еще огромных усилий специалистов по генной

инженерии и биотехнологии н вызовет массу сложнейших этических проблем.

В последние годы большое внимание уделяется так называемой

пренатальной общности, т. е. формированию особых отношений между матерью и

плодом. Пренатальная общность ограничена во времени зачатием н рождением н

включает в себя все связи н отношения с миром, реальные н воображаемые, в

которых находится женщина, ожидающая ребенка. Следует отметить, что границы

препатальпого возраста (зачатие – рождение) задаются существующей культурой

и не являются раз и навсегда жестко определенными. В восточных цивилизациях

считается, что “присутствие” человека в мире начинается еще за год до его

зачатия.

Как предполагается, плод предпочтительнее и быстрее осваивает те

воздействия, которые обращены непосредственно к нему. Мать, субъективно

обособляя ребенка, вступая в отношения с ним как с Другим, соединяет его с

миром, готовит предпосылки для его связей с будущей средой. На втором

месяце внутриутробной жизни развивается центральная (ЦНС) и периферическая

нервная система, полуторамесячный эмбрион реагирует на боль, отстраняется

от света, направленного на живот матери, прикосновения к подошвам, в шесть-

семь недель возникает орган вкуса (позднее он начинает ощущать вкус и запах

околоплодных вод). Пятимесячный эмбрион слышит громкие крики, “пугается”,

“сердится”, “грозит”, реагирует на слова и ласки, изменяет поведение в

зависимости от настроения матери. С шести месяцев, согласно Верни, берет

свой отсчет интеллектуальная и эмоциональная жизнь ребенка. Его поведение в

этот период изменяется в ответ на голос матери н отца, эмбрион способен

увязать свое поведение со знакомым голосом, способен даже к опережающему

отражению в своем поведении; он “знает”, какие движения вызовут чувство

удовольствия, какие – неудовольствия.

Иными словами, многие предпосылки личностного развития .закладываются

еще во внутриутробном периоде, что требует соответствующего осмысления в

рамках определенного мировоззрения.

“Кризис рождения” имеет не только физиологическое значение, но во

многом определяет параметры психической деятельности взрослого человека.

Первый крик – это крик “пет”!, подчеркивают современные специалисты, это

отказ от того, что называют жизнью. Отражение насильственной, обижающей,

репрессивной по своей природе обстановки рождения человека исследовал С.

Грофф. Он систематизировал и обобщил эмбриональные переживания пациентов,

находящихся в измененном состоянии сознания, и на этой основе разработал

методику “второго рождения”. В плане личностного самоопределения человека

важно подчеркнуть, что человек приходит в жизнь с опытом рождения, а к

рождению с опытом пренатальной общности. Более того, последние данные науки

по поводу специфики генома человека говорят о том, что мы находимся в

глубочайшем родстве с живой н неживой природой и в этом смысле предпосылки

личности каждого во многом определяются природным основанием человека.

Итак, новорожденный уже выраженная, яркая индивидуальность, и каждый

день его жизни увеличивает потребность в многообразных реакциях на

окружающий мир. Психологи сравнивают ребенка первого года жизни с петухом,

ибо плач и крик для пего единственно доступные способы дать знать о своих

неудовлетворенных потребностях, единственные способы самовыражения.

Буквально с первых дней жизни, с первых кормлений, пеленаний и т. д.

формируется свой, особый стиль поведения ребенка, так хорошо узнаваемый

матерью и близкими. Индивидуальность ребенка нарастает к двух-трехлетнему

возрасту, который сравнивают с обезьяной по интересу к миру и освоению

собственного “я”. Именно в этом периоде проявляются первые черты

личностного поведения, во многом обусловленные тем, что ребенок попадает в

ситуации свободного выбора. В этом возрасте все дети необычайно талантливы

и любознательны, н если окружающие способствуют развитию этих качеств,

становление личности идет гармонично. Большое значение для дальнейшей

судьбы имеют особые “критические” моменты, во время которых происходит

запечатлевание ярких впечатлений внешней среды, что потом во многом

определяет поведение человека. Они носят название импрессннга и могут быть

очень разными, например, музыкальной пьесой, потрясшей душу историей,

картиной какого-то события или внешним видом человека.

Дальнейшее развитие личности связано с “прохождением” других

возрастных периодов и, с другой стороны, - с особенностями развития девочек

и мальчиков, девушек н юношей. Возраст, пол, профессия, круг общения, эпоха

– все это формирует личность. На жизненном пути неизбежны и взлеты – как

правило, в юности н в возрасте 30–40 лет н застои (25-30 лет, 40-45 лет).

Рубежами в жизни человека становятся отрыв от родительской семьи, создание

собственной семьи, рождение детей н т. д. Английский поэт XVIII в.

Вордсворт сказал так: “Ребенок – отец мужчины”. В этом парадоксе хорошо

выражена глубокая мысль – человека делает личностью прежде всего забота о

другом человеке, о ребенке, любимой или любимом. Недаром среди рецептов

долгой и счастливой жизни ведущее место занимает чувство любви к людям и

миру.

Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и

ценностных ориентации данного общества, что называют социализацией. Человек

учится выполнять особые социальные роли, т. е. учится вести себя в

соответствии с ролью ребенка, студента, служащего, супруга, родителя и т.

д. Все они имеют выраженный культурный контекст и, в частности, значительно

зависят от стереотипа мышления. Можно сказать так: личностью становится

практически каждый человек в процессе развития своей индивидуальности в

данной конкретно-исторической обстановке. Если нет тяжелых врожденных

дефектов развития головного мозга, последствий родовой травмы или

заболевания, то становление личности - итог взаимодействия человека н

общества. В течение жизни человек может в той или иной степени утратить

личностные черты вследствие развития хронического алкоголизма, наркомании,

тяжелых заболеваний ЦНС н т. п. В принципе личность может “умереть” в еще

живом человеке, что говорит о сложной внутренней структуре этого феномена.

Выделяют, прежде всего, так называемую физическую личность или

физическое Я. Это тело, или телесная организация человека, самый устойчивый

компонент личности, основанный на телесных свойствах н самоощущениях. Тело

не только первый “предмет” для познания, но н обязательный компонент

личностного мира человека, как помогающее, так и мешающее в процессах

общения. К физической личности могут быть отнесены также одежда н домашний

очаг. Известно, что многое о человеке можно сказать по данным элементам.

Это же относится н к произведениям ручного или интеллектуального труда

человека – украшениям его быта, коллекциям, рукописям, письмам и т. д.

Защита себя, своего тела, своей идентичности, равно как н своего ближайшего

окружения, относится к числу древнейших личностных качеств человека и в

истории общества, и в истории индивида. Как сказал Г. Гейне: каждый человек

есть “целый мир, рождающийся и умирающий вместе с ним...”

Социальная личность складывается в общении людей, начиная с первичных

форм общения матери с ребенком. По сути дела она предстает как система

социальных ролей человека, в разных группах, мнением которых он дорожит.

Все формы самоутверждения в профессии, общественной деятельности, дружбе,

любви, соперничестве н т. д. формируют социальную структуру личности.

Психологи отмечают, что довольство или недовольство собой всецело

определяется дробью, в которой числитель выражает наш действительный успех,

а знаменатель – наши притязания.

При увеличении числителя и уменьшении знаменателя дробь будет

возрастать. Т. Карлейль по этому поводу говорил: “Приравняй твои притязания

к нулю и целый мир будет у ног твоих”. Этот принцип культивировали также

античные философы – стоики и сторонники ряда восточных философских систем.

Духовная личность составляет тот невидимый стержень, ядро нашего “я”,

на котором держится все. Это внутренние душевные состояния, отражающие

устремленность к определенным духовным ценностям и идеалам. Они могут н не

осознаваться во всей полноте, но так или иначе забота о “душе” является

квинтэссенцией личностного развития. Рано или поздно каждый человек, хотя

бы в отдельные моменты жизни начинает задумываться над смыслом своего

существования и духовного развития. Духовность человека не является чем-то

внешним, ее нельзя приобрести путем образования или подражания даже лучшим

примерам.

Зачастую она не только “держит” личность, подобно стержню, но н

является высшим благом, верховной ценностью, во имя которой иногда жертвуют

жизнью. Потребность в духовном развитии личности в полном смысле слова

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.