ненасыщаема, чего нельзя сказать о физических и социальных потребностях. В
знаменитом выражении Б. Паскаля о человеке как “мыслящем тростнике”
подчеркивается сила духа, даже при самых суровых условиях бытия. Более
того, история дает массу примеров того, как интенсивная духовная жизнь
(мудрецов, ученых, деятелей литературы и искусства, религиозных
подвижников) была залогом не только физического выживания, но н активного
долголетия. Люди, сохраняющие свой духовный мир, как правило, выживали и в
условиях каторг н концлагерей, что еще раз подтвердил горький опыт XX в.
Выделение физической, социальной и духовной личности (так же как и
соответствующих потребностей) носит достаточно условный характер. Все эти
стороны личности образуют систему, каждый из элементов которой может на
разных этапах жизни человека приобретать доминирующее значение. Известны,
скажем, периоды усиленной заботы о своем теле и его функциях, этапы
расширения н обогащения социальных связей, пики мощной духовной активности.
Так или иначе, но какая-то черта принимает снстемообразующий характер и во
многом определяет сущность личности на данном этапе ее развития. Вместе с
тем, возраст, тяжелые испытания, болезни и пр. могут во многом изменить
структуру личности, привести к своеобразному ее “расщеплению” или
деградации.
Выделяют несколько крупных социальных типов личности, которые
прослеживаются на всем историческом пути развития человечества.
Первый тип – “деятели” – охотники и рыболовы, воины и ремесленники,
земледельцы и рабочие, инженеры и геологи, медики и педагоги и менеджеры и
т. д. Для таких личностей главное – активное действие, изменение мира и
других людей, включая и самого себя. Они “горят” на работе, находя в этом
высшее удовлетворение, даже если ее плоды и не столь заметны. Бурный рост
капитализма привел к культивированию именно такой личности – активной,
знающей себе цену, обладающей чувством собственного достоинства и
осознающей меру своей ответственности за себя, свою семью, свой народ.
Потребность в таких личностях была всегда острой. Еще евангелист Лука
приводил слова Христа: “Жатвы много, а делателей мало”.
Второй тип - мыслители. Это люди, которые, по словам Пифагора,
приходят в мир не для того, чтобы соревноваться и торговать (как на
Олимпийский играх), а смотреть и размышлять. Образ мудреца, мыслителя,
воплощавшего в себе традиции рода и его историческую память (летописание)
всегда пользовался огромным авторитетом. Недаром многие великие мудрецы и
пророки: Будда и Заратустра, Моисей и Пифагор, Соломон и Лао-Цзы, Конфуций
и Махавнра Джина, Христос и Мухамед считались либо посланцами богов, либо
обожествлялись сами. Размышление о мире всегда требует определенного
днстанцироваиия, удаления из гущи событий. Поэтому мыслители оттачивают
свое единственное оружие – слово, Логос, которым они, говоря словами поэта
“жгут сердца людей”. Еще с библейских времен известно, что “никакой пророк
не принимается в своем Отечестве”. Трагичны судьбы многих выдающихся
мыслителей прошлого и настоящего, но эти “маяки” человечества всегда будут
'вечно живыми для современников и потомков.
Третий тип – люди чувств и эмоций, которые остро чувствуют, как
“трещина мира” (Г. Гейне) проходит через их сердца. Прежде всего, это
деятели литературы и искусства, гениальные прозрения которых зачастую
опережают самые смелые научные прогнозы и прорицания мудрецов. Известно,
что поэт А. Белый еще в 1921 г. написал стихи, где упоминалась атомная
бомба, а его великий современник А. Блок слышал “музыку” революций задолго
до ее начала. Таких примеров немало н они говорят о том, что мощь интуиции
великих поэтов н художников граничит с чудом.
Четвертый тип - гуманисты и подвижники, отличающиеся обостренным
чувством ощущения душевного состояния другого человека, как бы
“вчувствуются” в него, облегчая душевное и телесное страдание. Их сила - в
вере в свое предназначение, в любви к людям и всему живому, в активном
деянии. Они сделали делом своей жизни милосердие. А. Швейцер н Ф. П. Гааз,
А. Дюиан н Мать Тереза, тысячи их последователен в истории н нашей
действительности – живые примеры служения людям, независимо от их расы,
нации, возраста, пола, состояния, вероисповедания и других признаков.
Евангельская заповедь: “Люби ближнего твоего, как самого себя” находит в их
деятельности непосредственное воплощение. “Спешите делать добро”, - этот
жизненный девиз русского врача-гуманиста XIX в. Ф. П. Гааза символизирует
стержень таких личностей.
В основных культурах и цивилизациях Земли сложились определенные типы
личностей, отражающие особенности Востока и Запада. Так, если сравнить
европейский канон личности, отражающий идеал цивилизаций Запада с японским,
как моделью культур Востока, то очевидны существенные различия. В
европейской модели личность понимается как определенная целостность,
которая сходным образом действует в разных ситуациях, сохраняя свой
основной “стержень”.
Становление личности шло через этапы сознания чувств страха и стыда
(античное общество), любви к Богу, греховности человека н корпаратнвной
морали (феодальный мир) н, наконец, утверждения самоценности человеческой
индивидуальности и появления феномена отчуждения в Новое время. Для японцев
более характерно восприятие личности и ее поступков как совокупности
нескольких “кругов обязанностей” – по отношению к императору, родителям,
друзьям, самому себе и т. д. Для каждой сферы есть свой “кодекс” поведения.
Личность здесь не автономна и самоценна, и реализуется лишь в связи с какой-
то общностью. Европеец предстает как “твердая личность”, напоминающая яйцо
в скорлупе, в то время как японец более озабочен сохранением своей “мягкой”
идентичности, установлением и поддержанием связей с окружающими.
Особенности восприятия личности в разных культурах определяются еще и
количеством слов (лексических единиц) для выражения индивидуальных черт
личности. Так, в русском языке их около двух тысяч, в немецком четыре
тысячи, а в английском до семнадцати тысяч.
Наконец, существующие мировые религии выработали свой нормативный
идеал личности, который отражает сущность н догматический стержень каждой
религии. Так, христианский идеал личности в основе своей имеет любовь к
Богу и любовь к ближнему, что неразрывно связано. Чем ближе человек к Богу,
тем ближе он н к другим людям. Личностное развитие понимается как расцвет
всех талантов, данных человеку Богом и, в то же время, постоянное
приготовление к жизни вечной, осознание своей греховности и спасительной
миссии Христа. Подлинность обретается личностью в душевном и духовном
бытии, когда человек судит н оценивает сам себя, ориентируясь на высшую
реальность, на Бога. Как сказал русский религиозный мыслитель С. Л. Франк:
“Тайна личности как индивидуальности состоит, таким образом, именно в том,
что в ней, именно в ее глубочайшей, определяющей ее существо особенности,
получает выражение общезначимое – общая всем людям, всех одинаково
затрагивающая всеобъемлющая бесконечность трансцендентного духовного
бытия”.
Таким образом, в основе христианского учения о личности лежит
представление о совпадении всеобщего (Бога) с индивидуальным (человеком),
что содержится в тайне феномена Богочеловека (Христа). Именно в личности
Христа, в тайне соединения в нем двух природ - божественной н человеческой
- содержится сущность христианского понимания личности человека. Путь
стяжания благодати представляется кардинальным направлением жизни человека.
Важно подчеркнуть, что в отличие от других религии, христианство
сугубо персоналистичио, а не концептуалистичио. Главное – личность Христа н
основанная им Церковь как соединение верующих в единое тело, главой которой
является он Сам. Если говорить об особенностях христианского миропонимания
как основы нравственного поведения личности, главный отличительный признак
личности – любовь не к тем, кто любит ее, а любовь к врагам. Основатель
христианства так выразил эту мысль: “Заповедь новую даю вам, да любите друг
друга, как Я возлюбил вас” (т. е. до распятия на кресте). Богатство н
неповторимость личности христианства возрастают при движении его к Богу, а
путь в обратном направлении чреват безликостью.
В исламской модели личности главное – строгое н безукоризненное
выполнение воли Аллаха. Права Бога рассматриваются шариатом как основные н
предшествующие всем остальным. Мусульманин должен исповедовать абсолютное
единобожие, веру в Пророка Мухаммеда; повиноваться Аллаху и поклоняться
ему. Все это нужно выполнять, прежде всего, за счет других личных прав и
обязанностей. Однако ислам настаивает на сбалансированности и умеренности,
по принципу, что личность должна нести меньшие потери, дабы избежать
больших потерь. В частности, ислам запрещает бессмысленное кровопролитие и
призывает бороться только с теми, кто сам поднялся на борьбу. Для
мусульманина весь мир четко разделен на правоверных и неверных, причем в
отношении последних возможны либо священная война, либо они могут
добровольно покориться исламу.
Шариат запрещает все, что может угрожать физическому, умственному н
моральному развитию личности, включая алкоголь, наркотики, мясо животных,
считающихся нечистыми н т. д. В то же время приветствуется н поощряется
“правильное” пользование всеми радостями жизни н запрещается самоотречение,
аскетизм и т. д. Категорически осуждается самоубийство, прелюбодеяние,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8