Рефераты. Человек, индивид, личность






ненасыщаема, чего нельзя сказать о физических и социальных потребностях. В

знаменитом выражении Б. Паскаля о человеке как “мыслящем тростнике”

подчеркивается сила духа, даже при самых суровых условиях бытия. Более

того, история дает массу примеров того, как интенсивная духовная жизнь

(мудрецов, ученых, деятелей литературы и искусства, религиозных

подвижников) была залогом не только физического выживания, но н активного

долголетия. Люди, сохраняющие свой духовный мир, как правило, выживали и в

условиях каторг н концлагерей, что еще раз подтвердил горький опыт XX в.

Выделение физической, социальной и духовной личности (так же как и

соответствующих потребностей) носит достаточно условный характер. Все эти

стороны личности образуют систему, каждый из элементов которой может на

разных этапах жизни человека приобретать доминирующее значение. Известны,

скажем, периоды усиленной заботы о своем теле и его функциях, этапы

расширения н обогащения социальных связей, пики мощной духовной активности.

Так или иначе, но какая-то черта принимает снстемообразующий характер и во

многом определяет сущность личности на данном этапе ее развития. Вместе с

тем, возраст, тяжелые испытания, болезни и пр. могут во многом изменить

структуру личности, привести к своеобразному ее “расщеплению” или

деградации.

Выделяют несколько крупных социальных типов личности, которые

прослеживаются на всем историческом пути развития человечества.

Первый тип – “деятели” – охотники и рыболовы, воины и ремесленники,

земледельцы и рабочие, инженеры и геологи, медики и педагоги и менеджеры и

т. д. Для таких личностей главное – активное действие, изменение мира и

других людей, включая и самого себя. Они “горят” на работе, находя в этом

высшее удовлетворение, даже если ее плоды и не столь заметны. Бурный рост

капитализма привел к культивированию именно такой личности – активной,

знающей себе цену, обладающей чувством собственного достоинства и

осознающей меру своей ответственности за себя, свою семью, свой народ.

Потребность в таких личностях была всегда острой. Еще евангелист Лука

приводил слова Христа: “Жатвы много, а делателей мало”.

Второй тип - мыслители. Это люди, которые, по словам Пифагора,

приходят в мир не для того, чтобы соревноваться и торговать (как на

Олимпийский играх), а смотреть и размышлять. Образ мудреца, мыслителя,

воплощавшего в себе традиции рода и его историческую память (летописание)

всегда пользовался огромным авторитетом. Недаром многие великие мудрецы и

пророки: Будда и Заратустра, Моисей и Пифагор, Соломон и Лао-Цзы, Конфуций

и Махавнра Джина, Христос и Мухамед считались либо посланцами богов, либо

обожествлялись сами. Размышление о мире всегда требует определенного

днстанцироваиия, удаления из гущи событий. Поэтому мыслители оттачивают

свое единственное оружие – слово, Логос, которым они, говоря словами поэта

“жгут сердца людей”. Еще с библейских времен известно, что “никакой пророк

не принимается в своем Отечестве”. Трагичны судьбы многих выдающихся

мыслителей прошлого и настоящего, но эти “маяки” человечества всегда будут

'вечно живыми для современников и потомков.

Третий тип – люди чувств и эмоций, которые остро чувствуют, как

“трещина мира” (Г. Гейне) проходит через их сердца. Прежде всего, это

деятели литературы и искусства, гениальные прозрения которых зачастую

опережают самые смелые научные прогнозы и прорицания мудрецов. Известно,

что поэт А. Белый еще в 1921 г. написал стихи, где упоминалась атомная

бомба, а его великий современник А. Блок слышал “музыку” революций задолго

до ее начала. Таких примеров немало н они говорят о том, что мощь интуиции

великих поэтов н художников граничит с чудом.

Четвертый тип - гуманисты и подвижники, отличающиеся обостренным

чувством ощущения душевного состояния другого человека, как бы

“вчувствуются” в него, облегчая душевное и телесное страдание. Их сила - в

вере в свое предназначение, в любви к людям и всему живому, в активном

деянии. Они сделали делом своей жизни милосердие. А. Швейцер н Ф. П. Гааз,

А. Дюиан н Мать Тереза, тысячи их последователен в истории н нашей

действительности – живые примеры служения людям, независимо от их расы,

нации, возраста, пола, состояния, вероисповедания и других признаков.

Евангельская заповедь: “Люби ближнего твоего, как самого себя” находит в их

деятельности непосредственное воплощение. “Спешите делать добро”, - этот

жизненный девиз русского врача-гуманиста XIX в. Ф. П. Гааза символизирует

стержень таких личностей.

В основных культурах и цивилизациях Земли сложились определенные типы

личностей, отражающие особенности Востока и Запада. Так, если сравнить

европейский канон личности, отражающий идеал цивилизаций Запада с японским,

как моделью культур Востока, то очевидны существенные различия. В

европейской модели личность понимается как определенная целостность,

которая сходным образом действует в разных ситуациях, сохраняя свой

основной “стержень”.

Становление личности шло через этапы сознания чувств страха и стыда

(античное общество), любви к Богу, греховности человека н корпаратнвной

морали (феодальный мир) н, наконец, утверждения самоценности человеческой

индивидуальности и появления феномена отчуждения в Новое время. Для японцев

более характерно восприятие личности и ее поступков как совокупности

нескольких “кругов обязанностей” – по отношению к императору, родителям,

друзьям, самому себе и т. д. Для каждой сферы есть свой “кодекс” поведения.

Личность здесь не автономна и самоценна, и реализуется лишь в связи с какой-

то общностью. Европеец предстает как “твердая личность”, напоминающая яйцо

в скорлупе, в то время как японец более озабочен сохранением своей “мягкой”

идентичности, установлением и поддержанием связей с окружающими.

Особенности восприятия личности в разных культурах определяются еще и

количеством слов (лексических единиц) для выражения индивидуальных черт

личности. Так, в русском языке их около двух тысяч, в немецком четыре

тысячи, а в английском до семнадцати тысяч.

Наконец, существующие мировые религии выработали свой нормативный

идеал личности, который отражает сущность н догматический стержень каждой

религии. Так, христианский идеал личности в основе своей имеет любовь к

Богу и любовь к ближнему, что неразрывно связано. Чем ближе человек к Богу,

тем ближе он н к другим людям. Личностное развитие понимается как расцвет

всех талантов, данных человеку Богом и, в то же время, постоянное

приготовление к жизни вечной, осознание своей греховности и спасительной

миссии Христа. Подлинность обретается личностью в душевном и духовном

бытии, когда человек судит н оценивает сам себя, ориентируясь на высшую

реальность, на Бога. Как сказал русский религиозный мыслитель С. Л. Франк:

“Тайна личности как индивидуальности состоит, таким образом, именно в том,

что в ней, именно в ее глубочайшей, определяющей ее существо особенности,

получает выражение общезначимое – общая всем людям, всех одинаково

затрагивающая всеобъемлющая бесконечность трансцендентного духовного

бытия”.

Таким образом, в основе христианского учения о личности лежит

представление о совпадении всеобщего (Бога) с индивидуальным (человеком),

что содержится в тайне феномена Богочеловека (Христа). Именно в личности

Христа, в тайне соединения в нем двух природ - божественной н человеческой

- содержится сущность христианского понимания личности человека. Путь

стяжания благодати представляется кардинальным направлением жизни человека.

Важно подчеркнуть, что в отличие от других религии, христианство

сугубо персоналистичио, а не концептуалистичио. Главное – личность Христа н

основанная им Церковь как соединение верующих в единое тело, главой которой

является он Сам. Если говорить об особенностях христианского миропонимания

как основы нравственного поведения личности, главный отличительный признак

личности – любовь не к тем, кто любит ее, а любовь к врагам. Основатель

христианства так выразил эту мысль: “Заповедь новую даю вам, да любите друг

друга, как Я возлюбил вас” (т. е. до распятия на кресте). Богатство н

неповторимость личности христианства возрастают при движении его к Богу, а

путь в обратном направлении чреват безликостью.

В исламской модели личности главное – строгое н безукоризненное

выполнение воли Аллаха. Права Бога рассматриваются шариатом как основные н

предшествующие всем остальным. Мусульманин должен исповедовать абсолютное

единобожие, веру в Пророка Мухаммеда; повиноваться Аллаху и поклоняться

ему. Все это нужно выполнять, прежде всего, за счет других личных прав и

обязанностей. Однако ислам настаивает на сбалансированности и умеренности,

по принципу, что личность должна нести меньшие потери, дабы избежать

больших потерь. В частности, ислам запрещает бессмысленное кровопролитие и

призывает бороться только с теми, кто сам поднялся на борьбу. Для

мусульманина весь мир четко разделен на правоверных и неверных, причем в

отношении последних возможны либо священная война, либо они могут

добровольно покориться исламу.

Шариат запрещает все, что может угрожать физическому, умственному н

моральному развитию личности, включая алкоголь, наркотики, мясо животных,

считающихся нечистыми н т. д. В то же время приветствуется н поощряется

“правильное” пользование всеми радостями жизни н запрещается самоотречение,

аскетизм и т. д. Категорически осуждается самоубийство, прелюбодеяние,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.