Рефераты. Человек, индивид, личность






аборт, контрацепция. Половые роли четко распределены и закреплены: муж -

глава семьи, ее кормилец н защитник, жена посвящает себя домашнему

хозяйству н воспитанию детей.

Положение личности в обществе определяется на основе воли Аллаха,

запретившего удовлетворять желания одного человека за счет других. Сурово

осуждаются воровство, мошенничество, эксплуатация, спекуляция, азартные

игры, “черный” рынок и т. п. Мусульманин обязан активно приобретать знания

и навыки н использовать их во благо. При этом категорически запрещается

имитировать культуру и образ жизни других людей. По мнению исламских

авторитетов, это имеет катастрофические последствия для развития нации.

Кроме того, ислам считает, что все живые существа имеют определенные

права над человеком и поэтому запрещает причинение им бессмысленного вреда.

Это относится ко всем видам ресурсов, включая растительные, водные,

минеральные и т. д.

Для личности, воспитанной в духе буддийской традиции, главным является

осознание четырех “благородных” истин и готовность следовать

“восьмеричному” пути достижения просветления. Центральная идея содержится в

первой истине, согласно которой страдание является фундаментальным

свойством человеческого существования. “Жить значит страдать”,– это

является следствием отсутствия постоянства в жизни н вечной ее изменчивости

в круговороте рождении – смертей (сансара). Доказать это логически

невозможно и зрелость личности определяется по ее способности постичь эту

истину в акте непосредственного видения.

Причиной страданий является “жажда” жизни, когда человеческое “я”

стремится бесконечно удовлетворять свои желания, все время будучи

привязанной к людям, вещам и обстоятельствам. Хотя буддизм и отрицает

наличие у человека души в европейском ее понимании, но индивид стремится к

эгоцентрическому отношению к миру, что искажает видение реальности. Такова

вторая истина.

Далее утверждается, что “истина преодоления страдания” состоит в

снятии иллюзорных субъективных установок. Человек должен “открыть глаза” на

обреченность своего бытия в круге сансары, устранить, таким образом,

неведение и решиться на достижение нирваны. Последнее состояние означает

отсутствие “паутины” желаний, скрепляющих одну жизнь с другой, символом

чего является угасающая свеча.

Наконец, четвертая “истина пути” содержит описание восьми ступеней, на

которых последовательно осуществляется контроль за сферой познания,

поступками и, наконец, обосновывается буддийская психотехника (самадхи).

Надо подчеркнуть, что понимание страдания в христианской традиции н в

буддийской (духкха) принципиально различно. В первом случае страдание для

личности – это залог спасения, а во втором оно реализуется в сфере

эмпирического бытия индивида. Достижение нирваны является высшей целью

буддийской личности, что осуществляется при овладении теорией и практикой

психотренинга. Одно направление буддизма – Хинаяна (малая колесница)

акцентирует идеал индивидуального достижения нирваны и связанный с этим

монашеский образ жизни. Другое – Махаяна (большая колесница) не настаивает

на монашестве как единственном пути просветления, а развивает концепцию

бодхнсаттв, т. с. существ, достигших просветления, но давших обет не

уходить в нирвану, а оставаться в мире ради спасения всех живых существ.

Неустанное наращивание таких добродетелей как безграничная вера, готовность

к самопожертвованию, великодушие н т. п. способно привести к нирване любого

человека.

Таким образом, в рамках трех мировых религий можно выделить н разные

типы личности и пути ее совершенствования. Разумеется, этим не

исчерпывается диапазон данного понятия и, очевидно, что большинство людей

сочетает в себе признаки разных типов личностей, а иногда происходит и

смена ведущих установок. Здесь важно понять одно – выбор личностного пути и

поле его деятельности - результат свободного волеизъявления человека.

Поэтому личность немыслима вне феномена свободы, а по словам Гегеля,

истинная природа человека “есть свобода, свободная духовность”. Все

социалистические теории поддерживали тезис об обществе будущего, “где

“...свободное развитие каждого является условием свободного развития всех”

(Маркс). Обратимся к рассмотрению сущности свободы человека и его

ответственности.

Свобода личности и ответственность

Свобода - одна из основных философских категорий, характеризующих

сущность человека и его существование, состоящие в возможности личности

мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями ц желаниями, а

не вследствие внутреннего или внешнего принуждения. В истории это понятие

прошло длительную эволюцию – от “отрицательной” (свобода “от”) до

“положительной” (свобода “для”) трактовки. Философия свободы человека была

предметом размышлений Канта и Гегеля, Шопенгауэра н Ницше, Сартра и

Ясперса, Бердяева н Соловьева. Свобода рассматривалась в соотношении с

необходимостью (“познанная необходимость”), с произволом н анархией, с

равенством и справедливостью.

Диапазон понимания этого понятия чрезвычайно широк -от полного

отрицания самой возможности свободного выбора (в концепциях бихевиоризма)

до обоснования “бегства от свободы” (Э. Фромм), в условиях современного

цивилизованного общества. В русской философской традиции категория свободы

соотносилась с понятием “воля” и “вольницы”. Понятие “воля” имеет более

широкое значение, которое оформилось примерно в XV – XVI вв. в Московском

государстве. С одной стороны, “вольница” отнюдь не означала автономии

личности, а напротив, заменяла ее авторитетом группы, что является в

определенном смысле несвободной. С другой стороны, в воле есть н свое

желание н повеление природы, степи, дали, что так характерно для русского

восприятия мира (вспомним гоголевскую тройку). Понятие свободы родилось и

христианстве, как выражение идеи равенства людей перед Богом и возможности

для человека свободного выбора на пути к Богу.

Свобода воли – понятие, означающее возможность беспрепятственного

внутреннего самоопределения человека в выполнении тех или иных целен и

задач личности. В истории философской и богословской мысли понятие свободы

воли связывалось с вменяемостью человека, с его ответственностью за свои

деяния, с исполнением своего долга и осознанием предназначения.

Утвердительный, отрицательный или ограничительный ответь! на вопрос о

возможности свободы волн предопределен выбором той или иной

мировоззренческой системы. Сама же воля – это сознательное и свободное

устремление человека к осуществлению своей цели, которая для пего

представляет определенную ценность. Волевой акт имеет характер духовного

явления, коренящегося в структуре личности человека и выражающий

долженствование. Воля противоположна импульсивным стремлениям и влечениям,

а также в ряде ситуаций и витальным потребностям человека (в случаях

самоубийства). Как правило, понятие волн относят к зрелой личности,

полностью отдающей себе отчет в своих действиях и поступках.

В истории философской мысли воля трактовалась двояко: во-первых, как

следствие природной или сверхпрнродной детерминации (Бог, Абсолют), "во-

вторых,– как самополагающая сила, определяющая весь жизненный процесс

человека (Шопенгауэр, Ницше). Волевые качества человека определяются

отчасти генетически, отчасти воспитываются окружающей средой, входя в

структуру характера личности. В русском языке термин “воля” идентичен

понятию свободы, дозволенности.

Чтобы понять сущность феномена свободы личности, нужно разобраться в

противоречиях волюнтаризма и (фатализма, определить границы необходимости,

без которой немыслима реализация свободы.

Волюнтаризм - это признание примата волн над другими проявлениями

духовной жизни человека, включая мышление. Корни волюнтаризма содержатся в

христианской догматике, учении Канта, Фихте, Шопенгауэра, Гартмана, Ницше.

Воля считается слепым, неразумным первоначалом мира, диктующем свои законы

человеку. Как крайнее выражение этического релятивизма, волюнтаризм в

основном проявляется в социально-политической практике как попытка, не

считаясь с объективными законами, произвольно, решать проблемы жизни

общества.

Действовать в духе волюнтаризма – значит не считаться с объективными

условиями бытия, с законами природы и общества, выдавая свой произвол за

высшую мудрость. Таких примеров немало, в том числе и в недавней истории

нашего общества. Многие революционеры испытывали своеобразное нетерпение,

желание “подтолкнуть” ход истории ii навязать ей свою (часто очень сильную)

волю. История рано или поздно показывала утопичность таких попыток, за

которые народы расплачивались кровью, нищетой, замедлением развития.

Фатализм, напротив, предопределяет изначально весь ход жизни человека

и его поступки, объясняя это то ли судьбой (в мифологии и язычестве), то ли

волей Бога (в христианстве и исламе), то ли детерминизмом замкнутой

системы, где каждое последующее событие жестко связано с предыдущими

(системы Гоббса, Спинозы, Лапласа). Здесь по сути дела не остается места

для свободного выбора, ибо нет альтернатив. Жесткая необходимость н

вытекающая отсюда полная предсказуемость основных этапов жизни человека и

главных событий характерна для астрологии и других оккультных учений

прошлого н настоящего, равно как и для всевозможных социальный утопий н

антиутопий, отраженный в произведениях А. Платонова, Дж. Оруэлла, О. Хаксли

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.