исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей, в узком смысле -
это определенный этап '"развития человеческой истории.
№170
Термином "социальная группа" обозначается относительно устойчивая
совокупность людей, имеющих общие интересы, ценности и нормы поведения,
складывающиеся в рамках исторически определенных типов обществ.
№171
натуралистический, согласно которому человеческое общество рассматривается
как естественное продолжение закономерностей природы, мира животных и в
конечном итоге - Космоса. С этих позиций тип общественного устройства и ход
истории определяется ритмами солнечной активности и космических излучений
(А. Чижевский, Л. Гумилев), особенностями географической и природно-
климатической среды (Ш. Монтескье, Л. Мечников), спецификой человека как
природного существа, его генетическими, расовыми и половыми особенностями
(сторонники социобиологии). Общество предстает как своеобразный эпифеномен
природы, ее высшее, но не самое удачное и устойчивое образование
№172
Согласно атомистической теории, общество есть сумма индивидов, . связанных
тем или иным взаимным договором. Хотя в "естественном" состоянии "человек
человеку - волк, люди, следуя гражданским законам, идеям свободы и
равенства, могут обеспечить свое существование. В данной модели общество
представляет собой конгломерат индивидов, связанных условными связями.
№173
К. Маркс разработал концепцию материалистического понимания истории, суть
которой составляет положение о способе производства, который складывается
объективно, независимо от воли и сознания людей. Согласно Марксу, людей в
социальный организм связывает не общая идея или общий Бог, а способ
производства, в который входят производительные силы. - система
субъективных (человек) и вещественных (техника) элементов, осуществляющих
обмен между обществом и природой в процессе общественного производства и
производственные отношения,
№174
производительные силы. - система субъективных (человек) и вещественных
(техника) элементов, осуществляющих обмен между обществом и природой в
процессе общественного производства
№175
Термин "природа" употребляется в философии в трех значениях. В широком
смысле им обозначают все
сущее, весь мир во всем многообразии его форм. Он распространяется на всю
объективную реальность и охватывает весь материально-энергетический и
информационный мир Вселенной, куда составной частью входит и человечество
как нечто целое, являющее собой единство материального и духовного начал.
Природа в узком смысле - часть объективной реальности, окружающая человека
среда или биосфера, "область жизни".
№176
социальной системе, под которой понимается все относящееся к системной
организации общества объединяющей индивидов разнообразными связями и
отношениями:
№177
Под общественной закономерностью понимается объективно существующая,
повторяющаяся существенная связь явлений общественной жизни или этапов
исторического процесса, характеризующая поступательное развитие истории.
№178
Такое положение характеризуется как экологический кризис, суть которого
состоит в том, что в результате чрезмерных перегрузок на природные системы,
многократного превышения предельно допустимых норм загрязнения окружающей
среды (воды, воздуха, почв) происходит нарушение равновесия в естественных
природных процессах. В результате наступает глубокое расстройство
взаимосвязей внутри экологических систем и многих параметров системы
"общество - природа".
№179
Общественные отношения - это многообразные связи, возникающие между
социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе их
экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности.
№180
Общество представляет собой сверхсложную систему разнообразных
общественных отношений, которые подразделяются на материальные и духовные
(идеальные) отношения. Выделяются также межличностные отношения -
отношения между отдельными индивидами по различным основаниям, как
правило, не имеющим отношения к их вхождению в большие социальные группы.
№181
Специфической задачей регулятивной, или управленческой, деятельности, т.е.
деятельности различного рода администраторов, управляющих, политиков,
является поддержание связей между людьми, регулирование их деятельности и
общественных отношений. Для поддержания наиболее важных.и необходимых
социальных связей формируются специализированные виды регулятивной
деятельности и соответствующие им организации, деятельность которых
направлена на обеспечение согласованности, упорядоченности различных сфер
общественной деятельности.
№182
Материальное производство призвано создавать определенные вещи, необходимые
для удовлетворения потребностей людей, поддержания их активности в любой
сфере. Складывающиеся в производственной сфере социальные отношения
традиционно отличались особой степенью напряженности и конфликтностью.
№183
В процессе 'духовного производства производятся идеи, образы, научные и
художественные ценности, которые так или иначе материализуются в физических
вещах, носителях этих духовных ценностей - книгах, картинах, скульптурах. В
процессе духовной деятельности человек познает окружающий мир, его
многообразие и сущность, разрабатывает систему ценностного сознания,
определяя значение тех или иных явлений для людей, глубже познает самого
себя и свой духовный мир. Благодаря полученным знаниям , совершенствуются
все формы деятельности.
№184
Под политической системой понимается совокупность государственных' и
политических организаций, институтов и учреждений, регулирующих
политические отношения в обществе.
№186
Он обозначал попытку осмысления сути развития общества, его идеай и целей.
№187-188
Диалектическая пара- категории кот. противоположны , но в тоже время едины.
Борьба противоположностей .Добро и зло, хорошо и плохо, иня-янь, Тенденции
к единству и многообразию –это диалектическая пара. Едиными могут быть
только многообразные сущности , но они не создают целостную систему .
Условием единства является многообразие и наоборот.
№189
Термином "человек" обозначается высшая ступень живых, организмов на
Земле, субъект общественно-исторического развития деятельности и культуры.
Человек является предметом изучения различных областей знания, таких как
социология, филосоия, психология, история, антропология и многих других.
№190
Антропология наука о человеке, его становлении, развитии и будущем.
№191
философии экзистенциализма. В начале XX в. возникает антропософия -
развиваемое Р. Штейнером оккультно-мистическое учение о человеке как
носителе тайных, духовных сил.
№192
Фатализм - это мировоззрение, рассматривающее каждое событие и каждый
человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального
предопределения, исключающего свободный выбор и случайность.
№193
Волюнтаризм - это признание примата воли над другими проявлениями духовной
жизни человека, включая мышление.
№194
Одним из основных способов нормативной регуляции действий человека в
обществе является
'мораль, или нравственность. Мораль выступает как особая форма
общественного сознавая и как вид общественных отношений. Она является
предметом изучения этики
№195
является предметом изучения этики - филоской. науки, изучающей мораль,
нравственность, во-первых как форму общественного сознания; во-вторых, как
одну из важнейших сторон жизнедеятельности человека, в-третьих, как
специфическое явление общественной жизни.
№196
По содержанию различаются ценности, соответствующие подсистемам
общества: материальные (экономические), политические социальные и
духовные. Материалы ценности включают производственно потребительские
(утилитарные) ценности, связанные с отношениями собственности, быта и т.п.
Духовные ценности включают нравственные, познавательные, эстетические,
религиозные и другие идеи, представления, знания.
№197
Всякая культура включает в себя устойчивые элементы, т.e. культурные
универсалии К культурным универсалиям относятся все родовые,
общечеловеческие формы общественной жизни: общественное производство, труд
и игра, досуг и общение, общественный порядок и управление, образование и
воспитание, духовная жизнь.
№198
Культура есть социоэнтегративная система. 1) превращает случайный набор
индивидов в общество.2) она интегрирует в общество новых членов. Культура
может быть понята через функционирование её элементов ( язык, нормы(
моральные и правовые) , ценности ( материальные и духовные) и немаловажный
показатель стабильности традиции отображающие преемственность культуры.
№199
Первоначально нравственность выражалась в том как фактически вели себя
люди , какие поступки они позволяли себе и др. , как они оценивали эти
поступки с точки зрения их полезности для коллектива .Так возникли нравы –
обычаи , имеющие нравственные значение поддерживаемое в обществе
посредством моральных отношений ,или наоборот, представляющие собой
отступление от требований нравственности. На уровне повседневного поведения
эти правила переходят в привычки – действия и поступки выполнение кот стало
потребностью. Привычки выступают как укоренившиеся в психики людей способы
поведения.
№200
Глобальные проблемы характеризуются следующими особенностями. Во-первых,
для их преодоления требуются целенаправленные, согласованные действия и
объединения усилий большинства населения планеты. Во-вторых, глобальные
проблемы по своей сути затрагивают интересы не только отдельных людей, но и
судьбу всего человечества. В-третьих, эти проблемы являются объективным
фактором мирового развития и не могут быть никем проигнорированы. В-
четвертых, нерешенность глобальных проблем может привести в будущем к
серьезным, даже непоправимым последствиям для всего человечества и среды
его обитания.
№22 Энгельс Ф. №49 Антисфен , Кратет, Диоген Синопский. №68 Ф. Бэкон№71Р.
Декарт №80 И. Кант , И Фихте, Ф Шеллинг, Г Гегель, Л. Фейербах. №99 Н.Г
Чернышевский, Г.В. Плеханов. №100 В.С Соловьев, Н.А. Бердяев. №102 Плеханов
Г.В. №104 В.С Соловьев №108 А Шопенгауэр, С. Къеркегор, Ф. Ницше. №124 О.
Конт. №126 Э Мах, Р. Авенариус. №128 М . Шлик, Р. Карнап, Г. Рейхенбах.
Л. Витгенштейн. №185 Вольтер.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8