Рефераты. Билеты по философии






гг.). В отличие от "первого позитивизма", который в лице Конта рассматривал

философию как науку синтезирующую, "второй позитивизм" сводил ее к теории

познания и стремился построить теоретическую модель процесса познания.

Эмпириокритицизм означал "критику опыта" и предполагал "очищение" опыта от

всех положений, которые имеют метафизическую природу. Опыт, по Маху,

состоит из ощущений, которые у него фактически являются

№129

Прагматизм - это течение в современной философии, представители

которого считают практическую полезность знания источником опасности и

подчеркивают, что философия есть способ решения человеческих проблем.

Основными представителями этого направления являются американские философы

Ч. Пирс (1839-1914), Ч. Джемс (1862-1910), Дж.Дьюн (1859-1952).

№130

Основные идеи прагматизма впервые высказал Пирс, отрицавший врожденные идеи

и интуитивное познание. По его утверждению, исходным пунктом познания

выступает видимость. Понятие об объекте можно достигнуть лишь путем

рассмотрения всех практических следствий, вытекающих из действий с этим

объектом. Наше знание об объекте всегда является незавершенным и

опровержимым, гипотетичным. Это относится не только к обыденному знанию и

знанию естественно-научному, ном к математическим, и логическим суждениям,

всеобщность которых может быть опровергнута контрпримерами. Истина, в

понимании Пирса, - это ясное, отчетливое, непротиворечивое на

№131

Критический рационализм - это направление в современной философии,

занимающееся выработкой некой "чистой " модели рациональности, верной для

всех и во все времена. Он является одним из ведущих течений в

постпозитивизме и наиболее ярко представляет эту стадию в разработке

проблем методологии научного познания. Его основателем считается английский

философ К. Поппер (1902-1988 гг.).

№132

К, Поппер исходил из предпосылки, что законы науки не выражаются

аналитическими суждениями и в то же время не сводимы к наблюдениям. Науке

нужен принцип фальсификации, т.е. опровержения (неистинности, фальсификация-

- это принципиальная опровержимость любого утверждения, относящегося к

науке. К. Поппер утверждал, что истинным можно считать такое высказывание,

которое не опровергнуто опытом. Если найдены условия, при - которых хотя бы

некоторые базисные "атомарные" высказывания какой-то теории или гипотезы

ложны, то данная теория или гипотеза опровержима. Если же опытное

опровержение гипотезы отсутствует, то она может считаться истинной или по

крайней мере оправданной. Для К. Поппера принцип фальсификации - это не

способ эмпирической проверки, а определенная установка науки на критический

анализ содержания научного знания, на постоянную необходимость критического

пересмотра всех его достижений. Наука - это постоянный динамичный процесс,

в котором непрерывно происходят какие-то изменения.

№133

Экзистенциализм - это иррационалистическое направление в/ современной

философии, возникшее в начале XX века и стремившееся! постигнуть бытие как

непосредственную нерасчлененную целостность субъекта и объекта. Известно

два направления экзистенциализма -религиозное, представленное такими

мыслителями, как К. Ясперс (1883-1969) и Г. Марсель (1889-1973) и

атеистическое, выразителями которого стали М. Хайдеггер (1889-1976), Ж.П.

Сартр (1905-1980), А. Камю (1913-1960).

№134

Персонализм - это теистическое направление в современной философии,

признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной

ценностью, а весь мир - проявлением творческой активности верховной

личности, Бога. Персонализм существует в двух вариантах - французском, где

его основателями выступили Э. Мунье (1905-1950) и Ж. Лекруа и американском,

наиболее видными представителями которого являются Б.П. Боун (1847-1910),

Р. Флюэллинг (1871-1966) и Э. Брайтмен (1881-1953).

№136

Бытие - категория, занимающая центральное место в категориальном

аппарате большинства философских систем. "Бытие" традиционно мыслится по

крайней мере в двух значениях: 1) это все когда-либо существовавшее,

ныне существующее (определяемое как "наличное бытие") и все имеющее

внутренний потенциал к реализации в будущем. Здесь "бытие" однозначно таким

понятиям, как "Мир в целом" или "Универсум"; 2) под "бытием" понимается

исходное начало и основание 'Чнашего мира, его сущность, его метафизическая

определенность. Философы "бытие" в таком понимании обычно называют

"абсолютным бытием" - или просто абсолютом; Единым и прочим. В развитых

религиях это Бытие определяется как бог.

№137

В истории фил для обозначения такой первоосновы которая не нуждается для

своего существования ни в чем кроме самой себя используется предельно

широкая категория "субстанция" (в (переводе с латинского - сущность; то,

что лежит в основе). Субстанция предстает и как естественное, "физическое"

основание бытия, и как его сверхприродное, "метафизическое" начало.

№138

Движение - это способ существования материи, оно абсолютно 1и

противоречиво, существуете различных формах, взаимодействующих 'друг с

другом..

№139-140

Важнейшими формами бытия материальной составляющей реальности выступают

пространство и время. Пространство – это всеобщая форма бытия

материи, ее важнейший атрибут, характеризующий протяженность

материи, ее структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во

всех материальных системах. Время - это форма бытия материи, выражающая

длительность ее существования, последовательность смены состояний в

изменении' и развитии всех материальных систем.

№141

В истории философии сложились две концепции, вскрывающие сущность

пространства и времени: субстанциональная и реляционная. Родоначальники

субстанциональной концепции - Демокрит (по проблеме пространства) и Платон

(во взглядах на время) – трактовали

№142

Противоположное Демокриту понимание пространства было сформулировано

Аристотелем. Его взгляды составили суть реляционной концепции. Аристотель

отрицает существование пустоты как таковой. Согласно Аристотелю,

пространство неоднородно и конечно, оно есть система естественных мест,

занимаемых материальными телами. Аристотель утверждал, что как в движении,

так и во времени всегда есть некоторое "прежде" и некоторое отличное от

него "после". Именно в силу движения мы распознаем различные, .не

совпадающие друг с другом "теперь". Время оказывается ни чем иным, как

последовательностью этих "теперь", их сменой, перечислением, счетом, числом

движения в связи предыдущего и последующего.

№143

Аристотель сформулировал парадокс времени, который затем был 10полнен

Августином Блаженным. По утверждению Аристотеля, прошлое ie существует уже,

будущее не существует еще, следовательно, актуально :уществует лишь

настоящее. Если предположить, что само настоящее стягивается в лишенное

длительности мгновение, то согласно Августину, настоящее тоже не

существует. Таким образом, оказывается, что время вообще не обладает

реальностью.

№144

Свою специфику имеет и социальное время, которое, в отличие от

биологического и планетарно-космического, протекает неравномерно. (Начав

свой отсчет на заре становления человечества, оно на протяжении тысячелетий

пребывало в мало заметных изменениях и лишь с первыми ощутимыми признаками

научно-технического прогресса в XVII - XVIII вв. стало заметно набирать

свои обороты. В XX столетии научно-техническая революция "спрессовала"

социальное пространство и неимоверно ускорила бег времени, придав взрывной

характер развитию общественно-экономических процессов. Планета стала

маленькой и тесной для человечества как единого целого, а время перемещения

из одного ее конца в другой теперь измеряется часами, что было немыслимо

еще в прошлом столетии. В сложной структуре социального времени выделяется

временная компонента индивидуального бытия конкретных людей, социальных

коллективов, отдельных сообществ, наций, государств, всего человечества.

Время и темпы жизни каждого из них различны и имеют свою специфику.

№145

Мир непреходящ как бесконечное целое и в то же время в отдельных своих

частях и проявлениях изменчив и преходящ. Он движется и развивается как по

пути становления и усложнения своей структуры, так и по пути разрушения и

деградации, что постоянно изменяет его количественные и качественные

характеристики. С одной стороны, мир в своем многообразии неоднороден, а с

другой - являет собой некую универсальную целостность, образуя неразрывное

единство всех своих составных частей.

№146

Познание - это процесс духовного освоения человеком мира; цель его -

постижение истины. До XIX в. познание изучалось в единстве с онтологией в

рамках теоретической философии.

№147

Цель познания – постижения истины, можно только постигать , но нельзя

постичь

- постижения тайны природы, общества- знания

- приобретения позитивного практического опыта, прикладного знания т.е

утилитарно полезного для людей.

№148

Эпистемология - это часть философии, изучающая то, как мы получаем знание

о разных предметах, каковы границы нашего знания, насколько достоверно или

недостоверно человеческое знание. В истории философии сложились два подхода

к ответу на этот вопрос: познавательно-реалистичский и агностический.

№149

В прошлом веке изучение процесса познания выделялись в самостоятельную

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.