Рефераты. Билеты по философии






уверенным в возможности поступать в соответствии со своими желаниями.

Поскольку человек - это прежде всего телесное чувственное существо,

постольку всякое благо и зло в его жизни проистекает от его способности

управлять своими ощущениями. Высшим благом для человека является достижение

им блаженства, наслаждения. Однако действительно длительными и прочными

могут быть только духовные наслаждения и блага, такие как дружба и знание.

Высшая форма блаженства - состояние полного душевного покоя,

невозмутимости, отрешенности от всех проблем этого мира – атаракси

№47

Стоицизм исходит из представления о предопределенности всего существующего.

Все события, происходящие в природе и обществе, подчинены строжайшей

закономерности, которая выступает как неотвратимая необходимость.

№48

В истории средневековой философии выделяется два этапа!патристика (VI-Х

века) и схоластика (XI-XV века). Патристика обозначаем совокупность

теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских

мыслителей I-III веков.

№50

Антисфен проповедовал отказ от каких-либо потребностей, презирая роскошь и

стремление к наслаждению, он призывал быть ближе к природе. По его мнению,

не должно быть ни правительства, ни частной собственности, ни брака.. Его

последователи резко осуждали рабство.

№51

Фома Аквинский (1225-1274 гг.) - центральная фигура средневековой философии

позднего периода, выдающийся философ и богослов, систематизатор

ортодоксальной схоластики, основатель одного из двух ее господствующих

направлений - томизма. Исходным принципом в его учении является

божественное откровение, через которое человек для своего спасения узнает

нечто такое, что ускользает от его разума. Предметом философии являются

истины разума, предметом теологии - истины откровения. Конечным объектом и

источником всякой истины является Бог, поэтому нет принципиального различия

между философией и теологией.

№52

В целом философия средневековья характеризуется следующими чертами:

1)ей был свойственен Библейский традиционализм и ретроспективность,

поскольку Библия стала отправным источником и мерой оценки любых теорий

философии;

2)поскольку Библия понималась как свод законов бытия и повелений Бога,

особое значение приобретала экзегетика - искусство правильного толкования и

разъяснения положений Завета;

3)философии средневековья была присуща тенденция к назидательству и

учительству.

№53

Развитие фил мысли периода средневековья В таких условиях было пронизано

проблемами религии. Церковь монополизировала все процессы развития

образования и научного знания. философия могла развиваться только с позиции

церкви. Ее содержание и развитие полностью зависело от теологии, или

богословия, которое представляло собой совокупность религиозных доктрин о

сущности действии Бога.

№54

Схоластика - это тиг религиозной философии, хар принципиальным подчинением

примату теологии, соединением догматических предпосылок с

рационалистической методикой и особым интересом к формально-логической

проблематике. Он получил наиболее полное развитие в Западной Европе.

№55

Центральной категорией философии Аквинского является бытие но есть, и оно

есть истина. Предельной полнотой бытия, частью которой являются

изменяющиеся вещи, является Бог. Он есть конечная реальность, его силы

постоянно в действии. Он может сотворить и безначальное, и бесконечное во

времени и в пространстве, поскольку он сам вне времени и пространства.

№56

Аврелий Августин разработал теорию о гармонии веры и разума, в которой

выступил с требованием признания двух путей приобщения 'людей к религии:

понятийно-рационального и нерационального.

№57

Теоцентризм также характеризуется креационизмом – учение о сотворении мира

Богом.

№58

Многие характерные особенности средневековой философии проявились в

происходившей на протяжении нескольких веков борьбе реализма и номинализма.

Под реализмом понималось учение, согласно которому подлинной реальностью

обладают только общие понятия, универсалии, а не единичные предметы,

существующие в эмпирическом мире.

№59

Номинализм - это философское учение, отрицающее онтологическое |К значение

общих понятий и утверждающее, что они существуют не в р действительности, а

только в мышлении. По утверждению номиналистов, общие понятия - это только

имена, они не обладают никаким самостоятельным существованием вне и помимо

единичных вещей и образуются нашим умом путем абстрагирования признаков,

общих для целого ряда эмпирических вещей и явлений. Поэтому универсалии

существуют не до, а после вещей. Крайние номиналисты доказывали даже, что

реально лишь единичное, а общее - только иллюзия, не существующая даже в

человеческом уме. ч.

№60

Спор номиналистов и реалистов возник в связи с проблемой единичного и

общего, поставленной еще Аристотелем, который различал первичные и

вторичные сущности, но затруднялся в определении онтологического статуса и

тех, и других.

№61

Целью религиозного интеллектуализма была выработка у человека

сознательного восприятия религиозного вероучения, опирающегося не только на

авторитет, но и подкрепленное разумными доводами. Его представители

допускали участие разума и связанных с ним средств теоретического анализа и

оценки в религиозной жизни людей, стремились поставить разум на службу

вере, примирить науку и религию, максимально использовать возможности

рациональных средств воздействия на человека.

№62

Августин Аврелий теолог (богослов) он опирался на христианскую религию. Он

стоит у истоков христианской философии ( патристика от слова «патер»

отец) Человек не по своей воле умирает, рождается. За него решает Бог. Но

человек властен над своей волей . Человек обладает силой воли , но не

властен над телом.

№63

антропоцентризмом - учением об исключительной роли человека среди творений

Бога;

№64

Начиная с XV века, в социально-экономической и духовной жизни Западной

Европы происходит целый ряд изменений, знаменующих начало новой эпохи,

которая вошла в историю под названием Возрождение. Она характеризуется

развитием промышленности, торговли, мореплавания, военного дела и,

соответственно, техники, естествознания, механики, математики. Все это

требовало поворота от сугубо логической проблематики к естественнонаучному

познанию мира и человека. Новая эпоха осознает себя как возрождение

античной культуры, античного образа жизни, способа мышления и чувствования,

откуда идет и само название - Ренессанс (Возрождение). Однако Возрождение

возникло как итог развития средневековой культуры, хотя и противопоставляло

себя средневековому христианству.

№65

Представители другого направления - религиозного антиинтеллектуализма

полагают, что рассудочный подход к религии, содержащий себе момент

принудительности и обязательности для Бога, исключает в нем творческое

начало, свободу, произвол, всемогущество. Действия Бога неподвластны

законам разума. Бог абсолютно свободен, его действия абсолютно

непредсказуемы. На пути к Богу разум является помехой.Слепую и бездумную

веру Его представители рассматривали античную культуру как ложные,

противоречивые по своей природе воззрения, уводящие людей от их подлинного

назначения - спасения своей души.

№66

В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы.

Специфической чертой натурфилософии Возрождения является пантеизм -

философское учение, отождествляющее мир и 5ога. В нем христианский Бог

утрачивает свой в неприродный характер, сливается с природой, которая тем

самым обожествляется.

№67

Другим путем в разработке проблем методологии научногсТ исследования пошел

французский философ Р. Декарт (1598-1650 гг.)! представитель

рационалистического подхода к изучению явлений природы. Рационализм

представляет собой философское направление, признающее разум основой

познания и поведения людей.

№69

провиденциализмом - учением о предназначен ности человека к

сверхъестественной судьбе; эсхатологизмом - учением о конце мира и

наступлении "царства божьего".

№70

Под эмпиризмом мается направление в теории познания, признающее

чувственный источником знаний и считающее, что содержание знания может

представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему.

№72

Декарт сформулировал три следующих правит дедуктивного метода:

1).во всяком вопросе должно содержаться неизвестное;

2) это неизвестное должно иметь какие-то характерные особенности, чтобы

исследование было направлено на постижение имент этого неизвестного;

3) в вопросе должно содержаться нечто известное.

№73

единая субстанция обладает двумя атрибутами неотъемлемыми Свойствами

-протяжением и мышлением. Наряду с протяжением, материя, начиняя от камня и

заканчивая человеческим мозгом, способна мыслить, хотя и в разной степени;

человеческое мышление есть лишь частный случай мышления вообще.

№74

Понятие монада используется в ряде философских систем для обозначения

конститутивных (определяющих) элементов бытия. Лейбница этим термином

обозначается самостоятельно существующая' субстанция. Монада проста, не

состоит из частей, а потому неделима. Она не может быть чем-то материально-

протяженным, т.к. все материальное, будучи протяженным, делимо до

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.