Рефераты. Билеты по философии






бесконечности .Сущноеуь каждой монады оставляет деятельность т.е.

1)представление или восприятие 2) стремление.

№76

характерными особенностями философии эпохи Просвещения является сциентизм

- мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о

научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточным условием

ориентации человека в мире.

№77

деизм - религиозно-философское воззрение, согласно которому Бог,

сотворив мир, не принимает в нем какого-либо участия и не вмешивается в

закономерное течение его событий.

№78

Одной из важнейших характеристик философии этого периода является

рационализм. Он понимается как гносеологическое учение, утверждающее, что

инструментом познания является разум, а ощущения и опыт имеют

второстепенное значение. В этом смысле он противостоит сенсуализму,

придающему решающее значение человеческим чувствам, ощущениям и

восприятиям, и эмпиризму, выдвигающему на первое место в познании опыт.

№79

Главной идеей Ж.-Ж. Руссо (1712-1778 гг.) была проблема социального

неравенства и его преодоления. Уже в своем первом социально философском

сочинении он выступил против современной цивилизаций как цивилизации

неравенства, осуждая социальную культуру, оторванную от народа и освящавшую

неравенство. Этой цивилизации он противопоставил простоту и невинность

первобытных людей, живущих в согласии с природой и ведущих нравственный

образ жизни.Возникновение неравенства было одновременно и прогрессом, и

регрессом в жизни общества.

№81

Субъект познающий , по Фихте «я» , Гегель- тождество субъекта и объекта

№82

Кант выдвинул новую -концепцию субъекта, на основе которой провел

разделение бытия на мир природы и мир человека, в которых действуют свои

возможности и законы, и между которыми существуют глубокие противоречия. Он

ограничил познавательные способности субъекта миром явлений, оставив

нерешенной проблему связи явлений с "вещами самими по себе".

№83

Исходное понятие системы Фихте- « я» , которое утверждает себя как

такового в акте самосознания. «Я « есть волевое действующее существо.

Существует индивидуальное и абсолютное «я»

№84

В учении Шеллинга преодолевается противопоставление мира природы как мира

явлений и мира свободы как субъективного деятельностного "Я" на основе

учения об их тождестве, т.е. тождестве субъекта и объекта. Абсолютный

субъект в системе Шеллинга превращается в божественное начало мира,

абсолютное тождеств субъекта и объекта, точку "безразличия" их обоих.

Возникновение из этого первоначального тождества всего многообразия

определений этого мира есть "творческий акт", который будучи непознаваемым

для разума, является предметом особого рода иррационального познания -

интеллектуальной интуиции недоступна всем смертным, она дана лишь особо

одаренным людям, гениям.

№85

Движение сознания это восхождение от абстрактного к конкретному, каждая

послед ступень заключает в себе все предыдущие , воспроизводя их на новом ,

более высоком уровне, в тоже время последующие ступени предвосхищается на

более ранних этапах, диалектического пути развития. – сознание

–самосознание –разум -дух.

№86

Гегель называл свою философскую систему абсолютным идеализмом. Он стремился

охватить весь природный и духовный мир одним понятием. Таким исходным

понятием гегелевской системы является "Абсолютная идея", под которой

понимается разумное мышление как первоначало или субстанция всего

существующего. Абсолютная идея существует вечно и содержит в скрытом

"свернутом" виде все возможные определения природных, общественных и

духовных явлений. В процессе саморазвития она проходит различные стадии в

виде последовательного движения от абстрактного, т.е. общих определений, к

определениям, обогащенным конкретным содержанием.

№87

диалектический метод, предполагающий рассмотрение всех явлений и '

процессов во всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности и развитии. Гегель

характеризовал диалектику как движущую душу истинного познания, как

принцип, вносящий в содержание науки внутреннюю связь и необходимость.

Диалектический метод Гегеля также включает в себя принципы анализа

действительности: восхождение от абстрактного к конкретному, соответствие

исторического и логического, всесторонность и другие.

№88

Материализм Фейербаха носит антропологический характер. По его мнению, в

центре философии должен находиться человек как высшее) существо природы.

Субъект в системе Фейербаха - это реальный, целостный человек в единстве

его телесных и духовных качеств. "Я" у Фейербаха - это не просто духовное и

мыслящее начало, а человек, обладающий телом и думающий, реальное существо

со всеми пространственно-временными характеристиками, которое только в

качестве такового обладает способностью созерцать и мыслить.

№89

Система завершенная, дает полное объяснение происхождения мира, причины

существования, к чему придет. Система трансцедентальна, абсолютная идея

совершенно бесконечна , ничего кроме неё нет . Сама себя познает в

собственных проявлениях. Создает природу мир, человека для создания

культуры и искусства. Метод диалектический применим в любой из отраслей

науки фил. Подвижен универсален.

№90

К середине XIX века наука достигла такого уровня развития, когда появилась

реальная возможность теоретического обоснования принципов

материалистической диалектики. В этот период получили развитие такие науки,

как физиология, эмбриология, геология. Был сделан ряд открытий,

свидетельствовавших о диалектическом характере процессов природы: открытие

немецким биологом Т. Шванном и М. Шлейденом клеточного строения животных и

растительных организмов, обоснование немецкими учеными Р. Майером и

Г.Гельмгольцем и английским физиком Дж. Джоулем закона сохранения и

превращения энергии, разработка Ч. Дарвином эволюционной теории.

№91

Они ввели в научный оборот понятие "материалистическое, понимание истории

,суть которого заключается в признании Определяющей роли материального

производства по отношению к другим сферам общественной жизни. При этом они

подчеркивали, что социально-экономическую детерминацию не следует

абсолютизировать и рассматривать как однонаправленный процесс. Духовная

жизнь общества имеет собственные законы функционирования и оказывает

значительное влияние на процессы в обществе, ускоряя или замедляя их

развитие.

№92

Субъект в системе Фейербаха - это реальный, .целостный человек в единстве

его телесных и духовных качеств. "Я" у Фейербаха - это не просто духовное и

мыслящее начало, а человек, обладающий телом и думающий, реальное существо

со всеми пространственно-временными характеристиками, которое только в

качестве такового обладает способностью созерцать и мыслить

№93

Механисты утверждали, что не может существовать обособленной сферы

философствования, диалектики склонялись к тому, что философия обладает

самостоятельным статусом и имеет свое собственное содержание.

№94-95

В 40-50 годы XIX века по ряду общефилософских вопросов русск; общественная

и философская мысль разделилась на 2 направления западничество и

славянофильство. Представители западничества или западники, утверждали, что

Россия уже с петровских времен необратимо привязана к Западу

№101

Для Чернышевского область нравственного - это лишь функциональный придаток

физиологического, которое, в свою очередь, приводится в действие

социальным. Поэтому человек при одних обстоятельствах бывает добрым, а при

других - злым. Чтобы направить человека в сторону нравственного развития,

необходимо прежде всего изменить реальные условия его жизни, преобразовать

социальным. Нравственный мир, по Чернышевскому, как и мир физический

подчинен закону причинности. Все происходящие в нем явления 'взаимосвязаны

между собой и строго предопределены природой человека. Мышление заключается

в отборе ощущений и представлений, которые соответствуют потребности

мыслящего организма в данную минуту, а действия и поступки сводятся к

достижению результатов, намеченных мышлением. Все люди - эгоисты, ими

движет желание добра для себя. Добро - это большая польза, а т.к. желания у

всех одинаковы, то простая расчетливость и рассудительность обязывают

умерять эгоизм и придавать ему разумную форму (теория "разумного эгоизма").

№103

Географическая среда, по его мнению, определяет характер производительных

сил, создает объективные предпосылки для скачкообразного развития

социальной надстройки.

№105

основой такого мировоззрения по замыслу Соловьева должно стать

христианство Соловьев выступал за объединение всех христианских конфессий.

Он попытался включить в христианское мировоззрение новейшие достижения

естествознания , истории и фил, создать синтез религии и науки.

№106

Призванием человека выступает мессианская (по отношению к природе) роль -

роль ее освободителя и спасителя. Именно человечество является посредником

между Божеством и природой. В его сознании уже содержится форма

всеединства. В силу своего посреднического положения человек призван

видоизменить природу до ее одухотворения, совершенной интеграции. Отсюда

цель мировой истории - единство Бога и небожественного мира, возглавляемого

человечеством.

№107

Другим видным представителем этого направления является Н.А. Бердяев (1874-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.