бесконечности .Сущноеуь каждой монады оставляет деятельность т.е.
1)представление или восприятие 2) стремление.
№76
характерными особенностями философии эпохи Просвещения является сциентизм
- мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о
научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточным условием
ориентации человека в мире.
№77
деизм - религиозно-философское воззрение, согласно которому Бог,
сотворив мир, не принимает в нем какого-либо участия и не вмешивается в
закономерное течение его событий.
№78
Одной из важнейших характеристик философии этого периода является
рационализм. Он понимается как гносеологическое учение, утверждающее, что
инструментом познания является разум, а ощущения и опыт имеют
второстепенное значение. В этом смысле он противостоит сенсуализму,
придающему решающее значение человеческим чувствам, ощущениям и
восприятиям, и эмпиризму, выдвигающему на первое место в познании опыт.
№79
Главной идеей Ж.-Ж. Руссо (1712-1778 гг.) была проблема социального
неравенства и его преодоления. Уже в своем первом социально философском
сочинении он выступил против современной цивилизаций как цивилизации
неравенства, осуждая социальную культуру, оторванную от народа и освящавшую
неравенство. Этой цивилизации он противопоставил простоту и невинность
первобытных людей, живущих в согласии с природой и ведущих нравственный
образ жизни.Возникновение неравенства было одновременно и прогрессом, и
регрессом в жизни общества.
№81
Субъект познающий , по Фихте «я» , Гегель- тождество субъекта и объекта
№82
Кант выдвинул новую -концепцию субъекта, на основе которой провел
разделение бытия на мир природы и мир человека, в которых действуют свои
возможности и законы, и между которыми существуют глубокие противоречия. Он
ограничил познавательные способности субъекта миром явлений, оставив
нерешенной проблему связи явлений с "вещами самими по себе".
№83
Исходное понятие системы Фихте- « я» , которое утверждает себя как
такового в акте самосознания. «Я « есть волевое действующее существо.
Существует индивидуальное и абсолютное «я»
№84
В учении Шеллинга преодолевается противопоставление мира природы как мира
явлений и мира свободы как субъективного деятельностного "Я" на основе
учения об их тождестве, т.е. тождестве субъекта и объекта. Абсолютный
субъект в системе Шеллинга превращается в божественное начало мира,
абсолютное тождеств субъекта и объекта, точку "безразличия" их обоих.
Возникновение из этого первоначального тождества всего многообразия
определений этого мира есть "творческий акт", который будучи непознаваемым
для разума, является предметом особого рода иррационального познания -
интеллектуальной интуиции недоступна всем смертным, она дана лишь особо
одаренным людям, гениям.
№85
Движение сознания это восхождение от абстрактного к конкретному, каждая
послед ступень заключает в себе все предыдущие , воспроизводя их на новом ,
более высоком уровне, в тоже время последующие ступени предвосхищается на
более ранних этапах, диалектического пути развития. – сознание
–самосознание –разум -дух.
№86
Гегель называл свою философскую систему абсолютным идеализмом. Он стремился
охватить весь природный и духовный мир одним понятием. Таким исходным
понятием гегелевской системы является "Абсолютная идея", под которой
понимается разумное мышление как первоначало или субстанция всего
существующего. Абсолютная идея существует вечно и содержит в скрытом
"свернутом" виде все возможные определения природных, общественных и
духовных явлений. В процессе саморазвития она проходит различные стадии в
виде последовательного движения от абстрактного, т.е. общих определений, к
определениям, обогащенным конкретным содержанием.
№87
диалектический метод, предполагающий рассмотрение всех явлений и '
процессов во всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности и развитии. Гегель
характеризовал диалектику как движущую душу истинного познания, как
принцип, вносящий в содержание науки внутреннюю связь и необходимость.
Диалектический метод Гегеля также включает в себя принципы анализа
действительности: восхождение от абстрактного к конкретному, соответствие
исторического и логического, всесторонность и другие.
№88
Материализм Фейербаха носит антропологический характер. По его мнению, в
центре философии должен находиться человек как высшее) существо природы.
Субъект в системе Фейербаха - это реальный, целостный человек в единстве
его телесных и духовных качеств. "Я" у Фейербаха - это не просто духовное и
мыслящее начало, а человек, обладающий телом и думающий, реальное существо
со всеми пространственно-временными характеристиками, которое только в
качестве такового обладает способностью созерцать и мыслить.
№89
Система завершенная, дает полное объяснение происхождения мира, причины
существования, к чему придет. Система трансцедентальна, абсолютная идея
совершенно бесконечна , ничего кроме неё нет . Сама себя познает в
собственных проявлениях. Создает природу мир, человека для создания
культуры и искусства. Метод диалектический применим в любой из отраслей
науки фил. Подвижен универсален.
№90
К середине XIX века наука достигла такого уровня развития, когда появилась
реальная возможность теоретического обоснования принципов
материалистической диалектики. В этот период получили развитие такие науки,
как физиология, эмбриология, геология. Был сделан ряд открытий,
свидетельствовавших о диалектическом характере процессов природы: открытие
немецким биологом Т. Шванном и М. Шлейденом клеточного строения животных и
растительных организмов, обоснование немецкими учеными Р. Майером и
Г.Гельмгольцем и английским физиком Дж. Джоулем закона сохранения и
превращения энергии, разработка Ч. Дарвином эволюционной теории.
№91
Они ввели в научный оборот понятие "материалистическое, понимание истории
,суть которого заключается в признании Определяющей роли материального
производства по отношению к другим сферам общественной жизни. При этом они
подчеркивали, что социально-экономическую детерминацию не следует
абсолютизировать и рассматривать как однонаправленный процесс. Духовная
жизнь общества имеет собственные законы функционирования и оказывает
значительное влияние на процессы в обществе, ускоряя или замедляя их
развитие.
№92
Субъект в системе Фейербаха - это реальный, .целостный человек в единстве
качестве такового обладает способностью созерцать и мыслить
№93
Механисты утверждали, что не может существовать обособленной сферы
философствования, диалектики склонялись к тому, что философия обладает
самостоятельным статусом и имеет свое собственное содержание.
№94-95
В 40-50 годы XIX века по ряду общефилософских вопросов русск; общественная
и философская мысль разделилась на 2 направления западничество и
славянофильство. Представители западничества или западники, утверждали, что
Россия уже с петровских времен необратимо привязана к Западу
№101
Для Чернышевского область нравственного - это лишь функциональный придаток
физиологического, которое, в свою очередь, приводится в действие
социальным. Поэтому человек при одних обстоятельствах бывает добрым, а при
других - злым. Чтобы направить человека в сторону нравственного развития,
необходимо прежде всего изменить реальные условия его жизни, преобразовать
социальным. Нравственный мир, по Чернышевскому, как и мир физический
подчинен закону причинности. Все происходящие в нем явления 'взаимосвязаны
между собой и строго предопределены природой человека. Мышление заключается
в отборе ощущений и представлений, которые соответствуют потребности
мыслящего организма в данную минуту, а действия и поступки сводятся к
достижению результатов, намеченных мышлением. Все люди - эгоисты, ими
движет желание добра для себя. Добро - это большая польза, а т.к. желания у
всех одинаковы, то простая расчетливость и рассудительность обязывают
умерять эгоизм и придавать ему разумную форму (теория "разумного эгоизма").
№103
Географическая среда, по его мнению, определяет характер производительных
сил, создает объективные предпосылки для скачкообразного развития
социальной надстройки.
№105
основой такого мировоззрения по замыслу Соловьева должно стать
христианство Соловьев выступал за объединение всех христианских конфессий.
Он попытался включить в христианское мировоззрение новейшие достижения
естествознания , истории и фил, создать синтез религии и науки.
№106
Призванием человека выступает мессианская (по отношению к природе) роль -
роль ее освободителя и спасителя. Именно человечество является посредником
между Божеством и природой. В его сознании уже содержится форма
всеединства. В силу своего посреднического положения человек призван
видоизменить природу до ее одухотворения, совершенной интеграции. Отсюда
цель мировой истории - единство Бога и небожественного мира, возглавляемого
человечеством.
№107
Другим видным представителем этого направления является Н.А. Бердяев (1874-
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8