Рефераты. Билеты по философии






1948 гг.). Главной идеей его творчества была антропозиция, т.е. оправдание

человека в творчестве и через творчество. Оно упраздняет откровение Ветхого

Завета и возвещает о наступлении "творческой религиозной эпохи". Однако, по

Бердяеву, нельзя ждать третьего откровения, его должен совершить сам

человек, это будет делом его свободы и творчества. Творчество само является

религией, его целью становится поиск смысла, который всегда находится за

пределами мировой данности. Смысл есть ценность, поэтому всякое творческое

стремление ценностно окрашено. Творчество создает особый мир, оно

уподобляет человека Богу-Творцу.

№108

Противоположным рационализму явился иррационализм, видными

представителями которого были А. Шопенгауэр, С. Къеркегор и Ф. Ницше,

противопоставившие тезису рационалистов о разумности мира противоположным

тезис: мир неразумен, человеком управляет не разум, а единая воля,

инстинкты, страх и отчаяние.

№109

Человек есть экзистенциальный центр мира, наделенный страшно и последней

свободой. Однако свобода не выводима из бытия, она существует до бытия, она

"вкоренена" в небытие, в ничто. Человек есть дитя Божие и дитя

несотворенной свободы. Поэтому Бог-Творец всесилен над бытием, но не

обладает никакой властью над небытием, над несотворенной свободой. Эта

бездна первичной свободы, изначально предшествующей Богу, является

источником зла. Свобода отделена от Бога и человека. Поскольку творчество

также проистекает из свободы, то противоборство зла и творчества составляет

сущность новой религиозной эпохи - эпохи "третьего откровения"

№110

тезис: мир неразумен, человеком управляет не разум, а единая воля,

инстинкты, страх и отчаяние.

№111

Интеллект, по утверждению Шопенгауэра, сам того не сознавая, функционирует

не по своему рациональному плану, а по указаниям воли, которая признается

единой энергичной основой всех личных воль и самого объективного мира.

Интеллект - это лишь орудие воли к жизни, как почти и зубы зверя. Интеллект

утомляется, а воля неутомима. В качестве первопричины мира Шопенгауэр

выдвигал иррациональный момент человеческой психики - метафизическую

первоволю. По его утверждению, реальна только одна космически громадная

воля, которая проявляется во всем течении событий Вселенной. Мир есть

только зеркало этого веления, выступающего как представление.

№112

Страдание, по Шопенгауэру, неотвратимо присуще жизни. То, что называют

счастьем, имеет всегда отрицательный, а не положительный характер и

сводится лишь к освобождению от страданий, за которыми должно последовать

новое страдание или томительная скука. Этот мир есть не что иное, как арена

замученных и запуганных существ, которые живут лишь благодаря тому, что

одно существо истребляет другое, где поэтому каждый зверь представляет

собой живую собственность тысяч других, а его самосохранение - цепь

мучительных смертей. Из признания доминирующей роли страдания следует

сострадание в качестве важнейшего этического принципа. Противоборствующем

состояние духа препятствующим страданию явл состояние полного отсутствия

желания , симптомом кот выступает переход к полному аскетизму.

№113

"Экзистенциального мышления" В отличие от научного мышления, абстрактного и

безличного, исходит из теоретических принципов, экзистенциальное мышление

связано с внутренней духовной жизнью личности, с ее интимными

переживаниями. Именно такое мышление только и может быть подлинно

конкретным, имеющим настоящий человеческий смысл. Объективное мышление

безразлично по отношению к мыслящему субъекту и его экзистенции;

субъективный мыслитель - как экзистенциальный - заинтересован в своем

мышлении, он существует в нем. В силу этого он не может относиться к

реальности как к чему-то объективному как таковому, не затронутому

человеческой субъективностью.

№114

В "философии жизни" можно выделить три основных школы: академическую

"Философию жизни" (В. Дильтей, Г. Зиммель), Творческую эволюцию А.

Бергсона и его последователей, "Философию воли" Ф. Ницше и его

последователей.

№115

Философия жизни- она выступила за реабилитацию жизни против её ущемления и

объединения политическим, эк и др . утилитарными подходами. Понятие жизнь

призвано заменить понятие бытие.

№116

В. Дильтей (1833-19110 и Г. Зиммель (1854-1918) определяют жизнь как

факты воли, побуждений, чувств и переживаний. С этой точки зрения,

действительность есть то, что содержится в опыте самой жизни, это чистое

переживание, "жизненный опыт", вне которого действительности не существует.

"Жизненный опыт" выступает объектом познания, он иррационален и несводим к

разуму. Жизнь - это поток, изменение, творчество. Знание как отражение

закономерного, всеобщего невозможно. Жизнь может быть постигнута только

через индивидуальное. Методом "наук о духе" является непосредственно

переживание исторических событий. Согласно Дильтею, историк должен не

просто воспроизвести истинную картину событий, но и "пережить" ее заново,

истолковать и воспроизвести в ее жизненности.

№117

На основе концепции "жизни" он стремился построить картину мира, которая бы

по-новому объяснила эволюцию природы и развитие человека, обосновала бы их

единство. Центральным понятием философского учения Бергсона является!,

"жизненный порыв"... По Бергсону, жизнь - это непрерывное творческое

становление. Материя" есть косное начало бытия, она хоть и оказывает

сопротивление, но все же подчиняется жизни, благодаря этому эволюция мира

природы становится творческой эволюцией. В результате мир предстает как

единый, непрерывно и необратимо развивающийся спонтанный и непредсказуемый.

Рождая все новые и новые формы, он находится в состоянии непрерывного

становления.

№118

Наиболее сильное влияние "философия жизни" оказала на этику. Создателем

этической интерпретации "философии жизни" является немецкий философ Ф.

Ницше (1844-1900). Он развивал концепцию "воли к власти" на основе "воли к

жизни". Жизнь, согласно Ницше, стремится к максимуму чувства власти. "Воля

к власти" - это наиболее значимый критерий любого типа поведения любого

общественного явления. Она есть основа права сильного. Это право превыше

всех моральных, религиозных и иных нормативных установлений. Именно таким

правом должен руководствоваться подлинный человек по всех сферах своей

жизнедеятельности. Из "воли к власти" как права сильного Ницше выводит все

основания морали. По его утверждению, мораль, определяющими понятиями

которой являются понятия добра и зла, возникает как следствие чувства

превосходства одних людей над другими: аристократов (лучших} над рабами

(худшими). На протяжении всей истории рабы в виде духовной мести пытались

навязать свою мораль господам. Начало этому процессу положили евреи в

Ветхом Завете, а наивысшее развитие этот процесс получил в христианстве.

№119

С гносеологической точки зрения, эволюция представляет собой процесс, в

ходе которого первоначальная интуиция разделяется на инстинкт и интеллект.

В первом случае она лишается самосознания, во "втором - способности

проникать в сущность реальности. У человека интуиция почти целиком

принесена в жертву интеллекту. Однако утрата человечеством первоначальной

интуиции не была полной.

№120

Люди не есть одно одинаковое общество , из людей которые равны ;

неравенство исходит из концепции сверхчеловека . О марали для

недочеловечках говорить не приходится . Сверхчеловек обладает правом

достигать своих целей не согласуясь с моралью . Он ходит по недочеловечкам

, использует их , Сверхлюди в отношениях друг с другом высоко моральны,

благородны.

№121

феноменология, позитивизм': критический рационализм, прагматизм,

постпозитивизм, неокантианство, экзистенциализм, персонализм. Еще, одним

существенным направле нием современной западной философии является

структурализм

№122

Феноменология -.это философское направление, стремящееся освободить

философское сознание от натуралистических установок, достигнуть собственной

области философского знания - рефлексии сознания о своих актах и о данном в

них содержании, выявить изначальные основы познания человеческого

существования и культуры.

№123

Позитивизм - это философское направление, основанное на нципе, что все

подлинное, позитивное знание может быть получено результат отдельных

специальных наук и их синтетического объединения, и что философия как

особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не

имеет права на существование.

№125

Первая историческая форма позитивизма сложилась в 30-40 годы XIX века. Его

основателем был французский философ О. Конт (1798-1857 гг.). Уделом науки,

по Конту, является не объяснение, а описание вещей. Наука в принципе не

способна ответить на вопрос: "Почему?", она должна ограничиться

констатацией фактов и отвечать на вопрос: "Как?". Лишь в этом случае наука

может стать позитивной. Это должно касаться как частных наук, так и

философии. Задача положительной философии состоит в систематизации

конкретно-научного знания на основе рациональной классификации наук.

№127

Вторая историческая форма позитивизма - эмпириокритицизм - возникла на

рубеже XIX-XX веков. Его ведущими представителями выступили австрийский

физик Э. Мах (1838-1916 гг.) и швейцарский философ Р. Авенариус (1843-1896

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.