Рефераты. Аристотель - самая универсальная голова среди философов Древней Греции






его учителями – гераклитовцем Кратилом и Сократом. Первый учил, что «нельзя

дать общего определения для какой-нибудь из чувственных вещей, поскольку

вещи эти постоянно изменяются», второй же считал, что именно на достижение

общих определений должно быть направлено внимание философов. Приняв

положение Кратила и усвоив также взгляд Сократа на предмет философии,

Платон пришел к мысли, что общие «определения имеют своим предметом нечто

другое, а не чувственные вещи», и, «идя указанным путем, он подобные

реальности назвал идеями».

Аристотель, прежде всего, критикует платоновское понимание отношения

между идеями и вещами. У Платона «все множество вещей существует в силу

приобщения к одноименным сущностям», но «самое это приобщение или

подражание идеям, что оно такое, - исследование этого вопроса было…

оставлено в стороне». Аристотель разбирает аргументы «академиков» в пользу

существования идей и находит их несостоятельными и противоречащими друг

другу. Согласно «доказательствам от наук», идеи будут существовать для

всего, что является предметом науки. Аристотель указывает и на

противоречивость самой теории идей: согласно духу платонизма, должны быть

только идеи сущностей, но на самом деле у Платона получаются и идеи многого

другого, например идеи качеств. Но приобщение к таким идеям было бы

случайным, ведь качество изменчиво. Таким образом, идеи должны выражать

только сущность. Но «у сущности одно и то же значение и в здешнем мире, и в

тамошнем». Поэтому платоновские идеи ничего не объясняют, в учении Платона

происходит лишь удвоение мира. Но «ведь покажется, пожалуй, невозможным,

чтобы врозь находились сущность и то, чего она есть сущность; поэтому как

могут идеи, будучи сущностями вещей, существовать отдельно от них?»,-

задает Аристотель риторический вопрос. Аристотель показывает, что ошибка

Платона в том, что он придает самостоятельное существование тому, что

самостоятельно не существует; позже это стали называть гипостазированием.

Стагирит подверг платонизм критике в основном уже после смерти Платона,

когда действовали другие «академики»: Спевсипп, Ксенократ и др. эЭто был

поздний платонизм, он сильно отличается от того, что мы находим в известных

нам диалогах Платона: в конце жизни автор учения склонился от теории идей к

теории чисел. Изложению этого близкого пифагорейскому учения Платона и

других «академиков» Аристотель уделяет много места. Мы узнаем, что Платон

ввел единое как сущность и двоицу (большое и малое) как некое подобие

материи, из которой рождаются через приобщение их к единому числа и идеи,

которые, в свою очередь, выступают как причины чувственных вещей. «Большое

и малое» Аристотель сравнивает с «апейроном» пифагорейцев. При этом единое

и идеи, поскольку идеи приобщены к этому единому и участвуют в них, -

причина добра, а «материя» (двоица) и идеи, поскольку они приобщены к вещам

и участвуют в них, - причина зла. «Все это неразумно и находится в

конфликте и само с собой, и с естественным вероятием, и как будто мы здесь

имеем ту «словесную канитель», о которой говорит Симонид; получается

словесная канитель, как она бывает у рабов, когда в их словах нет ничего

дельного. И кажется, что самые элементы – большое и малое – кричат громким

голосом, словно их тащат насильно: они не могут ведь никоим образом

породить числа». Аристотель решителен в своей критике. «С эйдосами можно

распроститься: ведь они только пустые звуки», - сказано у него во «Второй

аналитике». Он говорит, что «предполагать, что общее есть нечто

существующее помимо частного, потому что оно означает нечто единое, нет

никакой необходимости».

Вторая философия или физика

Первая философия не единственная наука, изучающая сущее. Этим

занимаются и другие науки. Но они, будучи «частными», исследуют ту или иную

«часть его», «то или другое бытие» и «не дают никакого обоснования для сути

предмета». Таковы математика и физика, или «вторая философия».

МАТЕМАТИКА

Если первая философия рассматривает, прежде всего, и главным образом

неподвижные и обособленные от материи предметы, первые сущности, формы, то

«у математики некоторые отрасли имеют дело с объектами неподвижными, но

такими, пожалуй, которые не существуют отдельно, а даются в материи».

Аристотель различает «общую математику» и геометрию и астрономию. Последние

занимаются отдельными областями сущего, тогда как «общая математика имеет

отношение ко всем». Мысль об универсальности математики не получила,

однако, развития у Аристотеля.

В центре внимания мыслителя основной вопрос философии математики –

вопрос о природе числа, который он формулирует так: «Если существуют

математические предметы, то они должны либо находиться в чувственных вещах,

как утверждают некоторые, либо быть отдельно от чувственных вещей (и это

тоже некоторые говорят); а если они не существуют ни тем, ни другим путем,

тогда они либо вообще не существуют, либо существуют в ином смысле: таким

образом, в этом последнем случае спорным у нас будет уже не то, существуют

ли они, но каким образом они существуют». По мнению Стагирита,

математические предметы не существуют ни отдельно от чувственных вещей, ни

в самих чувственных вещах.

При этом точка зрения Аристотеля своего рода отрицание отрицания.

Пифагорейцы не отделяли числа от вещей, а вещи – от чисел, они их

отождествляли, для чего геометризировали их (зародыш аналитической

геометрии); например, число 21 – это треугольник с длиной сторон в шесть

единиц, телесных монад, ибо из стольких монад можно сложить эту фигуру

(если единицы заполнят ее сплошь). Впервые отделили числа от вещей Платон и

его последователи – «академики» Спевсипп, Ксенократ и другие. Они

превратили числа в самостоятельные сущности, первичные по отношению к

вещам. В последний период своей деятельности Платон превращал в числа и

сами идеи, и даже материю: «Материя, которая получает определения через

идеи при образовании чувственных вещей и определения через единое при

образовании идей, эта материя есть двоица (пара), большое и малое».

Аристотель же вернул числа в вещи, но не по-пифагорейски, не путем

отождествления того и другого: в вещах находятся не сами числа, а такие их

свойства, которые путем абстрагирующей работы мышления становятся в

человеческом сознании числами.

ПРЕДМЕТ ФИЗИКИ, ПРИРОДА

В отличие от первой философии, которая изучает неподвижное и от

материи обособленное, и от математики, которая изучает неподвижное и

необособленное, обособляемое только мыслью, физика изучает подвижное и не

обособленное от материи, она «имеет дело с таким бытием, которое способно к

движению, и с такой сущностью, которая в преимущественной мере

соответствует понятию, однако же, не может существовать отдельно от

материи». С другой стороны, физические сущности в отличие от

математических, подобно метафизическим существуют самостоятельно. Поэтому

Аристотель и ставил физику на второе место после метафизики («Что же

касается физики, то она также есть некоторая мудрость, но не первая») и

говорил о ней как о «второй философии». Предмет физики – природа, а

«природа есть только отдельный род существующего».

Древнегреческое «фюзис» (природа) динамично. В словаре философских

терминов Аристотель отмечает, что о природе говорят в шести значениях. Это

и

1) возникновение рождающихся вещей;

2) то основное в составе вещи, из чего вещь рождается;

3) источник движения каждой из природных вещей;

4) тот основной материал, из которого она состоит, или возникает какая-либо

из вещей, то есть материя;

5) форма;

6) сущность.

Подытоживая, Аристотель говорит, что «природою в первом и основном

смысле является сущность, а именно сущность вещей, имеющих начало движения

в самих себе, как таковых». Что касается материи, то она является природой

лишь постольку, поскольку способна определяться через сущность.

ФИЗИКА АРИСТОТЕЛЯ

Аристотель считал, что физика должна быть чисто умозрительной

дисциплиной. Метод физики Аристотеля – аналитический. Философ расчленяет

стихийно сложившиеся представления и понятия о природе, движении, времени и

т.д. Анализ Аристотеля глубокомыслен. Он находит в этих понятиях разные

смыслы и противоречия. Он выявляет их рациональный смысл, формулирует

проблемы, находит в них противоречия, иногда даже находит их решение. Но

решения эти никогда не подкрепляются экспериментом. Физика Аристотеля

совершенно оторвана от деятельности. У него нет и намека на

экспериментальный метод.

Физика Аристотеля не всегда была на вершине физики его времени.

Стагирит не принял ни догадки пифагорейца Филолая о том, что Земля – не

центр мира, ни атомизм Левкиппа – Демокрита, он остался на позициях

геоцентризма (на два тысячелетия утвердив его) и архаического представления

о веществе как совокупности четырех стихий, состоящих в свою очередь из

комбинации сухого, холодного, влажного и горячего (вода – влажное и

холодное, земля – сухое и холодное, воздух – влажное и горячее, огонь –

сухое и горячее). Физика Аристотеля подчинена его метафизике, телеологии и

теологии. Но все же в активе физики Аристотеля были и немаловажные моменты

– учение о вечности и несотворенности материи, движения и мира.

Биология и психология

Аристотель был основателем биологии как науки. Он организовал в своей

школе изучение живой природы. В результате появилась, по-видимому,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.