Рефераты. Аристотель - самая универсальная голова среди философов Древней Греции






затрагивая вопроса о мышлении. Аристотель то идет от мышления к бытию, то

от бытия к мышлению. Законы мышления для Аристотеля – законы бытия, и

наоборот. Поэтому то, что мы назвали первоаксиомой, является, по

Аристотелю, основным законом как бытия, так и мышления. Философ доказывает

свою первоаксиому от противного: всякий человек ее опровергающий, приходит

в противоречие с самим собой. В этой связи Аристотель критикует Гераклита,

который утверждал, что одно и то же существует и не существует, ибо, по

Аристотелю, «невозможно, чтобы противоположные вещи находились в одном и

том же». Но здесь нужно выяснить, что же Аристотель понимает под

противоположными вещами.

ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ

Аристотель различает «противолежащее», «противоположное» и

«противоречащее». Противоречащее противолежащее отличается от

противоположного: между двумя противоречащими друг другу сторонами не может

быть ничего среднего, а между противоположными может. В возникновении и

уничтожении нет среднего, и потому они относятся к противоречию.

Применительно к проблеме бытия первоаксиома означает, что существует или

бытие, или небытие.

БЫТИЕ И НЕБЫТИЕ

Но сказать, что небытие существует, нельзя. Это значит приписать не-

сущему существование. Согласно же аксиоме, вместе существовать и не

существовать нельзя. Поэтому правда в том, что сущее существует, а не-сущее

не существует. Сказать, что «не-сущее существует», - значит сказать, что

несуществующее есть существующее, то есть то, что одно и то же не

существует и существует, а это противоречит аксиоме бытия и мышления. Таким

образом, у Аристотеля все, что есть – сущее. Он сочувственно цитирует слова

Парменида: «Ведь никогда не докажут, что то, чего нет, существует».

Парменид, как известно, полагал, что небытие не существует потому, что оно

немыслимо и несказанно, а коль скоро мы его мыслим и о нем говорим, то оно

становится бытием. Аристотель же полагает, что небытие можно мыслить и о

нем можно говорить, не превращая его тем самым в бытие. Так что можно

сказать, что предметом «первой философии»» является у Аристотеля не только

сущее, но и не-сущее (первое абсолютно, второе же относительно).

УРОВНИ БЫТИЯ

Аристотель говорит о том, что сущее есть совокупность «единичных

предметов», «этих вот вещей», «отдельных вещей», «сущностей, воспринимаемых

чувствами», «чувственных сущностей». Это то, что можно видеть, слышать,

осязать, обонять, и вкушать. Чувственный мир для Аристотеля реален. Однако

он не согласен с теми, кто думает, что сущим является лишь то, что

воспринимается чувствами.

СУЩНОСТЬ

Представление Аристотеля о сущности – наиболее трудная для понимания

проблема его метафизики. На познание сущности, а не чувственного мира

направлено все внимание Стагирита, у которого «вопрос о том, что такое

сущее, сводится к вопросу, что представляет собой сущность». Проблеме

сущности посвящены VII и частично VIII книги «Метафизики». Аристотель далек

от древних физиков, сводивших сущность к той или иной форме существования

вещества; сущности также не идеи и не числа. Философ не согласен с теми,

кто «сущностью признают субстрат, суть бытия и то, что из них состоит, а

также всеобщее». Вообще же о сущности говорится если не в большем числе

значений, то в четырех основных, во всяком случае: и суть бытия и общее, и

род принимают за сущность всякой вещи, и рядом с ними, в-четвертых, лежащий

в основе субстрат». Из этих двух отрывков можно извлечь, по крайней мере,

шесть возможных определений сущности:

1) субстрат;

2) суть бытия;

3) то, что состоит из бытия и субстрата;

4) всеобщее;

5) общее;

6) род.

ДВА КРИТЕРИЯ СУЩНОСТИ

Критериями сущности, по мнению философа, являются:

1. познаваемое в понятии;

2. «способность к отдельному существованию».

Парадокс в том, что эти два критерия противоречат друг другу. Ведь

Аристотель признает, что лишь единичное «обладает самостоятельным

существованием безоговорочно». Но единичные вещи не постигаются умом, они –

до понятия, им нельзя дать определения. Аристотель ищет золотую середину.

Рассмотрим вышеперечисленные определения сущности.

СУБСТРАТ И МАТЕРИЯ

Субстрат («подлежащее») определяется Аристотелем как «то, о чем

сказывается все остальное, тогда как сам он уже не сказывается о другом».

Субстрат «лежит в основе двояким образом, или как эта вот отдельная вещь…

или как материя для осуществленности».

МАТЕРИЯ

Материя Аристотелем понимается двояко. Во-первых, это бесформенное

вещество: «То, что само по себе не обозначается ни как определенное по

количеству, ни как обладающее каким-либо из других свойств, которыми бывает

определено сущее». Такова первая материя. Во-вторых, в более широком смысле

слова, материя – это «то, из чего вещь состоит» и «из чего вещь возникает».

Такое понимание включает в себя и первый смысл, ведь, в конечном счете, все

возникает и все состоит из первой материи. Отдельные же вещи (исключая

четыре стихии) возникают и состоят из уже предварительно оформленной

«своей», «специальной», или «последней» материи.

ОБЩЕЕ, ВСЕОБЩЕЕ, И РОД И КАТЕГОРИИ

Что касается рода в качестве сущности, то Аристотель пишет: «Если

взять философов современных, они скорее признают сущностями общие моменты в

вещах (роды – это общие моменты), а как раз родам, по их словам, присущ

характер начал и сущностей в большей мере, ибо они разбирают вопрос под

углом понятия». Аристотель не согласен с «современными философами». Он

утверждает, что «роды не существуют помимо видов». Не является сущностью и

всеобщее: ведь оно «по своей природе присуще многому». Но в таком случае

оно будет сущностью или у всех вещей, которые тем или иным всеобщим

объемлются, или не будет ни у одной. Но у всех всеобщее сущностью быть не

может. А если всеобщее будет сущностью у одной вещи, тогда и все остальные,

к чему относится это вообще, будет этой же вещью. Итак, делает вывод

Аристотель, «ни всеобщее, ни род не есть сущность».

КАТЕГОРИИ

Под всеобщим Аристотель понимает также и категории – наиболее общие и

соответствующие структуре сущего роды высказывания о вещах. В «Метафизике»

категории упоминаются нередко, но не в полном объеме и в разном составе.

Аристотель всюду подчеркивает, что только сущность существует сама по себе,

что же до других категорий, то «ни одно из свойств не существует от природы

само по себе и не способно отделяться от сущности»; «все другие определения

сказываются о сущности»; кроме сущности, ни что не может существовать

отдельно, так что «эти дальнейшие определения нельзя даже, пожалуй, без

оговорок считать реальностями». Сущности существуют безоговорочно, все

остальное существует через них и благодаря им как качества, количества,

отношения сущностей. Эта мысль проходит через все труды Аристотеля.

По мнению Аристотеля, и о не-бытии можно говорить в различных смыслах,

как это имеет место по отношению к бытию. Ведь и «не быть человеком – это

значит не быть этой вот вещью, не быть прямым – не быть этой вот вещью, не

быть прямым – не быть вот таким-то по качеству, не быть трехметровым – не

быть вот таким-то по длине (по количеству)». Таким образом, и не-бытие

существует категориально. Таков первый смысл допущения Аристотелем

существования относительного не-бытия.

ЕДИНИЧНОЕ

Аристотель подчеркивает, что главными отличительными чертами сущности

является способность к отдельному существованию и данность в качестве вот

этого определенного предмета. Говоря о субстрате, Аристотель допускает, что

им может быть наряду с материей вот эта вот отдельная вещь. Но эту вот

отдельную вещь Аристотель называет «чувственной сущностью», а также

«составной сущностью» или «составным целым», и состоит она, по его мнению,

из двух начал: «сути бытия (формы) и субстрата (материи)», а то, что

состоит из начал, позднее самих начал, а, следовательно, вторично. Но самое

главное, чувственная составная сущность не соответствует второму критерию

сущности – постижимости умом и определенности. Итак, сущность – не

субстрат, не всеобщее, не род и, наконец, не то, что состоит из сути бытия

и субстрата.

СУТЬ БЫТИЯ И ФОРМА КАК СУЩНОСТЬ

Аристотель склоняется к тому, чтобы принять за сущность вид. Он

говорит, что «последнее видовое отличие – это будет сущность вещи и ее

определение», а «определение вещи – это формулировка, состоящая из видовых

отличий и притом – из последнего из них». Это определение и выражает

сущность, или суть бытия вещи, или, что то же самое, форму, или первую

сущность. «Формою я называю, - пишет философ, - суть бытия каждой вещи и

первую сущность». Кроме того, Аристотель подчеркивает, что «для чувственно

воспринимаемых единичных сущностей… нет ни определения, ни доказательства»,

ибо они «наделены материей, природа которой такова, что она может быть и

нет: вследствие чего они подвержены уничтожению все остальные вещи,

принадлежащие сюда». Поэтому «суть бытия не будет находится ни в чем, что

не есть вид рода».

МАТЕРИЯ И ФОРМА

Итак, каждая чувственно воспринимаемая сущность есть нечто составное:

она слагается из материи и формы (сути бытия, сущности, первой сущности).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.