Рефераты. Аристотель - самая универсальная голова среди философов Древней Греции






младшая, была трижды замужем и имела трех сыновей, младший из которых (от

третьего мужа – физика Метродора) был тезкой своего великого деда.

Теофраст, надолго переживший своего друга и учителя и занявший после его

смерти пост главы Ликея, позаботился о воспитании внуков Аристотеля.

СОЧИНЕНИЯ АРИСТОТЕЛЯ

Детище Аристотеля – его философская школа Ликей просуществовала до

конца античного мира. «Детьми» Стагирита были и его сочинения. Наследие

мыслителя огромно. Древние каталоги его трудов содержали названия

нескольких сот «книг» (см., например, каталог Диогена Лаэртского – там же,

стр. 212-213). Научная деятельность Аристотеля охватила все области

античного знания. Произведения его носят энциклопедический характер. Его

сочинения относятся к самым различным областям – логике, естествознанию,

истории, политике, этике, литературе. Обилие использованного Аристотелем

фактического материала объясняется отчасти тем, что он был прекрасным

организатором. Нельзя сомневаться в том, что материалы к некоторым работам

Аристотеля, особенно по истории греческих государств и истории животного и

растительного мира, подбирались его учениками. До нас дошла лишь небольшая

их часть. Аристотелевские сочинения распадаются на три группы:

Диалоги и другие произведения, созданные Аристотелем в период его

пребывания в Академии или чуть позднее; это произведения, судя по

сохранившимся отрывкам тщательно им отредактированные;

Осуществленные под руководством Аристотеля коллективные труды его школы, в

частности описания 158 государственных систем из числа существовавших тогда

в Элладе и за ее пределами;

Трактаты, представляющие собой то ли Аристотелевы конспекты лекций, то ли

записи слушателей; они не отредактированы и не систематизированы, состоят

из частей, созданных Аристотелем в разное время и на разных этапах его

философского развития, а потому противоречивы. Однако, несмотря на

несовершенство формы, это основные труды Аристотеля – в них выражено его

зрелое мировоззрение.

Судьба каждой из трех групп сочинений была различной. Все диалоги и

другие ранние труды Аристотеля погибли. Мы знаем более или менее об их

содержании на основании некоторых отрывков из них, приводимых в трудах

более поздних античных авторов, а также в пересказе. Погибли и все

коллективные работы, в том числе описания государственных устройств,

исключая «Афинскую политию», связываемую обычно с именем самого Аристотеля.

Ее папирусный список был найден в конце прошлого столетия в песках Египта,

где благодаря сухости климата непрочный папирус хорошо сохраняется. Уцелела

и «История животных». Что касается третьей группы сочинений, то в

большинстве своем они до нас дошли, хотя и в сильно испорченном виде.

Сочинения Аристотеля перешли от его преемника Теофраста к ученикам

последнего, Нелею, и пролежали до I в. н. э. в подземном хранилище, пока не

были рассортированы в библиотеке Апелликона Теосского в Афинах. Только

после этого сочинения философа попали в Рим, где и были изданы главой

тогдашней аристотелевской школы – перипатетиком Андроником Родосским. Таким

образом, согласно преданию, получается, что основные труды Аристотеля

оставались неизвестными античному миру с середины III до середины I века до

н.э. И в самом деле, Эпикур знал лишь диалоги Аристотеля.

Философские диалоги Аристотеля включают в себя такие сочинения, как

«Грилл», «Евдем», «Софист», «Политик», «Менексен», «Пир» («Симпосион»), «О

философии». К ним примыкают «Увещевания» («Протрептикус»). «Грилл», по-

видимому, первое сочинение Аристотеля, с которым он выступил совсем еще

молодым человеком после пятилетнего пребывания в Академии. Оно посвящено

риторике, с преподавания которой и началась там деятельность философа. В

этом диалоге Аристотель исследует вопрос о том, существует ли само

искусство риторики, дополняющее или даже заменяющее природный дар

красноречия.

Диалог «Евдем» представляет Аристотеля как убежденного платоника.

Философ как будто полностью разделяет идеалистическое учение о

потусторонних идеях как вечных и неизменных образцах и причинах преходящих

вещей чувственного мира, об антагонизме бессмертной возвышенной души и

смертного низменного тела, а также учение о познании как воспоминании душой

некогда полученного в потустороннем мире знания, которое она утратила, упав

в этот мир и воплотившись. Аристотель объявляет союз души и тела

противоестественным и приводит известное пессимистическое изречение поэта

Феогнида: «Самое лучшее для человека – вовсе не родиться, родившись же –

скорее умереть».

В «Увещеваниях», обращенных к правителю Кипра Темисону, Аристотель

прославляет философию. По его мнению, всякое содержательное отрицание

философии уже в некотором роде философствование. Философия трудна, она

имеет дела с всеобщим и неизменным и не нисходит до частностей. Однако она

не бесполезна, ибо, открывая идеалы, дает образцы общественной и частной

жизни. Науки (а в «Увещеваниях» философия трактуется как знание вообще) уже

многого достигли без помощи государства. В данном сочинении Аристотель

доводит до крайности платоновский антагонизм души и тела, говоря, что они

связаны между собой, как живой человек с трупом, накрепко к нему

прикрученным (так этрусские пираты расправлялись с оставшимися в живых

пленниками).

Но уже в конце первого афинского периода, то есть еще в платоновской

Академии, Аристотель начинает расходиться со своим учителем во взглядах. Об

этом свидетельствуют его сочинения «Об идеях» и «О благе», диалог «О

философии» и, кроме того, ранние книги некоторых трактатов.

Все сохранившиеся произведения Аристотеля по своему содержанию можно

разделить на восемь основных подгрупп:

сочинения по логике («Первая аналитика», «Вторая аналитика», «Топика»,

«Опровержение софизмов», «Категории», «Об истолковании»), известные в

истории философии под названием «Органон»;

произведения, посвященные проблемам «первой философии», объединенной

Андроником Родосским в одно сочинение под названием «Метафизика»;

физические («Физика», «О небе», «О возникновении и уничтожении»,

«Метеорологика»);

биологические («История животных», «О частях животных», «О происхождении

животных», «О движении животных»);

психологические («О душе» и восемь работ, объединенных затем под общим

наименованием «Parva naturalia»);

этические («Никомахова этика», «Евдемова этика», «Большая этика»);

политико-экономические («Политика», «Экономика»);

искусствоведческие («Поэтика», «Риторика»).

С трактатами Аристотеля связан так называемый аристотелевский вопрос –

вопрос об установлении хронологической последовательности входящих в состав

трактатов «книг», а тем самым и вопрос о философской эволюции взглядов

Аристотеля. Большую роль в его уяснении сыграла в 20-х годах XX века работа

немецкого ученого Вернера Иегера «Аристотель». Иегер первый попытался

реконструировать аристотелевские диалоги. Он показал также неоднородность

аристотелевских трактатов и подчеркнул большое значение в творчестве

Аристотеля его второго периода (годов странствий). Он считал, что

Аристотель эволюционировал от платоновского априоризма к эмпиризму, о чем

говорят, по его мнению, биологические сочинения Аристотеля, которые Иегер

отнес в самый конец деятельности философа. Однако позднее английский

издатель и комментатор биологических трудов Аристотеля Дарси-Томпсон

показал, что эти работы опираются на биологический материал Восточного

Средиземноморья, точнее говоря, окрестностей Ассоса и Лесбоса, а потому

они выполнены во время пребывания Аристотеля в Малой Азии, то есть во

второй период. В соответствии с этим голландский ученый Ф. Нуйенс отнес

биологические работы ко второму периоду и, положив в основу своей

периодизации трудов Аристотеля изменение его взглядов на взаимоотношения

души и тела, разума и души, дал в своем труде «Эволюция психологии

Аристотеля» иную, чем у Иегера, последовательность сочинений Аристотеля.

Обратимся к следующей таблице:

Таблица 1

| |Иегер |Нуйенс |

|I |Все диалоги, кроме диалога «О |«О философии», «Протрептикус»; |

|Первый |философии»; «Протрептикус»; |«О возникновении и |

|афинский |«Физика» I, II, VII; «О небе» I; «О|уничтожении»; «Физика» I-VII; |

|период |душе» III; «Политика» II, 2-3 |«О небе»; «Категории»; «Топика»|

|(367-347) | | |

|II |«О философии», ранняя часть |«Метафизика» I, III, IV, XI, |

|Годы |«Метафизики»; «Физика» III, IV, V, |1-8, XIII, 9-10, XIV; все |

|странствий|VI; «О небе» II, III; «О |биологические работы, за |

|(347-335) |возникновении и уничтожении»; |исключением некоторых частей «О|

| |«Политика» II, III, VII, VIII; |происхождении животных» и «О |

| |«Евдемова этика» |частях животных»; «Никомахова |

| | |этика» |

|III |Поздняя часть «Метафизики»; |«Метафизика» XIII, 1-8, VII, |

|Второй |«Физика» VIII; «О душе» I, II; |VIII, IX, XII; «О душе»; |

|афинский |«Никомахова этика»; «Политика» I, |поздние части «О возникновении |

|период |IV,V, VI; все биологические работы |животных» и «О частях |

|(335-322) | |животных»; позднейшая часть |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.