младшая, была трижды замужем и имела трех сыновей, младший из которых (от
третьего мужа – физика Метродора) был тезкой своего великого деда.
Теофраст, надолго переживший своего друга и учителя и занявший после его
смерти пост главы Ликея, позаботился о воспитании внуков Аристотеля.
СОЧИНЕНИЯ АРИСТОТЕЛЯ
Детище Аристотеля – его философская школа Ликей просуществовала до
конца античного мира. «Детьми» Стагирита были и его сочинения. Наследие
мыслителя огромно. Древние каталоги его трудов содержали названия
нескольких сот «книг» (см., например, каталог Диогена Лаэртского – там же,
стр. 212-213). Научная деятельность Аристотеля охватила все области
античного знания. Произведения его носят энциклопедический характер. Его
сочинения относятся к самым различным областям – логике, естествознанию,
истории, политике, этике, литературе. Обилие использованного Аристотелем
фактического материала объясняется отчасти тем, что он был прекрасным
организатором. Нельзя сомневаться в том, что материалы к некоторым работам
Аристотеля, особенно по истории греческих государств и истории животного и
растительного мира, подбирались его учениками. До нас дошла лишь небольшая
их часть. Аристотелевские сочинения распадаются на три группы:
Диалоги и другие произведения, созданные Аристотелем в период его
пребывания в Академии или чуть позднее; это произведения, судя по
сохранившимся отрывкам тщательно им отредактированные;
Осуществленные под руководством Аристотеля коллективные труды его школы, в
частности описания 158 государственных систем из числа существовавших тогда
в Элладе и за ее пределами;
Трактаты, представляющие собой то ли Аристотелевы конспекты лекций, то ли
записи слушателей; они не отредактированы и не систематизированы, состоят
из частей, созданных Аристотелем в разное время и на разных этапах его
философского развития, а потому противоречивы. Однако, несмотря на
несовершенство формы, это основные труды Аристотеля – в них выражено его
зрелое мировоззрение.
Судьба каждой из трех групп сочинений была различной. Все диалоги и
другие ранние труды Аристотеля погибли. Мы знаем более или менее об их
содержании на основании некоторых отрывков из них, приводимых в трудах
более поздних античных авторов, а также в пересказе. Погибли и все
коллективные работы, в том числе описания государственных устройств,
исключая «Афинскую политию», связываемую обычно с именем самого Аристотеля.
Ее папирусный список был найден в конце прошлого столетия в песках Египта,
где благодаря сухости климата непрочный папирус хорошо сохраняется. Уцелела
и «История животных». Что касается третьей группы сочинений, то в
большинстве своем они до нас дошли, хотя и в сильно испорченном виде.
Сочинения Аристотеля перешли от его преемника Теофраста к ученикам
последнего, Нелею, и пролежали до I в. н. э. в подземном хранилище, пока не
были рассортированы в библиотеке Апелликона Теосского в Афинах. Только
после этого сочинения философа попали в Рим, где и были изданы главой
тогдашней аристотелевской школы – перипатетиком Андроником Родосским. Таким
образом, согласно преданию, получается, что основные труды Аристотеля
оставались неизвестными античному миру с середины III до середины I века до
н.э. И в самом деле, Эпикур знал лишь диалоги Аристотеля.
Философские диалоги Аристотеля включают в себя такие сочинения, как
«Грилл», «Евдем», «Софист», «Политик», «Менексен», «Пир» («Симпосион»), «О
философии». К ним примыкают «Увещевания» («Протрептикус»). «Грилл», по-
видимому, первое сочинение Аристотеля, с которым он выступил совсем еще
молодым человеком после пятилетнего пребывания в Академии. Оно посвящено
риторике, с преподавания которой и началась там деятельность философа. В
этом диалоге Аристотель исследует вопрос о том, существует ли само
искусство риторики, дополняющее или даже заменяющее природный дар
красноречия.
Диалог «Евдем» представляет Аристотеля как убежденного платоника.
Философ как будто полностью разделяет идеалистическое учение о
потусторонних идеях как вечных и неизменных образцах и причинах преходящих
вещей чувственного мира, об антагонизме бессмертной возвышенной души и
смертного низменного тела, а также учение о познании как воспоминании душой
некогда полученного в потустороннем мире знания, которое она утратила, упав
в этот мир и воплотившись. Аристотель объявляет союз души и тела
противоестественным и приводит известное пессимистическое изречение поэта
Феогнида: «Самое лучшее для человека – вовсе не родиться, родившись же –
скорее умереть».
В «Увещеваниях», обращенных к правителю Кипра Темисону, Аристотель
прославляет философию. По его мнению, всякое содержательное отрицание
философии уже в некотором роде философствование. Философия трудна, она
имеет дела с всеобщим и неизменным и не нисходит до частностей. Однако она
не бесполезна, ибо, открывая идеалы, дает образцы общественной и частной
жизни. Науки (а в «Увещеваниях» философия трактуется как знание вообще) уже
многого достигли без помощи государства. В данном сочинении Аристотель
доводит до крайности платоновский антагонизм души и тела, говоря, что они
связаны между собой, как живой человек с трупом, накрепко к нему
прикрученным (так этрусские пираты расправлялись с оставшимися в живых
пленниками).
Но уже в конце первого афинского периода, то есть еще в платоновской
Академии, Аристотель начинает расходиться со своим учителем во взглядах. Об
этом свидетельствуют его сочинения «Об идеях» и «О благе», диалог «О
философии» и, кроме того, ранние книги некоторых трактатов.
Все сохранившиеся произведения Аристотеля по своему содержанию можно
разделить на восемь основных подгрупп:
сочинения по логике («Первая аналитика», «Вторая аналитика», «Топика»,
«Опровержение софизмов», «Категории», «Об истолковании»), известные в
истории философии под названием «Органон»;
произведения, посвященные проблемам «первой философии», объединенной
Андроником Родосским в одно сочинение под названием «Метафизика»;
физические («Физика», «О небе», «О возникновении и уничтожении»,
«Метеорологика»);
биологические («История животных», «О частях животных», «О происхождении
животных», «О движении животных»);
психологические («О душе» и восемь работ, объединенных затем под общим
наименованием «Parva naturalia»);
этические («Никомахова этика», «Евдемова этика», «Большая этика»);
политико-экономические («Политика», «Экономика»);
искусствоведческие («Поэтика», «Риторика»).
С трактатами Аристотеля связан так называемый аристотелевский вопрос –
вопрос об установлении хронологической последовательности входящих в состав
трактатов «книг», а тем самым и вопрос о философской эволюции взглядов
Аристотеля. Большую роль в его уяснении сыграла в 20-х годах XX века работа
немецкого ученого Вернера Иегера «Аристотель». Иегер первый попытался
реконструировать аристотелевские диалоги. Он показал также неоднородность
аристотелевских трактатов и подчеркнул большое значение в творчестве
Аристотеля его второго периода (годов странствий). Он считал, что
Аристотель эволюционировал от платоновского априоризма к эмпиризму, о чем
говорят, по его мнению, биологические сочинения Аристотеля, которые Иегер
отнес в самый конец деятельности философа. Однако позднее английский
издатель и комментатор биологических трудов Аристотеля Дарси-Томпсон
показал, что эти работы опираются на биологический материал Восточного
Средиземноморья, точнее говоря, окрестностей Ассоса и Лесбоса, а потому
они выполнены во время пребывания Аристотеля в Малой Азии, то есть во
второй период. В соответствии с этим голландский ученый Ф. Нуйенс отнес
биологические работы ко второму периоду и, положив в основу своей
периодизации трудов Аристотеля изменение его взглядов на взаимоотношения
души и тела, разума и души, дал в своем труде «Эволюция психологии
Аристотеля» иную, чем у Иегера, последовательность сочинений Аристотеля.
Обратимся к следующей таблице:
Таблица 1
| |Иегер |Нуйенс |
|I |Все диалоги, кроме диалога «О |«О философии», «Протрептикус»; |
|Первый |философии»; «Протрептикус»; |«О возникновении и |
|афинский |«Физика» I, II, VII; «О небе» I; «О|уничтожении»; «Физика» I-VII; |
|период |душе» III; «Политика» II, 2-3 |«О небе»; «Категории»; «Топика»|
|(367-347) | | |
|II |«О философии», ранняя часть |«Метафизика» I, III, IV, XI, |
|Годы |«Метафизики»; «Физика» III, IV, V, |1-8, XIII, 9-10, XIV; все |
|странствий|VI; «О небе» II, III; «О |биологические работы, за |
|(347-335) |возникновении и уничтожении»; |исключением некоторых частей «О|
| |«Политика» II, III, VII, VIII; |происхождении животных» и «О |
| |«Евдемова этика» |частях животных»; «Никомахова |
| | |этика» |
|III |Поздняя часть «Метафизики»; |«Метафизика» XIII, 1-8, VII, |
|Второй |«Физика» VIII; «О душе» I, II; |VIII, IX, XII; «О душе»; |
|афинский |«Никомахова этика»; «Политика» I, |поздние части «О возникновении |
|период |IV,V, VI; все биологические работы |животных» и «О частях |
|(335-322) | |животных»; позднейшая часть |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8