Рефераты. Аристотель - самая универсальная голова среди философов Древней Греции






| | |«Метафизики» XII, 8 |

Как видим, вне поля зрения Иегера остались логические работы

Аристотеля.

Расшифруем теперь, что имеется в виду под ранней и поздней частями

«Метафизики». Прежде всего, отметим, что сам термин «метафизика» был

Аристотелю неизвестен; это неологизм издателя Аристотеля Андроника

Родосского. Он поместил собственно философские книги Аристотеля после книг

по физике и, не зная, как это назвать, обозначил словами «то, что после

физики» (та мета та фюсика), откуда путем выпадения артикля и слияния и

получилось слово «метафизика». «Метафизика» Аристотеля сложилась стихийно

из разных частей, написанных в разное время. Отсюда ее противоречия и

повторы. Например, ранняя часть XI книги предвосхищает содержание III, IV и

VI книг. Поздняя часть XIII книги – новый вариант XIV и частично I книги (4-

я и 5-я главы XIII книги – прямое переложение 6-й и 9-й глав первой книги

«Метафизики»). Книга XII самостоятельна. Так же самостоятельны вся XIV и

частично XIII книги. Самостоятельна V книга – первый словарь философских

терминов. Вернером Иегер различил в «Метафизике» ранние и поздние части, а

внутри их – основные и побочные (в соответствии с содержанием). Отсутствие

второй книги объясняется тем, что она считается неаристотелевской и,

издавна, обозначалась строчной альфой, в результате чего числовой номер

книг «Метафизики», начиная с III, равен номеру обозначающей ее буквы в

греческом алфавите плюс единица. Из таблицы видно, что более или менее

связное целое образуют I, III, IV, VI, VII, IX книги «Метафизики». Изучение

«Метафизики» следует начинать с них. Предварительно можно изучить книгу V –

словарь философских терминов.

Понять учение Аристотеля трудно. И это объясняется не только плохой

сохранностью текстов, но и тем, что у Стагирита нет однозначного решения

принципиальных философских вопросов, таких, как взаимоотношение общего и

отдельного, души и тела, эмпирической и рациональной ступеней познания. Он

колебался между материализмом и идеализмом, между «линией Демокрита» и

«линией Платона». В целом учение Аристотеля можно охарактеризовать как

объективный идеализм со значительными элементами стихийного материализма.

Аристотелевская классификация наук

Каждое сочинение Аристотеля – «Метафизика», «Этика», «Физика»,

«Политика» и др. – начинается с изложения и критического разбора теорий,

уже созданных его предшественниками. Тщательно отбирая и суммируя

положительное знание, подтвержденное предшествующим философским развитием,

Аристотель пришел к выводу, что философия не есть продукт единоличного

индивидуального творчества, а итог работы целых поколений мыслителей.

«…Каждый говорит относительно природы что-нибудь и поодиночке, правда,

ничего не добавляет для установления истины, или мало, но, когда все это

собирается вместе, получается заметная величина».

Из обзора истории философской борьбы в Греции VI-IV вв. до н. э.

Аристотель вынес заключение, что философия всегда терпела поражение, когда

она удалялась от жизни в область пустых абстракций, фантазии, религии,

софистики и логической спекуляции. Там же, где она обращалась к реальным

чувственно воспринимаемым телам природы, она в большинстве случаев

достигала значительных научных результатов.

Обобщая опыт предшествующего развития науки, Аристотель пытался

построить единую систему наук, включающую в себя все известные в то время

отрасли знания.

Все науки занимаются исследованием бытия. Каждая из них имеет «дело с

тем или другим специальным бытием, и, отведя себе какую-нибудь отдельную

область, они занимаются этой областью…».

Все науки по Аристотелю делятся на теоретические, где познание ведется

только ради него самого, практические, дающие руководящие идеи для

поведения человека, и творческие, где познание совершается с целью

достижения пользы или осуществления чего-либо прекрасного. У «творческих»

наук «источник творчества лежит в том, кто создает, а не в том, что

создается, и таковым является или искусство, или какая-нибудь другая

способность. И, подобным же образом, у науки о деятельности движение

происходит не в совершаемом деле, а скорее – в тех, кто его совершает».

Общим правилом научного исследования, независимо от вида научной

деятельности, провозглашается положение: на первом месте должна стоять

объективная истина самих вещей, самой природы, и никакие субъективные цели

не должны исказить этой «правды вещей».

«Теоретические науки» Аристотель разделяет на «первую философию»,

математику и физику. Физика изучает состояние тел в природе и определенные

«материи». Математика изучает взятые в абстракции свойства, неотделимые от

тела и не являющиеся одновременно состоянием определенных тел. Поскольку же

свойства тел «отмежеваны от всего телесного, они составляют предмет

изучения философа- метафизика». «Первая философия» обнаруживает неизменные

«начала» сущего.

Более детальная аристотелевская классификация наук представлена в

следующей схеме.

Логика же не входит в эту классификацию, ибо она есть пропедевтика ко

всем наукам, их методология. Таким образом, за аристотелевским делением

наук стоит социальное деление общества: искусства – это дело ремесленников,

наука – дело мудрецов, практика – дело политиков. Поэтому практические и

творческие «науки» ниже теоретических («умозрительные (теоретические

дисциплины) выше созидающих»). Занятие умозрительными науками – форма

интеллектуального времяпрепровождения господ. Для сравнения приведем

платоновскую классификацию наук, которая была субъективной, то есть

исходила из представлений о частях души (см. далее)..

Непоследовательность аристотелевской классификации наук выражается,

прежде всего, в чрезмерном противопоставлении «первой философии» как науки

о сущности всем остальным наукам, изучающим бытие, в отделении «первой

философии» от других наук. Кроме того, отдельные науки не рассматриваются

Аристотелем как находящиеся в глубокой необходимой связи друг с другом;

связь эта у Аристотеля часто получает субъективное обоснование путем

введения критерия «ценности» объекта познания.

Несмотря на непоследовательность классификации наук, данной

Аристотелем, синтез знания, осуществленный им, поистине грандиозен. В

греческой науке впервые встречается столь всеобъемлющая и плодотворная

попытка создать единую систему наук.

Детализируя понятие природы, Аристотель указывал, что она включает в себя:

«возникновение рождающихся вещей»;

«то основное в составе рождающейся вещи, из чего эта вещь рождается»;

«это – источник, откуда получается первое движение в каждой из природных

вещей – в ней самой, как таковой»;

«природою называется тот основной материал, из которого или состоит или

возникает какая-либо из вещей»;

«далее, в другом смысле, природою называется сущность существующих от

природы вещей»;

«природа, это – форма и сущность».

Первая философия или метафизика

Основной вопрос философии для Аристотеля – это вопрос о том,

существует ли помимо материи и чувственных сущностей еще какая-либо

самостоятельная причина; как замечает философ в «Метафизике», «главным

образом нужно исследовать и разработать вопрос: является ли что-либо кроме

материи, самостоятельной причиной или нет». Еще более характерна другая

формулировка: «Вопрос идет о том, существует ли помимо чувственных

сущностей еще какая-нибудь – неподвижная и вечная или же нет, и если

существует, то в чем она». Как видим, эта причина должна быть, говоря

современным языком, сверхчувственной, а также нематериальной и

сверхприродной.

ПРЕДМЕТ «ПЕРВОЙ ФИЛОСОФИИ»

Согласно Аристотелю, философия изучает не природу – «природа есть

только отдельный род существующего», - а эту самостоятельную причину,

сверхъестественную сущность. Вся метафизика Аристотеля – это попытка

разобраться в сущем, уточнить его понятие. «Первая философия» по

Аристотелю, изучает «начала и причины всего сущего… поскольку оно берется

как сущее». Аристотель называет эти причины «высшими», а начала –

«первыми». Такое понимание предмета философии шире, чем «метафизическое»,

ибо в самой постановке вопроса предполагается, что в качестве таковых начал

должны оказаться не только сверхчувственные, неподвижные, вечные сущности,

но и материя, ведь бБог лишь «одно из начал». Для того чтобы определить

начала, установить их число и их взаимоотношения, необходимо осознать то,

что Аристотель называет аксиомами, и, прежде всего, ту из них, в которой он

видит «начало для всех других аксиом». Назовем ее «первоаксиомой».

ПЕРВОАКСИОМА

Первоаксиома кратко формулируется следующим образом: «Вместе

существовать и не существовать нельзя», а полно: «Невозможно, чтобы одно и

то же вместе было и не было присуще одному и тому же и в одном и том же

смысле». Аристотель называет эту аксиому «самым достоверным из всех начал»,

входящим (поскольку она и вытекающие из нее аксиомы «имеют силу для всего

существующего») в предмет первой философии наряду с другими началами

сущего как сущего. Первоаксиома самоочевидна. Всякое доказательство

покоится на ней и предполагает ее. Она закон бытия и мышления.

БЫТИЕ И МЫШЛЕНИЕ

Аристотель – панлогист. Он, как и Парменид, сторонник тождества бытия

и мышления. Поэтому невозможно говорить об аристотелевском бытии, не

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.