Рефераты. Анализ критики чистой философии






структуры рассудка. Кант был уверен, что выявив эту структуру он объяснил,

что именно делает возможным существование естествознания в качестве науки:

обусловленная априорностью всеобщность и необходимость лежащих в основе

научного познания понятий, правил их соединения в суждения и применения к

явлениям имеет своим следствием то, что научные истины тоже имеют всеобщий

и необходимый характер.

Следует уделить внимание главному выводу трансцендентальной аналитика.

Кант считает, что «все явления природы, что касается их связи, должны

подчиняться категориям, от которых природа… зависит как от первоначального

основания ее необходимой закономерности…», и что все «законы природы

подчинены высшим основоположениям рассудка…». Указывая, что «под природой

мы разумеем связь существования явлений по необходимым правилам, т.е. по

законам», Кант добавлял, что «существуют определенные законы, и притом

априори, которые впервые делают природу возможной». (С. 278-279). Он

рассматривает три закона рассудка: закон сохранения субстанции; закон

расположения (закон причинности); закон взаимодействия. Данные законы

всеобщи и необходимы в том смысле, что они принадлежат рассудку, выражают

структуру мышления, общую для всех эмпирических субъектов. Для рассудка они

представляют ту форму, которую он сообщает познаваемому предмету. Другими

словами, наше мышление находит в природе только то, что оно само в нее

вкладывает до опыта и независимо от опыта, что является его собственными

формами, свойствами. Можно сказать, что вне субъективных условий

чувственности и рассудка, вне сознания субъекта природа, по Канту, есть

нечто. Это еще раз подтверждает онтологическую концепцию Канта.

Глава III: Трансцендентальная диалектика.

§1. Разум в понимании Канта. Критика «рациональной психологии».

Трансцендентальная диалектика посвящена исследованию разума – высшей

познавательной способности человека. Кант пишет: «Всякое наше знание

начинается с чувств, переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме,

выше которого нет в нас ничего для обработки материала созерцаний и для

подведения его под высшее единство мышления» (С. 340). В учении о разуме,

где, собственно и осуществляется критика чистого разума, Кант дает ответ на

третий вопрос: возможна ли метафизика как наука. Для начала необходимо

понять что такое разум в понимании Канта.

Кант указывает на тесную связь разума с рассудком и вместе с тем их

отличие. Среди различных определений рассудка встречается следующее:

«…рассудок есть способность создавать единство посредством правил…» То есть

высказывая суждение человек образует его по некоторым правилам. например,

возьмем утвердительное суждение «эта роза красная». Оно образовано и по

общим правилам суждения, и по специфическим правилам утверждения. Если мы

«припишим» свойство красноты белой розе, то ошибемся и это можно доказать в

опыте. Следовательно, рассудком применяются правила суждений.

Некоторые типы правил устанавливает формальная логика, но не все.

Следуя правилам формальной логики, образуем формально состоятельное

суждение «Человек есть кентавр», Но по правилам логики, ориентированной на

содержание, этого мы сказать не можем. По правилам кантовской логики нельзя

приписывать некоему предмету (предметам) свойства, которыми он не обладает.

Именно рассудок ответственен за применение таких правил.

Если рассудок направлен на какой-либо предмет или опыт, то разум уже

направлен на рассудок. Разума отдельно от рассудка и чувственности нет.

поэтому чтобы изучить разум, надо его мысленно, теоретически изолировать.

Хотя этому изолированию что-то все-таки соответствует в действительности.

Кант считает, что среди человеческих познавательных усилий существует

специфическая деятельность, которую он называет познавательной, духовной

способностью. По Канту, именно в метафизике эта способность достигает

наивысших результатов, хоть и может быть обнаружена в творческой

деятельности. Эта способность отвечает духовным потребностям, она

обязательно должна реализоваться, иначе человека перестанет быть человеком.

Эта общечеловеческая способность опирается на такие понятия, как мир в

целом, космос, свобода, природа, конечность и бесконечность, свобода воли,

Бог, бессмертие души. Человек всегда стремится выйти за границы своего

опыта, обращается к трансцендентному. Это стремление осуществляется

разумом. С помощью какой способности люди выходят к данным понятиям, как

они научились их употреблять? Большинство из понятий вплетены в нашу жизнь

и мы привычно ими оперируем. Способность говорить о понятиях, проблемах,

темах, которым не соответствуют предметы опыта, способность образовать

понятия о некоторых глобальных ценностях, о единствах многообразного,

необозримых единствах, - вот что интересует Канта.

Кант настаивает на существовании большой разницы между единствами,

которые образуются рассудком и единствами, производимыми разумом. Он

считает, что когда свои единства (общие понятия естествознания) образуют

рассудок, то они имеют смысл только в применении к опыту (или возможному

опыту). Если же обратиться к понятиям чистой метафизики, то получается, что

опыт относительно мира в целом не возможен. Ни один человек, ни

человечество в целом не охватили (и не могли охватить) опытным познанием

весь космос. Такой опыт в принципе превышает возможности человека и

человечества. Следовательно, в опыте мир в целом никому заведомо не дан. Но

ведь единства, называемые в целом природой, все же строятся и используются

нами. Именно разум строит и вводит такие понятия, которые не имеют

соответствующих предметов в опыте.

Нет такого предмета, как душа, и опыт относительно нее не возможен. Но

«рациональная психология» - часть метафизики – опирается и пользуется этим

понятием. Еще сложнее, по Канту, когда мы оперируем понятиями «Бог»,

«бессмертные души» и другими. О них мы поговорим по подробнее.

Кант дает несколько определений разума, характеризуя его как:

1) способность опосредованно, не восходящего к опыту познания;

2) способность к самому высокому обобщению, синтезу, единству

познания;

3) способность производить понятия;

4) «способность давать принципы…» (С. 340).

5) способность строить умозаключения, способность умо-заключать.

Умозаключение – это форма мысли, которую изучает формальная логика.

Умозаключения непосредственно связаны с деятельностью человека. Когда мы

делаем какие-либо выводы, то строим неявные умозаключения, которые в свою

очередь строятся из суждений, а суждения – из понятий. Возьмем такой пример

умозаключения:

Все люди смертны.

Кай – человек.

Следовательно, Кай смертен.

Умозаключение (или силлогизм) состоит из большей посылки, меньшей

посылки и вывода. Кант предлагает поразмыслить: есть ли какая-либо разница

между умозаключениями. Он выделяет два типа. Первый можно построить, не

выходя за пределы исходного суждения (большей посылки). Например, если «все

люди смертны», то «Некоторые люди смертны» или «Ничто не смертное не есть

человек». По Канту, это так называемые рассудочные умозаключения. Второй

тип – это силлогизмы, в которых вывод не заключен непосредственно в

исходном суждении. К примеру:

Все люди смертны

Все ученые – люди.

Следовательно, все ученые смертны.

Для того, чтобы сделать такой вывод нужно выйти в сферу опыта, искать

дополнительные представления, связанные с учеными, именно эти умозаключения

и представляют наибольший интерес, потому что вывод не заложен в посылках.

Для чего нам нужна способность умозаключать и как мы могли бы ее

совершенствовать? Кант дает следующий ответ: «…при построении умозаключений

разум стремится свести огромное многообразие знаний рассудка к наименьшему

числу принципов (общих условий) и таким образом достигнуть высшего их

единства» (С. 344). Следовательно, разум уже владеет освоенным и немного

упорядоченным многообразием созерцаний, опыта (после деятельности

рассудка). Но разум слова направлен на упорядочивание рассудочного

единства. Человеческий разум, вероятно отработал на примере очевидных по

результату умозаключений приемы «восходящие» к всеобщему, к его

универсальному объему и умение получать на основе этого всеобщего знания об

отдельных предметах. По Канту, мы как бы «помещаем» отдельный предмет в

рамки самой обширной целостности, мы мыслим его сначала «во всем объеме при

определенном условии. Эта полнота объема в отношении к такому условию

называется всеобщность» (С. 355).

«Канта прежде всего синтезирует способность человека мыслить

всеобщности, и мыслить с помощью их. Кант хочет забраться на самую вершину

мышления о всеобщем – туда, где, разум восходит к «целокупности условий для

данного обусловленного» (С. 355), то есть восходит к абсолютно

безусловному»…»[17]

Разум в понимании Канта, - это способность умозаключения, приводящая к

возникновению «идей» или понятий разума: «Под идеей я разумею такое

необходимое понятие разума, для которого в чувствах не может быть дан

никакой адекватный предмет» (С. 358). Трансцендентальные идеи Кант

рассматривает и как категории, которые расширены до безусловного. Кант

разделяет трансцендентальные идеи на три класса: «Первый содержит в себе

абсолютное (безусловное) единство мыслящего субъекта, второй – абсолютное

единство ряда условий явлений, а третий – абсолютное единство условий всех

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.