Рефераты. Анализ критики чистой философии






чистого разума» трансцендентальная аналитика и трансцендентальная

диалектика объединены в трансцендентальную логику. «Отличие последней от

формальной логики Кант, во-первых, видит в том, что новая логика, начиная,

скажем, с понятий и суждений – этих важнейших форм, имеет в виду и их

отношение к содержанию, их содержательную значимость и ценность… Во-вторых,

трансцендентальная логика увязывает формы мысли – понятия, суждения,

умозаключения – с человеческой деятельностью, лежащей в основании этих

форм… В-третьих, новая логика потому именуется «трансцендентальной», что

она не вникает во все конкретные сугубо-субъективные процессы,

сопровождающие познание и осознание мира, но рассматривает их… в качестве

некоторых «чистых возможностей», имеющих всеобщее и необходимое

значение…[11] То есть трансцендентальная логика – это логика суждения,

логика синтеза; а формальная логика – логика анализа формы, она не

позволяет получать новое знание, лишь, преобразуя имеющееся.

Следуя своей (трансцендентальной) логике, Кант делает вывод, что

чувственный опыт не внушает нам уверенность в объективности нашего знания.

Чувственное восприятие по Канту всегда субъективно и не составляет опыта в

подлинном смысле этого слова, поэтому в опыте всегда должно присутствовать

нечто большее. «Поэтому чистые рассудочные понятия суть те, под которые

должны быть подведены все восприятия, прежде чем им сделаться опытными

суждениями, представляющими синтетическое единство восприятий как

необходимое и общезначимое». То есть понятия – это априорные формы, с

помощью которых рассудок упорядочивает полученный материал. Знание – это

синтез понятий и ощущений. Трансцендентальный синтез происходит по

определенному пути.

Первый шаг сознания и познания от чувственности к понятиям –

схватывание представлений и сведения их многообразного содержания в единый

образ (апперцепция). Например, возьмем суждение (по Канту) «все тела

делимы». В нем слово «делимость» относится к понятию «тело». То же было и в

формальной логике – предикат (Р) отнесен к субъекту (S). Далее Кант, уже

следуя Трансцендентальной логике, увязывает понятия с деятельностью

объединения представлений. Единство деятельности, в данном случае, – это

подведение общего представления о делимости под понятие «тело», относя

делимость ко всем телам. По Канту понятие «тело» мы тоже относим к

встречающимся нам впечатлениям. Синтезирующие действия, которые наш

рассудок производит над представлениями, Кант называет словом «функция»:

«Под функцией же я разумею единство деятельности, подводящей различные

представления под одно общее представление» (С. 166). Обобщенное

представление, связанное с понятием – это своего рода интеллектуальная

«рамка», которая позволяет подключать к познанию огромную совокупность

предметов. Кант говорит: «Следовательно, эти предметы представляются

опосредованно через понятие делимости. Таким образом, все суждения суть

функции единства среди наших представлений, так как для познания предмета

вместо непосредственного представления применяется более общее

представление, содержащее и непосредственное представление, и многие

другие: тем самым соединяются многие возможные знания. Все действия

рассудка мы можем свести к суждениям, следовательно, рассудок можно вообще

представить как способность составлять суждения» (С. 167).

«Способность образовывать обобщенные представления, синтезировать их

является согласно Канту, коренной для человека».[12] Кант осуществляет

деление на людей глупых и неглупых по степени овладения этой способностью.

«Способность суждения есть отличительная черта так называемого природного

ума… Отсутствие способности суждения есть, собственно, то, что называют

глупостью, и против этого недостатка нет лекарства. Тупой или ограниченный

ум, которому недостает лишь надлежащей силы рассудка и собственных понятий,

может обучением достигнуть даже учености. Но так как в таких случаях

подобным людям обычно недостает способности суждения… то нередко можно

встретить весьма ученых мужей, которые, применяя свою науку, на каждом шагу

обнаруживают этот непоправимый недостаток» (С. 218). То есть способность

суждения – природная способность и ничем ее восполнить нельзя. Можно

приобрести любую специальность, научиться любым правилам, приобрести

знания, но умным стать невозможно. Без этой способности человек не сможет

правильно пользоваться тем, что он знает. А тем, кому способность суждения

дана от рождения, необходимо ее тренировать, постоянно развивать.

Один из аспектов способности суждения – способность синтезировать

многообразие в единства: «…Под синтезом в самом широком смысле я разумею

присоединение различных представлений друг к другу и понимание их

многообразия в едином акте познания» (С. 173).

Необходимо так же упомянуть об изначальном единстве, без которого

вообще не было бы возможно любое синтезирующее действие. «Это единство

человеческого «Я», единство субъекта. Исследуя единство «со стороны»

сознания субъекта, Кант называет его «трансцендентальным единством

апперцепции». «…Единство всего нашего сознания и самосознание существует,

функционирует независимо от того, объективируем мы его для себя, для других

или нет, сознаем или нет. Но все сознание от него зависит…»[13] Кант пишет:

«…синтетическое единство апперцепции есть высший пункт, с которым следует

связывать все применения рассудка, даже всю логику и вслед за ней

трансцендентальную философию, более того, эта способность и есть сам

рассудок» (С. 193). Трансцендентальная апперцепция (от «apperception -

представление) нужна Канту, чтобы «Обозначить возможность априорного

познания на основе этого единства» (С. 192).

Кант считает синтез действием способности воображения, а таких

способностей две – репродуктивная и продуктивная. Репродукция –

воспроизведение представлений в памяти – второй шаг на пути к понятиям.

Когда мы можем воспроизвести то, что видим, созерцаем, когда-либо знали,

чему нас учили, то это и есть репродуктивная способность воображения.

Продуктивная способность – это творческая способность. Когда мы

осуществляем синтез – мы творим. Способности воображения постоянно

взаимодействуют с рассудком. Продуктивная способность «помогает» рассудку

объединить многообразные представления в одно, единое. А так же с ее

помощью рассудок и обобщенные представления, и понятия, и правила к опыту.

Установление тождества воспринимаемых представлений, узнавание в

понятии – это третий, последний шаг на пути к понятиям.

«Рассудок – есть, вообще говоря, способность к знаниям. Знания

заключаются в определенном отношении данных представлений к объекту. Объект

есть то, в понятии чего объединено многообразное, охватываемое данным

созерцанием. Но всякое объединение представлений требует единства сознания

в синтезе их. Таким образом, единство сознания есть то, что составляет одно

лишь отношение представлений к предмету, стало быть, их объективную

значимость, следовательно, превращение их в знание; на этом единстве

основывается сама возможность рассудка» (С. 195).

Следует учесть то, что Кант различает познание и мышление: «Мыслить

себе предмет и познавать предмет не есть… одно и тоже» (С. 201). Мыслить мы

можем любой предмет, даже если он не существует, то есть мы можем его не

созерцать – нам достаточно лишь понятия. Познание же ограничено

многообразием представлений о данном предмете: «мы не можем познать ни

одного мыслимого предмета, иначе, как с помощью наглядных представлений,

соответствующих категориям. Но все наши наглядные представления чувственны,

и это знание, поскольку предмет его дан, имеет эмпирический характер.

Эмпирическое знание есть опыт. Следовательно, априорное знание для нас

возможно не иначе как относительно возможного опыта»[14]

Как Кант понимает человеческое познание? При первых контактах

чувственности с предметами нам не дается и не может быть дан мир сам по

себе, не даны вещи и процессы, как они существуют сами по себе, независимо

от нашего сознания. Как только «подключаются» априорные формы чувственности

и спонтанная деятельность рассудка, тогда появляется возможность

объективного познания мира в целом и его отдельных вещей, процессов,

проявлений. Понятие о предмете, по Канту, – это нечто объективное, как

единство, восходящее к опыту.

Человек способен составлять о предмете представления, которые

соответствуют его внутренним свойствам, особенностям, принципам

жизнедеятельности. Это и есть, по Канту, рассудочная способность.

Синтезирующую деятельность человеческого рассудка Кант называет

деятельностью рассудка. «Вместе с продуктивной способностью воображения она

обеспечивает возможность представить себе объект как составленный из

свойств, частей, отношений, но и возможность, способность постигнуть его

как целостность».[15]

Кант в своих рассуждениях затрагивает проблему о движении к понятиям

через образ и схему. Он считает, что должны быть сформированы механизмы,

связывающие чувственные созерцания с понятиями – своеобразная система

ступенек перехода к понятиям. Двумя такими ступеньками являются образ и

схема.

Образ, по Канту, – это продукт творческого синтеза, работы

продуктивной способности воображения и рассудка, как бы фантазия. А с

помощью схемы познание еще более отходит от чувственности и все ближе к

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.