Рефераты. Анализ критики чистой философии






понятию. Например (по Канту): рисую на доске 5 точек, и это может быть

образом числа 5. Это также могут быть 5 яблок, 5 кубиков, и все это будет

изображением числа 5. К схеме же сознание переходит тогда, когда человек

знает, как именно составить число 5 из пяти единиц.

С помощью образа сознание делает первые шаги к обобщениям, а когда мы

переходим к схеме, то начинаем раскрывать объективную суть предмета. Когда

мы что-либо делаем с предметом, то используем, согласно Канту, схему

предмета (если знаем, что с ним делать, чего ожидать и т.д.) Это могут быть

как физические, так и интеллектуальные предметы. Схема – шаг к понятию:

«есть продукт и как бы монограмма чистой способности воображения a priori…

благодаря схеме и, сообразив ей становятся возможными образы…» (С. 226).

Кант считает, что «В действительности в основе наших чистых чувственных

понятий лежат не образы предметов, а схемы» (С. 226).

Следовательно, схематизм, по Канту, – важнейший механизм рассудка. Но

добавь, что «схематизм нашего рассудка в отношении явлений и их чистой

формы есть скрытое в глубине человеческой души искусство, настоящие приемы

которого нам вряд ли когда-либо удастся угадать у природы и раскрыть» (С.

223). Кант указывает на опосредующий механизм синтеза чувственности и

рассудка – время: «…схемы суть не что иное, как априорные определения

времени…».[16] Временной ряд одинаково присущ как созерцаниям, так и

понятиям. Время лежит в основе схем.

Мы еще вернемся к схемам, которые будут соответствовать чистым

понятиям рассудка.

§2. «Чистые» понятия рассудка – категории. Три закона рассудка.

Трансцендентальную аналитику Кант делит на аналитику понятий и

аналитику основоположений. «Под аналитикой понятий, - разъяснял Кант, - я

разумею не анализ их, или обычный в философских исследованиях прием

разлагать встречающиеся понятия по содержанию и делать их отчетливыми, а

еще мало применявшееся до сих пор расчленение самой способности рассудка с

целью изучить возможность априорных понятий, отыскивая их исключительно в

рассудке как месте их происхождения и анализируя чистое применение рассудка

вообще» (С. 165). Следовательно, в трансцендентальной аналитике понятий

исследуются не всякие, а только чистые понятия рассудка.

В неразрывной связи с понятиями Кант рассматривает суждения, т.к.

считает, что «возможно лишь одно применение этих понятий рассудком:

посредством них он судит», и эта операция осуществляется в актах суждения.

(С. 166). Трактуя с этой точки зрения понятия как «предикаты возможных

суждений» (С. 167), Кант видит единственный путь открытия основных «чистых»

рассудочных понятий, которые он называет категориями, в исследовании

существа предикатов главных видов суждений.

Кант делит суждения на четыре группы, каждая из которых включает в

себя три вида суждений: количества (общие, частные, единичные); качества

(утвердительные, отрицательные, бесконечные); отношения (категорические,

гипотетические, разделительные); модальности (проблематические,

ассерторические, аподиктические). Соответственно этому Кант выделяет четыре

группы категорий, которые представляет в виде следующей схемы:

Таблица категорий:

| |1. Количества: | |

| |Единство | |

| |Множество | |

| |Целокупность | |

|2. Качества: |3. Отношения: |

|Реальность |Присущность и самостоятельное существование |

|Отрицание |(субстанция и акциденция) |

|Ограничение |Причинность и зависимость (причина и |

| |действие) |

| |Общение (взаимодействие) |

| |4. Модальность: | |

| |Возможность – невозможность | |

| |Существование – несуществование | |

| |Необходимость – случайность | |

Это и есть полная таблица основных категорий рассудка. Кант допускает

и возможность своеобразного разветвления категориальной сетки –

возникновения производных понятий рассудка («предикабилиями» (С. 176)).

Несмотря на то что связывание категорий с суждениями так или иначе

существовало уже со времени Аристотеля, Кант попытался доказать, почему

существовала эта связь и почему можно было идти от суждений к философским

категориям.

Если рассудок есть способность суждения, по Канту, то «все функции

рассудка можно найти, если полностью показать функции единства в суждениях»

(С. 167). Кант считает, что именно объединяющие, синтезирующие функции

рассудка в суждениях и могут быть объединены в четыре группы, указанные в

таблице категорий. По Канту, есть не только родство, но даже идентичность

двух видов объединяющей, синтезирующей деятельности, одна из которых

сообщает единство представлениям в одном суждении и тем самым «производит»

суждения, другая же придает единство «чистому синтезу различных

представлений в одном созерцании…» (С. 174) и тем самым производит чистые

рассудочные понятия – категории.

Кант обращает внимание на триадическую структуру каждой группы

категорий, подчеркивая, что благодаря этому категории упорядочены и связаны

между собой. Они связаны в группы таким образом, что первая является

тезисом, вторая – антитезисом, а третья – их синтезом: «третья категория

возникает всегда из соединения второй и первой категории… Это соединение

первой и второй категории, образующее третье понятие, требует особого акта

рассудка, не тождественного с актом рассудка в первой и второй категориях»

(С. 178).

Кант делит категории на два раздела: на категории, которые касаются

самих «предметов созерцания» - математические, и категории, касающиеся

существования этих предметов в их отношении друг к другу и к рассудку. Он

истолковывал категории как «чистые», априорные, предваряющие каждый

отдельный опыт всеобщие и необходимые понятия человеческого рассудка как

такового. В его истолковании они сопоставлены если не с деятельностью

человека в ее полноте, то по крайней мере с деятельным, спонтанным

процессом познания, с механизмами сознания и самосознания человека, с его

опытом.

Понятия вообще-то можно дедуцировать из опыта – это будет дедукция

эмпирических понятий, которыми мы располагаем в нашем опыте. Совершенно

иначе должна строиться дедукция категорий. Если мы покажем, что в каком-

либо опыте встречаются, организуя его, категории, то это не значит, что мы

докажем их всеобщность и необходимость. «Трансцендентальная дедукция»

категорий понималась Кантом как объяснение того, каким образом категории

могут априори относиться к предметам как объектам научного познания, и была

призвана показать конституирование доступных познанию объектов как

результат применения категорий к созерцаниям. Именно благодаря

трансцендентальному единству апперцепции (о котором было сказано ранее)

применение категорий рассудка к чувственным созерцаниям приводит к

конституированию для человеческого сознания познаваемого им предметного

мира. Трансцендентальная дедукция в результате сводится к тому, чтобы

доказать, что категории любому отдельному опыту предшествуют, что они

делают возможным всякое познание, что они – «чистое» понятие рассудка.

Вторая часть учения о рассудке – аналитика основоположений. В конце

предыдущего параграфа мы рассматривали первый вопрос этой части, о том, как

именно возможно применение понятий к качественно отличающимся от них

созерцаниям, т.е. о схематизме чистого рассудка. Второй вопрос касается

соотношения схем и чистых рассудочных понятий. Кантовская таблица схем

аналогична таблице категорий, включая в себя схемы количества (число),

качества (реальность, отрицание), отношения (субстанция, причинность,

взаимодействие), модальность (возможность, действительность,

необходимость). Возьмем, например, категорию количества: «Чистый образ всех

величин для внешнего чувства есть пространство, а чистый образ всех

предметов чувств вообще есть время. Чистая же схема количества как понятия

рассудка – есть число – представление, объединяющее последовательное

прибавление единицы к единице (однородной). Число таким образом, есть не

что иное, как единство синтеза многообразного однородного созерцания

вообще, возникающее благодаря тому, то я произвожу само время в схватывании

созерцания» (С. 224).

По Канту, «схемы чистых рассудочных понятий суть истинные и

единственные условия, способные дать этим понятиям отношение к объектам», и

«категории осуществляются прежде всего схемами чувственности» (С. 226).

Главное значение в кантовской «аналитике основоположений» имеет

совокупность основоположений, которые характеризуются как «правила

объективного применения категорий» в суждениях. Таблица основоположений,

построенная в соответствии с таблицей категорий, делится на четыре группы:

аксиомы созерцания, антиципации восприятия, аналогии опыта и постулаты

эмпирического мышления вообще. Эти основоположения устанавливают принципы

научного осмысления чувственных восприятий и преобразование их в научно

значимый опыт.

Аналитикой основоположений завершается характеристика априорной

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.