понятию. Например (по Канту): рисую на доске 5 точек, и это может быть
образом числа 5. Это также могут быть 5 яблок, 5 кубиков, и все это будет
изображением числа 5. К схеме же сознание переходит тогда, когда человек
знает, как именно составить число 5 из пяти единиц.
С помощью образа сознание делает первые шаги к обобщениям, а когда мы
переходим к схеме, то начинаем раскрывать объективную суть предмета. Когда
мы что-либо делаем с предметом, то используем, согласно Канту, схему
предмета (если знаем, что с ним делать, чего ожидать и т.д.) Это могут быть
как физические, так и интеллектуальные предметы. Схема – шаг к понятию:
«есть продукт и как бы монограмма чистой способности воображения a priori…
благодаря схеме и, сообразив ей становятся возможными образы…» (С. 226).
Кант считает, что «В действительности в основе наших чистых чувственных
понятий лежат не образы предметов, а схемы» (С. 226).
Следовательно, схематизм, по Канту, – важнейший механизм рассудка. Но
добавь, что «схематизм нашего рассудка в отношении явлений и их чистой
формы есть скрытое в глубине человеческой души искусство, настоящие приемы
которого нам вряд ли когда-либо удастся угадать у природы и раскрыть» (С.
223). Кант указывает на опосредующий механизм синтеза чувственности и
рассудка – время: «…схемы суть не что иное, как априорные определения
времени…».[16] Временной ряд одинаково присущ как созерцаниям, так и
понятиям. Время лежит в основе схем.
Мы еще вернемся к схемам, которые будут соответствовать чистым
понятиям рассудка.
§2. «Чистые» понятия рассудка – категории. Три закона рассудка.
Трансцендентальную аналитику Кант делит на аналитику понятий и
аналитику основоположений. «Под аналитикой понятий, - разъяснял Кант, - я
разумею не анализ их, или обычный в философских исследованиях прием
разлагать встречающиеся понятия по содержанию и делать их отчетливыми, а
еще мало применявшееся до сих пор расчленение самой способности рассудка с
целью изучить возможность априорных понятий, отыскивая их исключительно в
рассудке как месте их происхождения и анализируя чистое применение рассудка
вообще» (С. 165). Следовательно, в трансцендентальной аналитике понятий
исследуются не всякие, а только чистые понятия рассудка.
В неразрывной связи с понятиями Кант рассматривает суждения, т.к.
считает, что «возможно лишь одно применение этих понятий рассудком:
посредством них он судит», и эта операция осуществляется в актах суждения.
(С. 166). Трактуя с этой точки зрения понятия как «предикаты возможных
суждений» (С. 167), Кант видит единственный путь открытия основных «чистых»
рассудочных понятий, которые он называет категориями, в исследовании
существа предикатов главных видов суждений.
Кант делит суждения на четыре группы, каждая из которых включает в
себя три вида суждений: количества (общие, частные, единичные); качества
(утвердительные, отрицательные, бесконечные); отношения (категорические,
гипотетические, разделительные); модальности (проблематические,
ассерторические, аподиктические). Соответственно этому Кант выделяет четыре
группы категорий, которые представляет в виде следующей схемы:
Таблица категорий:
| |1. Количества: | |
| |Единство | |
| |Множество | |
| |Целокупность | |
|2. Качества: |3. Отношения: |
|Реальность |Присущность и самостоятельное существование |
|Отрицание |(субстанция и акциденция) |
|Ограничение |Причинность и зависимость (причина и |
| |действие) |
| |Общение (взаимодействие) |
| |4. Модальность: | |
| |Возможность – невозможность | |
| |Существование – несуществование | |
| |Необходимость – случайность | |
Это и есть полная таблица основных категорий рассудка. Кант допускает
и возможность своеобразного разветвления категориальной сетки –
возникновения производных понятий рассудка («предикабилиями» (С. 176)).
Несмотря на то что связывание категорий с суждениями так или иначе
существовало уже со времени Аристотеля, Кант попытался доказать, почему
существовала эта связь и почему можно было идти от суждений к философским
категориям.
Если рассудок есть способность суждения, по Канту, то «все функции
рассудка можно найти, если полностью показать функции единства в суждениях»
(С. 167). Кант считает, что именно объединяющие, синтезирующие функции
рассудка в суждениях и могут быть объединены в четыре группы, указанные в
таблице категорий. По Канту, есть не только родство, но даже идентичность
двух видов объединяющей, синтезирующей деятельности, одна из которых
сообщает единство представлениям в одном суждении и тем самым «производит»
суждения, другая же придает единство «чистому синтезу различных
представлений в одном созерцании…» (С. 174) и тем самым производит чистые
рассудочные понятия – категории.
Кант обращает внимание на триадическую структуру каждой группы
категорий, подчеркивая, что благодаря этому категории упорядочены и связаны
между собой. Они связаны в группы таким образом, что первая является
тезисом, вторая – антитезисом, а третья – их синтезом: «третья категория
возникает всегда из соединения второй и первой категории… Это соединение
первой и второй категории, образующее третье понятие, требует особого акта
рассудка, не тождественного с актом рассудка в первой и второй категориях»
(С. 178).
Кант делит категории на два раздела: на категории, которые касаются
самих «предметов созерцания» - математические, и категории, касающиеся
существования этих предметов в их отношении друг к другу и к рассудку. Он
истолковывал категории как «чистые», априорные, предваряющие каждый
отдельный опыт всеобщие и необходимые понятия человеческого рассудка как
такового. В его истолковании они сопоставлены если не с деятельностью
человека в ее полноте, то по крайней мере с деятельным, спонтанным
процессом познания, с механизмами сознания и самосознания человека, с его
опытом.
Понятия вообще-то можно дедуцировать из опыта – это будет дедукция
эмпирических понятий, которыми мы располагаем в нашем опыте. Совершенно
иначе должна строиться дедукция категорий. Если мы покажем, что в каком-
либо опыте встречаются, организуя его, категории, то это не значит, что мы
докажем их всеобщность и необходимость. «Трансцендентальная дедукция»
категорий понималась Кантом как объяснение того, каким образом категории
могут априори относиться к предметам как объектам научного познания, и была
призвана показать конституирование доступных познанию объектов как
результат применения категорий к созерцаниям. Именно благодаря
трансцендентальному единству апперцепции (о котором было сказано ранее)
применение категорий рассудка к чувственным созерцаниям приводит к
конституированию для человеческого сознания познаваемого им предметного
мира. Трансцендентальная дедукция в результате сводится к тому, чтобы
доказать, что категории любому отдельному опыту предшествуют, что они
делают возможным всякое познание, что они – «чистое» понятие рассудка.
Вторая часть учения о рассудке – аналитика основоположений. В конце
предыдущего параграфа мы рассматривали первый вопрос этой части, о том, как
именно возможно применение понятий к качественно отличающимся от них
созерцаниям, т.е. о схематизме чистого рассудка. Второй вопрос касается
соотношения схем и чистых рассудочных понятий. Кантовская таблица схем
аналогична таблице категорий, включая в себя схемы количества (число),
качества (реальность, отрицание), отношения (субстанция, причинность,
взаимодействие), модальность (возможность, действительность,
необходимость). Возьмем, например, категорию количества: «Чистый образ всех
величин для внешнего чувства есть пространство, а чистый образ всех
предметов чувств вообще есть время. Чистая же схема количества как понятия
рассудка – есть число – представление, объединяющее последовательное
прибавление единицы к единице (однородной). Число таким образом, есть не
что иное, как единство синтеза многообразного однородного созерцания
вообще, возникающее благодаря тому, то я произвожу само время в схватывании
созерцания» (С. 224).
По Канту, «схемы чистых рассудочных понятий суть истинные и
единственные условия, способные дать этим понятиям отношение к объектам», и
«категории осуществляются прежде всего схемами чувственности» (С. 226).
Главное значение в кантовской «аналитике основоположений» имеет
совокупность основоположений, которые характеризуются как «правила
объективного применения категорий» в суждениях. Таблица основоположений,
построенная в соответствии с таблицей категорий, делится на четыре группы:
аксиомы созерцания, антиципации восприятия, аналогии опыта и постулаты
эмпирического мышления вообще. Эти основоположения устанавливают принципы
научного осмысления чувственных восприятий и преобразование их в научно
значимый опыт.
Аналитикой основоположений завершается характеристика априорной
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9