Рефераты. Анализ критики чистой философии






Анализ критики чистой философии

План

Введение 3

Глава I: Трансцендентальная эстетика. 8

§1. Понятие априорного в кантовской философии. 8

§2. Всеобщие формы чувственности: пространство и время. 14

§3. Явление и «вещь в себе». 18

Глава II: Трансцендентальная аналитика. 22

§1. Рассудок – познание через понятия. 22

§2. «Чистые» понятия рассудка – категории. Три закона рассудка. 29

Глава III: Трансцендентальная диалектика. 35

§1. Разум в понимании Канта. Критика «рациональной психологии». 35

§2. Критика «рациональной космологии». Критика «рациональной теологии».

41

Заключение 48

Библиография: 51

Введение

Иммануила Канта считают родоначальником немецкой классической

философии – крупнейшего и одного из важнейших этапов мировой философской

мысли. О личности Канта, о его жизни поразмыслить немаловажно, потому что

он один их философов, для которых связь их философии и их жизни неразрывна.

Жизнь Канта – написанные им работы, у него нет другой биографии, кроме

истории его учения. Для Канта связь его жизни и его учения важна еще и

потому, что он прямо говорил: вопрос о человеке – главный в философии. Что

есть человек, и для чего он предназначен – основной проблемный стержень

всей кантовской философии. И поэтому необходимо знать, какой именно человек

создал учение, сконцентрированное вокруг темы человека.

Иммануил Кант родился 22 апреля 1724 года в Кенигсберге в Пруссии в

семье ремесленника, труд которого считался в тогдашней Германии считался

вполне почетным, достойным человека занятием. В семье царил дух пиетизма.

Термин «пиетизм» означает жизнь и семейную мораль, определенного типа:

прежде всего богопочитание, богобоязненность, внутреннюю религиозность.

Родившийся в такой семье Кант не стал ни пастором, ни теологом, но сохранил

верность ценностям пиетического сознания – таким, как высокая

нравственность, честность, скромность, уважительное отношение к другим

людям и их труду, достоинство личности. Из влияний, которым он подвергался

в юности и которые воздействовали на всю его жизнь, следует особенно

выделить влияние его матери: «Никогда не забуду своей матери. Она взлелеяла

во мне первые зародыши добра, она открыла мое сердце впечатлениям природы,

она пробудила и расширила мои представления, и ее поучения оказывали

постоянное спасительное воздействие на мою жизнь». Это сказано Кантом на

склоне лет.

Нужно отметить, что с детства будущий философ отличался слабым

здоровьем. Болезненный, казалось бы обреченный на смерть ребенок выжил. И

более того, прожил долгую жизнь, разработав для себя строгий режим,

которого неукоснительно придерживался в течение всей жизни. Кант сделал

самого себя, и в этом он уникален.

Об упорядоченности, размеренности жизни Канта ходят легенды. Он все

делал строго по часам. Говорят, что когда Кант жид в Кенигсберге, по его

регулярным прогулкам соседи проверяли часы. «Внешняя жизнь Канта текла

размеренно и однообразно, может быть, даже монотоннее, чем у людей его рода

занятий. Этого не скажешь о жизни внутренней, о жизни его духа. Здесь

происходили удивительные свершения, рождались дерзновенные идеи, крепли,

вступали в единоборство с другими, гибли или мужали в борьбе. Мысль

скиталась по континентам, устремлялась за земные пределы, пытаясь достичь

границ универсума, мысль проникала в глубь человеческой души, стреляясь

познать сама себя. Мысль жила напряженно и драматически».[1]

Еще в университете Кант увлекался философией, которая стала для него

жизненным интересом. Жить для него значило работать.

Развитие Канта как философа начинается с его так называемых

естественнонаучных работ, а точнее, с попыток вникнуть в основания

естествознания, построить своего рода философию естествознания. В 70-80-е

годы Канта привлекают уже не только и не столько естественнонаучные,

практически интересные сюжеты. Он начинает искать и обосновывать новые пути

в философии, ее фундаментальные основания. С 1770 года писательская

деятельность Канта, за исключением незначительных отступлений, была

посвящена исключительно систематическому изложению учения, развитие

которого составило работу всей его жизни, и которому он сам дал имя

критической философии. Прошло еще целое десятилетие, прежде чем Кант

обнародовал теоретическое обоснование своего учения в фундаментальном

труде. «Критику чистого разума» Кант опубликовал в двух изданиях: первое –

в 1781 году, второе – в 1787 году. «Критика чистого разума» принадлежит к

числу великих произведений философии, содержание и смысл которых всегда

остаются неисчерпаемыми.

Предмет моего исследования и есть эта работа – «Критика чистого

разума» Иммануила Канта. Значение и актуальность «Критики» переоценить

невозможно, это – главная книга немецкой философии, великое событие в

истории мировой философии, а также в истории человеческой цивилизации. Во

многом высказанные Кантом идеи и мысли касаются не только философии, но и

науки и культуры в целом. «Кант высказывает суждения, которые имеют

отношения к некоторым вечным измерениям человеческого духа и человеческой

культуры.»[2] Поэтому среди кантовских мыслей можно найти «измерение»,

характерное для нашего времени, открыть что-то новое, интересное, что может

быть актуальным в наши дни. Кант затрагивает проблемы, которые являются

общечеловеческими, поднимает вопросы, которые всегда будут стоять перед

человечеством. «И пока живы люди, которые хотят приблизиться к творческому

процессу, до тех пор пока некоторые кантовские вопросы и ответы на них

будут весьма интересными».[3] Не утрачивает свое значение и главный вопрос

«Критики» - как возможно чистое, внеопытное знание. В работе он распадается

на три вопроса. Как возможна математика? Как возможно естествознание? Как

возможна метафизика в качестве науки? Отсюда три раздела «Критики чистого

разума»: Трансцендентальная эстетика, Трансцендентальная аналитика и

Трансцендентальная диалектика. Соответственно разделам, главными предметами

размышлений Канта становятся чувственность, рассудок и разум.

Цель моей работы – анализ основных идей «Критики чистого разума».

Задачи:

. рассмотреть учение о чувственности или Трансцендентальную эстетику;

. проанализировать учение о рассудке – Трансцендентальную аналитику;

. изучить учение о разуме – Трансцендентальную диалектику.

Структура работы:

Состоит из введения, трех глав, соответствующих разделам «Критики

чистого разума», заключения и библиографии.

Предисловие к «Критике чистого разума» начинается с цитаты из Френсиса

Бэкона: «О себе самом мы молчим, но в отношении предмета, о котором идет

речь, мы хотим, чтобы люди считали его не мнением, а делом и были уверены в

том, что здесь закладываются основания не для какой-либо секты или теории,

а пользы и достоинства человеческого…»

В свое время Бэкон выступил с критикой схоластического разума и

житейского рассудка, с требованиям отобразить мертвые догмы и укоренившиеся

предрассудки, проверять на опыте все положения, претендующие на истинность

(« Истина – дочь времени, а не Авторитета»). Кант видел себя продолжателем

этого начинания. Он говорит, что в философии постоянно имеет место спор

между догматиками и скептиками. Но это спор двух крайностей, ведь догматизм

и скептицизм – односторонние подходы к проблеме познания, а значит

неверные. Были и люди, которые не были ни догматиками, ни скептиками, -

«индифферентисты», то есть те, кому были безразличны общефилософские

проблемы. «Совершенно очевидно, - пишет Кант, - что это безразличие есть

результат не легкомыслия, а зрелой способности суждения нашего века,

который не намерен больше ограничиваться мнимым знанием и требует от

разума, чтобы он вновь взялся за самое трудное из своих занятий – за

самопознание и учредил бы суд, который бы подтвердил справедливые

требования разума, а с другой стороны был бы в состоянии устранить все

неосновательные притязания – не путем приказания, а опираясь на вечные и

неизменные законы самого разума. Такой суд есть не что иное, как критика

самого чистого разума».[4]

Критика чистого разума для Канта не что иное, как критика

теоретического разума – способности мыслить и познавать. Он поясняет: «Я

разумею по этим не критику книг и систем, а критику способности разума

вообще в отношении всех знаний, к которым он может стремиться независимо от

всякого опыта…» (С. 76) Кант призывает провести исследование чистого

разума, выяснить, что он может, а что – нет, каковы его основания. А

результат станет постоянным достоянием человечества. Поэтому Кант видит

задачи философии как раз в том, чтобы осуществить критику чистого разума.

Глава I: Трансцендентальная эстетика.

§1. Понятие априорного в кантовской философии.

Существует система понятий, без которой понять «Критику чистого

разума» просто невозможно. Поэтому, прежде всего, необходимо их

охарактеризовать:

1) Априорный от a priori (лат.) – внеопытный, доопытный. Знание,

предшествующее опыту и независящее от него.

2) Апостериорный от a posteriory (лат.) – опытный, основанный на

опыте. Знание, полученное из опыта.

3) Трансцендентальный (trascendo – переходить, переступать) –

относящееся к возможности всеобщего, необходимого содержания

нашей мысли; к сфере априорного.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.