Рефераты. Ал-фараби






другое доказательство невозможности движения Земли. Он подробно

останавливается на вопросах сферической астрономии. Ал-Фараби

совершенствует тригонометрический аппарат Птолемея: он везде заменяет хорды

синусами, высказывает лемму, равносильную плоской теореме синусов, и

доказывает ее для вписанного прямоугольного треугольника, дает ряд

разъяснений сущности действия составления отношений. Следует особо

отметить, что, обобщая метод Птолемея по вычитанию одного числового

отношения из Другого, ал-Фараби фактически рассматривает каждое ^отношение

как число. В своих комментариях он пользуется терминами «число отношения» и

«число линии АВ», которые явились важным шагом в расширении понятия числа.

Эти идеи ал-Фараби в дальнейшем были успешно развиты ал-Бируни, Омаром

Хайямом и другими мыслителями. Введение тригонометрических функций (линий)

и расширение понятия числа позволили Абу Насру алгебраизировать многие

рассуждения Птолемея. Ал-Фараби своими наблюдениями подтверждает важное

открытие, сделанное его предшественниками, об изменении апогея Солнца, что

является его заслугой в теории Солнца и показывает, что он был не только

крупным теоретиком астрономии, но и превосходным практиком-наблюдателем.

Однако, сам ал-Фараби считал это открытие заслугой астрономов обсерватории

ал-Мамуна.

Комментарии к «Алмагесту» сыграли важную роль в освоении и развитии

учеными мусульманского средневековья астро-номо-математического наследия

Птолемея. Свидетельством тому служит включение в астрономический раздел

энциклопедической «Книги исцеления» Ибн Сины этих комментариев ал-Фараби.

Как изложение Абу Насром содержания птолемеевского сочинения, так в

особенности его «Книга приложений к „Алмагесту"», содержащая оригинальные

разработки, еще не подвергались в литературе детальному анализу. По

единогласному мнению крупнейших историков арабской науки и философии,

научные труды ал-Фараби изучены далеко не полностью, почти не изучены его

физико-математические труды.

Таким образом, ал-Фараби в системе наук большое внимание уделяет

естественно-математическим наукам. Исходя из того, что в основе познания

многообразия всего мира лежит познание чисел и величин, ал-Фараби особое

значение придает среди этих разделов арифметике и геометрии, а также

искусству правильного логического мышления. По его утверждению, эти науки

«проникают во все науки», так как они оперируют понятиями и отношениями,

абстрагированными от реальных предметов и от реально существующих

взаимосвязей и взаимоотношений между этими предметами. Так, геометрическое

тело есть ,не что иное, как реальное тело, рассматриваемое только-с точки

зрения его пространственной формы и размеров в полном отвлечении от всех

других свойств. Это отвлечение обусловливает умозрительно-дедуктивный метод

геометрии, причем ее выводы являются развитием непосредственного отражения

в;

сознании реальных пространственных форм, отношений и их взаимосвязей.

Характерно определение, данное ал-Фараби последнему разделу математики —

«науке об искусных приемах» как науке о применении математики на практике,

т. е. прикладной области математики, касающейся «естественных и ощущаемых

тел». Мы еще возвратимся к «науке об искусных приемах».

Следует отметить, что до сих пор «Слово о классификаций-наук»

рассматривалось односторонне как сугубо философское сочинение,

затрагивающее отдельные аспекты методологических вопросов классификации

наук. На самом же деле определение предмета каждой отрасли знания в нем

органически переплетается с сопровождающим его сжатым, емким и лаконичным

изложением самого содержания данной науки. Поэтому более правы те, кто

считал этот труд своеобразной энциклопедией науки средневековья. На мой

вгляд, разделы «Слова о классификации наук» следует прежде всего

рассматривать как миниатюрные монографии по той или иной отрасли знания и

принимать их во внимание как при изучении уровня отдельных отраслей наук

рассматриваемой эпохи, так и при оценке научных интересов и достижений

самого ал-Фараби как ученого.

Указанная классификация наук легла в дальнейшем в основу классификации

наук Ибн Сины, Роджера Бэкона и др. В классификации Р. Бэкона математика и

естествознание занимают значительный удельный вес. В этом немалая заслуга

его восточных учителей, в частности ал-Фараби. Р. Бэкон был хорошо знаком с

содержанием «Слова о классификации наук»; восхищаясь этим трактатом в своей

«Средней книге», он ставит имя ал-Фараби в один ряд с именами Евклида и

Птолемея.

Заслуживает особого упоминания то обстоятельство, что ал-Фараби

методологически правильно решает ряд вопросов, связанных с математизацией

науки о природе. На примере теории музыки он демонстрирует плодотворность

применения математических методов в исследовании объективных

закономерностей природы и искусства. У него совершенно отсутствует числовой

мистицизм, присущий музыкальному учению пифагорейцев.

При всем уважении к наследию древних греков ал-Фараби не преклоняется

слано перед авторитетами, когда .их учения противоречат новым достижениям

естествознания. Примером может служить критика ал-Фараби теории музыки и

космологии пифагорейцев. Мнение пифагорейцев, что планеты и звезды при их

движении порождают звуки, которые гармонически сочетаются, он считает

ошибочным. Предположение о том, что движение небесных светил может

порождать какой-либо звук, несостоятельно. Другой пример: по мнению ал-

Фараби, Евклид в построении своих начал ограничился лишь синтезам. Сам же

ал-Фараби успешно применяет одновременно и анализ.

Метод научного исследования, аналогичный методу ал-Фараби, мы встречаем в

Европе у Леонардо да Винчи и у Гали-лея.

Велики заслуги ал-Фараби в развитии математических наук. Он оставил много

трудов то математике, которые до сих пор почти не изучались. Нам известны

следующие его сочинения математического содержания: математический раздел

«Слова о классификации наук» (рукописи хранятся в библиотеках Парижа,

Стамбула, Мадрида), тригонометрические главы «Книги приложений к

„Алмагесту"» (единственная .известная нам рукопись хранится в Британском

музее в Лондоне, которая до с.их пор не издавалась и не переводилась на

другие языки), «Книга духовных искусных приемов и природных тайн о

тонкостях геометрических фигур» (единственная известная нам рукопись

хранится в библиотеке Упсальокого университета в Швеции), «Комментарии к

трудностям во введениях к первой и пятой книгам Евклида» (арабских

рукописей этого сочинения не сохранилось, но имеются две рукописи

древнееврейского перевода, хранящиеся в Мюнхене), «Трактат о том, что

правильно и что неправильно в приговорах звезд» (сохранилось несколько

рукописей, имеются издания и переводы на современные языки).

В математической главе «Слова о классификации наук» определяется предмет

каждой из математических наук: науки чисел (арифметика и теория чисел),

науки геометрии, науки о звездах (астрономия и астрология), науки о

.музыке, науки о тяжестях и науки об искусных приемах. В последнем случае

ал-Фараби имеет в виду прежде всего искусство конструирования «хитроумных»

механизмов. Впервые применение термина «искусные приемы» в более широком

смысле мы встречаем у ал-Кинди. Ал-Фараби, развивая идею ал-Кинди,

рассматривает эту науку в более общем смысле, как науку о приложении

математики к решению практических .задач, и распространяет этот термин, в

частности, на алгебраические и другие методы решения числовых задач.

Следует отметить, что во взглядах на применение математики .к решению

задач естествознания Аристотель и ал-Фараби стоял.и на различных позициях.

Ал-Фараби не исключает, как Аристотель, полной математизации науки,

связанной с материей и движением. Наоборот, он утверждает, что применение

математических методов не ограничено. Но только ощутимые тела и

материальные вещи, пишет Абу Наср, имеют состояния, которые мешают

применять доказанные .математические положения на (практике по желанию

человека, поэтому необходимо подготовить естественные тела для применения в

них этих математических положений, так же как необходимо создать

приспособления для устранения препятствий.

Теория музыки

Ал-Фараби различает музыку практическую и теоретическую. Это различие он

проводит на основе своего понимания искусства. Искусство является

музыкальным, когда оно заключается в составлении музыкальной фразы и ее

выражении, а также в построении этой фразы, придании ей формы, но без

выражения. И то и другое называется искусством практической музыки, но чаще

это относится к первому. Ал-Фараби не относит к искусству способность

человеческого слуха распознавать музыкальные фразы, отличать лучшее от

худшего, гармоническое от негармонического. Он считает это видом

теоретической музыки, т. е., собственно, теорией музыки. Ал-Фараби

отграничивает способности композитора, творца музыкального произведения, от

способностей исполнителя — инструменталиста или вокалиста, считая более

важной способность задумать мелодию, так как она является по отношению к

способности исполнения первенствующей по природе и во времени.

Особое внимание ал-Фараби уделяет способности теоретика «открывать

непосредственно то, что было неизвестно», иными словами, ал-Фараби выделяет

способность человеческого разума умножать знания о чувственном мире.

Теоретик музыки имеет дело с элементами, которые составляют музыкальное

сочинение (мелодии, тона). Ал-Фараби проводит параллель между музыкальным

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.