Рефераты. Ал-фараби






Ал-фараби

Министерство общего и профессионального образования РФ

Государственный Университет Управления

Кафедра: Философии

Реферат по философии на тему:

АЛ-ФАРАБИ

Преподаватель:Ермолаев

Студент:

Москва 1999

Содержание

Введение

Идейные истоки и предпосылки формирования мировоззрения ал-Фараби

Основные исходные принципы

Вклад в науку

Теория Музыки

Заключение

Список литературы

Введение

Абу Наср Мухаммад ибн Мухаммад ибн Тархан ибн Узлаг ал-Фараби, известный

на средневековом мусульманском Востоке как «Второй учитель» (т. е. второй

после Аристотеля), родился в г. Фарабе, расположенном на Сырдарье при

впадении в нее р. Арысь, в 870 г. в тюркской семье. Бассейн Сырдарьи —

колыбель древней цивилизации, сыгравшей в истории Казахстана такую же роль,

как Нил для Египта, Тигр и Евфрат для Месопотамии.

Фараб, согласно автору Х в. ал-Мукаддаси, был большим городом с

населением около 70 тыс. душ мужского пола, с соборной мечетью, цитаделью и

базаром. Город был расположен в Отрарском оазисе, который вместе с

прилегающими к нему районами был древнейшим центром оседлости,

ирригационного земледелия и городской цивилизации Казахстана. Как поселение

городского типа Отрар возник в последние века до нашей эры. О масштабах

экономического и культурного развития оазиса говорят руины свыше 60

поселений, замков-крепостей и городов, следы мощной и широко разветвленной

оросительной системы, относящиеся к различным историческим периодам от

раннего до позднего средневековья. А. Н. Бернштам отмечал, что Отрар

привлекал к себе внимание средневековых арабо- и ираноязычных авторов как

важнейший узловой пункт караванных дорог. Он находился на стыке различных

географических ландшафтов, занимая выгодную позицию с точки зрения орошения

плодородных земель. А. Н. Бернштам поэтому видел в Отрарском оазисе ключ к

развязке важнейших вопросов взаимоотношения кочевой степи и оседлого

населения — далеких предков казахского народа . В результате переселения

согдийцев, имевших большой опыт в области земледельческого труда и древних

традиций градостроительства, в Южном Казахстане сложилась своеобразная

городская цивилизация.

Такова была родина ал-Фараби.

Руководимый жаждой знания, ал-Фараби в молодые годы, когда еще острым и

свежим бывает восприятие мира, отправляется в путешествие. Многие годы он

проводит в Багдаде — политическом и культурном центре Халифата. Здесь он

основательно пополняет свои знания, входит в контакт с видными учеными и

благодаря эрудиции, силе мысли и величию характера довольно быстро занимает

среди них первенствующее положение. Но у догматически настроенных

богословов возникает личная неприязнь к нему, смешанная с завистью, а

главное — оппозиция ко всему строю его мыслей, ориентированному на познание

реальных вещей и поиски достижения счастья в земной жизни. В конце концов

ал-Фараби был вынужден покинуть этот «город мира».

О Багдаде и его роли в духовном формировании ал-Фараби следует сказать

особо. Прежде всего это был центр интенсивной культурной жизни. Именно в

нем пересечение различных культурных традиций и влияний сказалось с

наибольшей силой. Языческие верования, иудейство, христианство (в лице

несториан и монофизитов), ислам, культуры разных народов создавали импульс

для столкновения мыслей, их шлифовки, возвышения над локально-этнической

узостью. Именно к Багдаду относится то, что ал-Фараби говорит о

коллективном городе:

«этот город является самым восхитительным и счастливым из невежественных

городов и своим внешним видом напоминает цветастое и красочное одеяние и в

силу этого оказывается любимым кровом каждого, ибо любой человек в этом

городе может удовлетворить свои желания и устремления. Почему-то народ

стекается [в этот город] и оседает там. Его размеры безмерно увеличиваются.

В нем рождаются люди разных родов, имеют место браки и половые связи

разного вида, здесь рождаются дети самого разного рода, воспитания и

происхождения. Этот город состоит из многообразных, входящих в друг друга

объединений с отличными друг от друга частями, в которых чужеземец не

выделяется из местного населения и в которых объединяются все желания и все

действия. Поэтому очень возможно, что с течением времени в нем могут

вырасти самые достойные [люди], там могут сосуществовать мудрецы, ораторы,

поэты всех видов» . Но соответственно в нем контрасты добра и зла

проявляются сильнее, чем где бы то ни было. Багдад был Меккой для

интеллектуалов того времени. В нем они «пробовали» свои силы, создавали

школы, вступали в соперничество, добивались успеха, изгнания, возвышения и

унижения. Именно здесь работала знаменитая школа переводчиков, в которой

значительную роль играли несториане. Они переводили и комментировали

произведения Платона, Аристотеля, Галена, Эвклида. Шел параллельный процесс

освоения культурных достижений Индии. Такая работа стимулировала и

самостоятельную творческую активность. Наставниками ал-Фараби в Багдаде .

оказались Юханна ибн Хайлан и знаменитый переводчик античных текстов на

арабский язык Абу Бишр Матта. О Юханне ибн Хайлане, по сообщению Усейбиа,

ал-Фараби рассказывал как о человеке, который был приобщен к живой традиции

передачи наследия Аристотеля от учителя к ученикам через целый ряд

поколений. Абу Бишр Матта преподавал логику. Но, как говорят средневековые

источники, ученик довольно быстро превзошел учителя. Следует отметить одно

обстоятельство из годов учения ал-Фараби в Багдаде: он получил возможность

ознакомления со «Второй Аналитикой» Аристотеля, которую теологически

настроенные несториане пытались «прикрыть», поскольку там развивались

теоретико-познавательные взгляды, не оставлявшие места для религиозного

откровения.

Ал-Фараби переезжает в Харран, где жили ученые-несториа-не, вытесненные

в свое время из Александрии. Последние годы. своей жизни он проводит в

Халебе и Дамаске, пользуясь высоким уважением ведущей политической фигуры в

Северной Сирии — Хамданида Сайф ад-Дауля.

Скончался ал-Фараби в декабре 950 г. в возрасте 80 лет.

Идейные истоки и предпосылки формирования мировоззрения ал-Фараби

Если обрисовать линию культурной традиции, к которой оказался

подключенным ал-Фараби, то ее схематичные контуры будут приблизительно

таковы. Египет, Вавилон, Индия создают предпосылки развития ремесел, науки,

искусства. Древняя Греция подхватывает эстафету и создает блестящую

цивилизацию, синтезирующую и продолжающую культуру Востока. Позднее

античная культура мигрирует, как бы возвращаясь к своей прародине,

это—эпоха раннего средневековья. Знание предельного счастья и совершенства,

которого может достичь человек, «говорят, в древности было у халдеев,

обитавших в Ираке, затем оно появилось у египтян, затем оно перешло к

грекам, от них перешло к сирийцам, а затем —к арабам» . Наследие

античности, прокомментированное, усвоенное, преумноженное, обогатившееся

новыми потенциями в мире арабо-му-сульманской культуры, развивается

Возрождением в Европе. Такова магистраль прогресса мировой культуры.

В творчестве Абу Насра исключительное место занимает Аристотель. Интерес

ал-Фараби к великому античному мыслителю симптоматичен и оказался типичным,

модельным с точки зрения всего дальнейшего развития средневековой мысли.

Наряду с Аристотелем достаточно полно отражен в творчестве ал-Фараби и

Платон. Диалоги «Кратил», «Софист», «Парменид», «Тимей», «Федон»,

«Государство» были широко известны к тому времени на Востоке.

Тяготение к Аристотелю доказывает сосредоточенность интересов ал-Фараби

на посюстороннем. Зато в области социально-этической он проявляет

обостренный интерес к Платону — при убеждении, что Аристотель в этой

области следует за Платоном. Уникальным является факт написания ал-Фараби

комментариев к «Законам» Платона, которые до него не привлекали

специального внимания. Для раскрытия идейных истоков мировоззрения ал-

Фараби мы сначала остановимся на краткой характеристике учений Платона и

Аристотеля, затем покажем, как ал-Фараби понимал связь между тем и другим

мыслителями. Опосредствования рецепции античной философии Абу Насром ал-

Фараби и ближайшие культурно-исторические предпосылки его творчества

позволят определенным образом представить его творчество на фоне

предшествующей культуры.

Отношение ал-Фараби к Платону и Аристотелю представляет собой сложную

проблему. Безусловным является его преклонение перед Аристотелем и

Платоном, особенно первым. Оно доходит до того, что свои собственные

рассуждения Абу Насром ал-Фараби иногда унижаются, считаются чем-то

второстепенным, незначительным.

Необходимость опереться на авторитет, взятая в качестве сознательной

установки, не могла не сказываться негативно на творчестве. Но там, где ал-

Фараби не находит «зацепок» у древних, там, где отсутствует соответствующий

идейный материал, он разворачивается в полную меру и строит свои

исследования широко, смело и свободно.

«Подражание Аристотелю должно быть таким, чтобы любовь к нему никогда не

доходила до той степени, когда его предпочитают истине, не таким, когда он

становится предметом ненависти, способным вызвать желание его опровергнуть»

. Принципиально важно не то, что ал-Фараби преклоняется перед Платоном и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.