Нравственное воспитание – целенаправленное воздействие на личность с целью формирования нравственного сознания, развития нравственных чувств, выработки навыков и умений нравственного поведения.
Подготовка личности будущего воина на занятиях по допризывной подготовке заключается в развитии познавательной, эмоциональной и волевой сфер личности, которые проявляются в образовательном, морально- психологическом и физическом уровнях развития.
В современных условиях особую актуальность составляет работа по формированию и воспитанию морально-психологической составляющей общей подготовки допризывников.
Воинская дисциплина – это строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников). Она основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту своего Отечества, на его преданности своему народу. Особенностью воинской дисциплины является то, что она включает в себя все признаки таких видов дисциплины как учебная, трудовая, производственная и др.
Закон «Об образовании», принятый в 1992 году, отменил начальную военную подготовку в школах, ПТУ, техникумах и в связи с этим прекратились занятия по огневой, общевойсковой и строевой подготовке будущих призывников, а вся материально-техническая обеспеченность данной работы сдана на склад. Естественно, все это негативно сказалось на подготовке допризывников.
На современном этапе в России подготовка учащихся к военной службе осуществляется в процессе изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности». На этих занятиях учащимся сообщаются необходимые знания об обороне государства, о воинской обязанности граждан и формируются определенные навыки по гражданской обороне, а также в ходе военных недельных сборов после окончания учебного года в июне месяце.
Подготовкой будущих воинов активно занималась в бывшем Советском Союзе организация ДОСААФ, которая имеет 75-летнюю историю по осуществлению этой важной государственной задачи. Сегодня эта организация называется ОСТО – оборонная спортивно-техническая организация. В рамках данной организации осуществляется добровольная подготовка граждан к военной службе, которая предполагает: занятия военно-прикладными видами спорта и овладение военно-учетными специальностями.
Проблема подготовки будущих защитников Отечества заключается в формировании их готовности к службе в Вооруженных Силах.
В Словаре русского языка С.И.Ожегова под «готовностью» понимается согласие сделать что-нибудь, состояние, при котором все сделано, все готово [22, С. 122]. Сам термин, возникнув в экспериментальной психологии, был перенесен в психолого-педагогические исследования. Готовность определяют как условие успешного выполнения деятельности, как избирательную активность, настраивающую организм, личность на будущую деятельность, как предпосылку и регулятор деятельности. Различают временную (ситуативную) и долговременную (устойчивую) готовность, функциональную и личностную, психологическую и практическую, готовность к умственной и физической деятельности. В Психологическом словаре «готовность к действию» рассматривается в нескольких аспектах: как вооруженность человека необходимыми для успешного выполнения действий знаниями, умениями, навыками; согласие на решимость совершать какие-либо действия и т.д.
Содержание готовности будущего воина к службе в армии в широком смысле слова объединяет морально-волевые качества личности, социально значимые мотивы, знания, умения и навыки. В узком смысле – овладение допризывником соответствующими профессионально значимыми знаниями, умениями и навыками. В условиях подготовки допризовников в рамках программы общеобразовательного учреждения на занятиях по ОБЖ в полном объеме решить проблему формирования готовности будущих воинов не представляется реальным, ибо это задачи специальных организаций типа ОСТО и т.п. В тоже время формировать морально-волевые качества личности, социально значимые мотивы и фрагментарные знания, умения и навыки о воинской службе является одной из обязательных задач предмета ОБЖ.
Для будущего защитника Отечества имеет большое значение осознанность понятия «Оптимальное боевое состояние», которое для каждого человека индивидуально, но в нем можно выделить три основных компонента: физический, эмоциональный и мыслительный.
Физический компонент означает совокупность физических качеств и соответствующих им ощущений в организме таких как сила, быстрота, реакция, чувство свободного дыхания, четкой работы сердца.
Эмоциональный компонент предполагает владение личностью уровнем эмоционального возбуждения, понимаемым как определенная сила волнения, в котором находится человек.
Мыслительный компонент характеризует способность человека к осмысленным действиям и полной сосредоточенности на выполняемой работе и при этом четкое представление о цели и средствах ее достижения.
Мыслительный компонент характеризуется образовательным уровнем допризывников который в настоящее время достаточно высок, хотя есть и такие, образовательный уровень которых очень низкий. Мышление человека можно при определенных психолого-педагогических условиях достаточно успешно и быстро развить. Физический компонент в условиях четкого соблюдения режима занятий по физической подготовке также поддается достаточно быстрому достижению соответствующего уровня. В тоже время все больше и больше наших допризывников имеют серьезные заболевания и отклонения от норм физического развития.
Практика работы с допризывниками показала, что желание добровольно идти на службу в армию резко падает, особенно среди городской молодежи. Многие допризывники психологически не приемлют свое пребывание в Вооруженных Силах.
Поэтому перед учителями ОБЖ, работниками военных комиссариатов стоит серьезная государственная задача: повернуть молодежь к армии, сформировать и развить положительную потребность и мотивацию к службе в армии не просто как необходимость, а как осознанный долг перед Отечеством, всем своим поведением демонстрировать искреннее желание это осуществить. Это очень сложно, ибо СМИ передают, а бывшие военнослужащие рассказывают о буднях солдатской жизни далеко не «сладкую» и приятную миссию, связанную с безразличие офицерского корпуса к солдату. События с призывниками, о которых сообщили СМИ в январе 2004 года, только подтверждают это.
Сформированная привычка к выживанию в неблагоприятных условиях и при этом оставаться ЧЕЛОВЕКОМ, способность к быстрой адаптации, раскрытие своей индивидуальности и интеграция в солдатское сообщество позволят будущему воину успешно пройти военную службу. Но этого еще не достаточно. Необходимо знать индивидуальные способности будущего воина, чтобы определить к каким видам деятельности он более всего подходит. Современный отбор солдат в те или иные рода войск в большинстве случаев осуществляется на основе состояния здоровья, специальной допризывной подготовкой на базе ОСТО, которая позволяет выявить способности будущих воинов, их предрасположенность к той или иной деятельности. Но это больше редкость, чем закономерность в работе с допризовниками. В связи с этим следует обратить внимание учителя по ОБЖ по выявлению у будущих солдат предрасположенности и склонности к какому-либо виду деятельности и в каких родах войск это можно максимально учесть и создать личностную ситуацию успеха в прохождении воинской службы. Данный подход позволит успешно осуществить процесс адаптации, ответственно относиться к своим обязанностям, сознательно соблюдать воинскую дисциплину и в конечном итоге с глубоким чувством выполненного гражданского долга перед Родиной, своими родителями и земляками вернуться домой.
Обязательный минимум содержания предмета ОБЖ по вопросам допризывной подготовки направлен на изучение следующих вопросов:
- назначение, состав, принципы строительства и комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск. Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации, частями, подразделениями и другими войсками;
- боевое знамя части (корабля), военную присягу. Боевые традиции Вооруженных Сил Российской Федерации, Героические подвиги воинов в военное и мирное время. Исторические и боевые традиции воинской части.
В процессе изучения учащимися ОБЖ их знакомят:
- с содержанием воинской обязанности и воинской службой граждан, с воинскими уставами и их значением в жизни и деятельности военнослужащих;
- с военно-учебными заведениями Вооруженных Сил Российской Федерации и правилами приема в них.
Выпускник по предмету ОБЖ должен овладеть навыками
- в выполнении физических упражнений для развития общей выносливости, ловкости, вестибулярной устойчивости к гипоксии;
- в выполнении двух-трех приемов рукопашного боя;
- в знании воинских званий, военной геральдики, принадлежности военнослужащих к войскам министерства (ведомства), виду Вооруженных Сил Российской Федерации и роду войск.
Систематическое изучение вопросов подготовки к воинской службе начинается с IX класса при изучении на занятиях ОБЖ темы «Основы обороны государства и воинской обязанности граждан» (10 часов), которая состоит из двух подтем: а) Правовые основы военной службы – 5 часов; б) Размещение жизнь и быт военнослужащих – 5 часов.
В X классе на занятиях ОБЖ изучается две темы:
1. «Основы подготовки к военной службе» (23 часа), которая включает в себя следующие подтемы: а) «Основы обороны государства» (5 часов), б) «Назначение, состав и принципы строительства Российских Вооруженных Сил» (12 часов), в)
«Организация медицинского обследования, освидетельствования и постановки на воинский учет» (6 часов);
2. 2. «Прикладная физическая подготовка» (15 часов).
В XI классе изучаются тема 1. «Основы подготовки к военной службе» (29 часов), которая включает в себя следующие подтемы: «Основы обороны государства и воинской обязанности», в которой рассматриваются вопросы: «Воинская обязанность и военная служба граждан» (8 часов); «Воинские уставы и воинские коллективы» (4 часа); «Военно-учебные заведения Вооруженных Сил России (2 часа).
2. «Прикладная физическая подготовка» (15 часов).
Примерное тематическое планирование уроков ОБЖ в XI классе
Тема 1. «Основы подготовки к военной службе» (29 часов).
«Воинская обязанность и военная служба граждан» (8 часов);
Тема урока
Количество часов
1. Основные понятия о воинской обязанности
1
2. Организация воинского учета и его предназначение 1
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14