Понятие «воспитание» появилось в России 300 лет назад и имело смысл, воплощенный в самой этимологии слова: кормление детей, чтобы они росли. Для нормального развития ребенка считалось достаточным простой заботы о нем, кормить и одевать. Бурное развитие просвещения в XIX веке в Европе показало, как много может дать обучение для развития личности. Казалось, что если ученик изучит все школьные дисциплины и станет образованным человеком, то вполне будет готов жизни в обществе. Еще со времен Я.А.Каменского, систематично и целостно изложившего теорию обучения, считалось, что педагогика прежде всего дидактика. До сих пор популярна среди современных педагогов мысль немецкого педагога Гербарта о том, что воспитание ребенка – результат многостороннего процесса обучения. Известно его высказывание: «Воспитание через преподавание!». К сожалению, этот девиз процветает и по сей день!
В последующие годы стало проходить безоглядное увлечение мыслящих людей просвещением, произошла переоценка его влияния на личность. Быстро накапливался опыт, обогащались представления о том, каким образом влияет на развитие ребенка его собственная внеучебная деятельность, в частности, игра и труд, какое положительное влияние на него оказывают коллектив, группа и участие в их жизни. Весомый вклад в новые взгляды на воспитание внесли труды С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко, Дж,Дьюи и других педагогов первой половины XX в.
Опыт А.С.Макаренко – успешного и надежного воспитания и перевоспитания многих сотен трудных подростков – весьма убедительный не только потому, что блестяще описан им в художественных произведениях, но и потому что его воспитанники жили в реальной действительности. Его практическая научная деятельность доказали, что сам по себе учебный процесс не гарантирует требуемого обществом уровня воспитанности детей и в связи с этим обоснована самостоятельная значимость воспитания средствами многообразной деятельности детей.
В результате поисков многих ученых XX в. педагогика, помимо устоявшихся дидактических знаний, обогатилась систематизированными знаниями по теории воспитания.
Если имеют в виду достижение человеком того уровня развития, при котором он становится полноправным членом общества, говорят о социализации. Но если надо подчеркнуть, как и под влиянием каких факторов человек обрел черты личности, то употребляют термин «формирование». Личность формируется под влиянием наследственности, среды, целенаправленной деятельности педагогов, собственной деятельности и самовоспитания человека и других факторов.
Говоря о формировании личности сегодня, многие педагоги включают его в понятие «образование». Именно так поступили авторы учебного пособия «Педагогика» [26, С.9] – что для подготовки человека к жизни достаточно его обучить.
Учитывая современный уровень педагогических знаний возможна такая формулировка определения этой педагогической категории: воспитание – это преднамеренное создание или корректировка условий для формирования характера, воли, направленности и качеств личности человека [8, С. 22]. А.С.Макаренко, сравнивая воспитателя с садовником, говорил, что воспитание – это корректив, еле заметная перестановка сил, окружающих ребенка. Именно таким путем ему удается направить в нужную сторону развитие всей массы отношений ребенка с окружающим миром [19, С.22]. Воспитание – это прежде всего влияние на систему отношений личности с окружающим миром людей. Предложенное определение отличает его от обучения, констатирует его ненасильственный характер и соответствует сущности этого педагогического процесса.
Исходя из вышесказанного, можно уточнить и определение обучения: обучение – это преднамеренное просвещение, передача людям системы знаний и способов их применения с целью развития их личности. Образованным человеком можно назвать не того, кто получает знания, а того, кто хоть какую-то систему уже усвоил. Именно в этом смысле и целесообразнее применять термин «обучение». Обучение положительно влияет на процесс развития личности, но только своим путем – средствами совершенствования мыслительной, прежде всего познавательной, деятельности.
В Словаре русского языка [22, С.85] дается следующее толкование понятия воспитать и воспитание. «Воспитать: 1. кого (что) Вырастить, дав образование, обучив правилам поведения. 2. Путем систематического воздействия, влияния сформировать чей-нибудь характер (Воспитание хорошего бойца) 3. Привить, внушить что-нибудь кому-нибудь (любовь к Родине)
Воспитание 1. воспитать 2. Навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляются в общественной жизни».
В современной школе проблема формирования дисциплинированности и ответственности была и будет служить основой воспитательной работы с молодежью. Ибо данные качества личности являются продуктом всей суммы воспитательного воздействия. В школе она вырабатывается в ходе образовательно-воспитательного процесса, но при условии такой организации, когда задачи обучения всецело соотнесены с целями воспитания.
В современных условиях первостепенное значение придается способам утверждения сознательной дисциплины в школе. Более того, повышение качества учебно-воспитательного процесса неразрывно связано с усилением ответственности учащихся за качество учебы, обязательное соблюдение учебной и трудовой дисциплины, повышение общественной активности школьников, развитием самоуправления в ученических коллективах.
Уже в среднем звене школы через нравственное сознание, правосознание многие важные мировоззренческие, политические установки «переходят» в поведенческую практику учащихся. Моральные нормы, нормы закона – это как раз те требования, с которыми ребята встречаются ежедневно и которые они либо соблюдают легко и просто в силу своей воспитанности, либо нарушают в силу отсутствия необходимых установок, закрепленных в виде привычек и стремлений.
Молодежь – будущее нашего общества и она должна овладеть системой представлений и понятий о дисциплинированности и ответственности в прошлом, в настоящем и в будущем.
В основе выработки дисциплинированности и ответственности у подростков находится процесс формирования мировоззренческих установок на деятельность человека.
Сведения, которые получают школьники о дисциплинированности и сознательности за многие годы обучения в школе, перерабатываются в их сознании и формируются от представлений до понятий, от знаний до убеждений и действий. Связь между знаниями, убеждениями и действиями носит многофакторный характер. Существуют здесь прямые и обратные, непосредственные и опосредованные зависимости.
Э.В.Акулкин и В.М.Соловьев [1, С. 19-20] считают, что на превращение знаний в убеждения и поступки учащихся оказывают воздействия:
1. В какой степени знания о сознательности и дисциплинированности представляются учащимся истинными, объективными по содержанию.
2. Насколько для них является авторитетным сам источник, из которого они получают эти знания.
3. В какой мере учителю удается связать информацию о сознательности и дисциплинированности (ее месте, роли и значении в жизни общества) с актуальными проблемами нашего общества.
4. Совокупностью каких средств и приемов развивается интерес учащихся к сознательности и дисциплинированности, а сам он опирается на признание общественного мнения.
5. Ставится ли учителем задача, чтобы сообщаемые школьникам знания и сознательности и дисциплинированности расширяли их теоретические представления, служили недостающими звеньями в их мировоззрении или удовлетворяли лишь познавательный интерес.
6. Удается ли реализовать на практике целостную программу расширения и углубления мировоззренческих представлений учащихся о порядке и организованности как необходимой основы в личной, коллективной и общественной жизни.
Убеждения учащихся складываются на основе тех их знаний, которые носят мировоззренческий и нравственный характер, глубоко затрагивают их внутренний мир, разум, чувства, совесть и поведение. Осознанное знание в известной мере уже новое знание, чувственно пережитое. Оно становится активно действующим знанием, или убеждением. Нравственные и политические представления и понятия перерастают в убеждения о сознательности, ответственности и дисциплинированности и образуют сложную социально- психологическую структуру. Ее компонентами становятся: интеллектуальный – осознанное знание; эмоциональный – чувства, эмоции, закрепляющие ту или иную мировоззренческую идею; поведенческий – воля, направленность к действию, поступок.
«Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешние воздействия. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития» [12, С.59] считает Б.Т.Лихачев
Одна из вечных проблем педагогики всегда состояла в том, чтобы добиться максимального повышения эффективности преднамеренных, целенаправленных воспитательных воздействий на человека. В современных условиях развития России данная проблема приобретает чрезвычайно важное значение.
Целенаправленное формирование и развитие личности обеспечивает научно организованное воспитание.
Там, где есть воспитание: а) учитываются движущие силы развития, возрастные и индивидуальные особенности детей; б) на полную мощность используются положительные влияния общественной и природной среды; в) ослабляются отрицательные и неблагоприятные воздействия внешней среды; г) достигается единство и согласованность всех социальных институтов; д) ребенок раньше оказывается способным к самовоспитанию.
Утверждая решающую роль воспитания в формировании и развитии личности, А.С.Макаренко писал: «Я уверен в совершенно беспредельном могуществе воспитательного воздействия. Я уверен, что если человек плохо воспитан, то в этом исключительно виноваты воспитатели. Если ребенок хорош, то этим он тоже обязан воспитанию, своему детству» [15а, С.363]. В.А.Сухомлинский писал: «Воспитание – это многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления – и тех, кто воспитывается, и тех, кто воспитывает» [31, С.14]. В данном определении ярко выделяется идея взаимообогащения, взаимодействия субъекта и объекта воспитания.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14