Рефераты. Психолого-педагогическое воздействие занятий по ОБЖ на воспитание дисциплинированности и ответственности личности будущего воина






p> Конечно, на результатах воспитания сказываются многие причины, связанные не только с образовательными проблемами, но и с тем социальным кризисом, который переживает наша страна. Смена идеологии, смещение ценностей, этических и моральных норм поведения и жизни в целом не прошли бесследно для процесса формирования и развития личности школьников, их уровня воспитанности и тем самым на уровне их дисциплинированности и ответственности, как в широком смысле слова, так и в узком – их отношении к службе в армии.

Понятие «воспитание» появилось в России 300 лет назад и имело смысл, воплощенный в самой этимологии слова: кормление детей, чтобы они росли. Для нормального развития ребенка считалось достаточным простой заботы о нем, кормить и одевать. Бурное развитие просвещения в XIX веке в Европе показало, как много может дать обучение для развития личности. Казалось, что если ученик изучит все школьные дисциплины и станет образованным человеком, то вполне будет готов жизни в обществе. Еще со времен
Я.А.Каменского, систематично и целостно изложившего теорию обучения, считалось, что педагогика прежде всего дидактика. До сих пор популярна среди современных педагогов мысль немецкого педагога Гербарта о том, что воспитание ребенка – результат многостороннего процесса обучения. Известно его высказывание: «Воспитание через преподавание!». К сожалению, этот девиз процветает и по сей день!

В последующие годы стало проходить безоглядное увлечение мыслящих людей просвещением, произошла переоценка его влияния на личность. Быстро накапливался опыт, обогащались представления о том, каким образом влияет на развитие ребенка его собственная внеучебная деятельность, в частности, игра и труд, какое положительное влияние на него оказывают коллектив, группа и участие в их жизни. Весомый вклад в новые взгляды на воспитание внесли труды С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко, Дж,Дьюи и других педагогов первой половины XX в.

Опыт А.С.Макаренко – успешного и надежного воспитания и перевоспитания многих сотен трудных подростков – весьма убедительный не только потому, что блестяще описан им в художественных произведениях, но и потому что его воспитанники жили в реальной действительности. Его практическая научная деятельность доказали, что сам по себе учебный процесс не гарантирует требуемого обществом уровня воспитанности детей и в связи с этим обоснована самостоятельная значимость воспитания средствами многообразной деятельности детей.

В результате поисков многих ученых XX в. педагогика, помимо устоявшихся дидактических знаний, обогатилась систематизированными знаниями по теории воспитания.

Если имеют в виду достижение человеком того уровня развития, при котором он становится полноправным членом общества, говорят о социализации. Но если надо подчеркнуть, как и под влиянием каких факторов человек обрел черты личности, то употребляют термин «формирование».
Личность формируется под влиянием наследственности, среды, целенаправленной деятельности педагогов, собственной деятельности и самовоспитания человека и других факторов.

Говоря о формировании личности сегодня, многие педагоги включают его в понятие «образование». Именно так поступили авторы учебного пособия
«Педагогика» [26, С.9] – что для подготовки человека к жизни достаточно его обучить.

Учитывая современный уровень педагогических знаний возможна такая формулировка определения этой педагогической категории: воспитание – это преднамеренное создание или корректировка условий для формирования характера, воли, направленности и качеств личности человека [8, С. 22].
А.С.Макаренко, сравнивая воспитателя с садовником, говорил, что воспитание
– это корректив, еле заметная перестановка сил, окружающих ребенка. Именно таким путем ему удается направить в нужную сторону развитие всей массы отношений ребенка с окружающим миром [19, С.22]. Воспитание – это прежде всего влияние на систему отношений личности с окружающим миром людей.
Предложенное определение отличает его от обучения, констатирует его ненасильственный характер и соответствует сущности этого педагогического процесса.

Исходя из вышесказанного, можно уточнить и определение обучения: обучение – это преднамеренное просвещение, передача людям системы знаний и способов их применения с целью развития их личности. Образованным человеком можно назвать не того, кто получает знания, а того, кто хоть какую-то систему уже усвоил. Именно в этом смысле и целесообразнее применять термин
«обучение». Обучение положительно влияет на процесс развития личности, но только своим путем – средствами совершенствования мыслительной, прежде всего познавательной, деятельности.

В Словаре русского языка [22, С.85] дается следующее толкование понятия воспитать и воспитание. «Воспитать: 1. кого (что) Вырастить, дав образование, обучив правилам поведения. 2. Путем систематического воздействия, влияния сформировать чей-нибудь характер (Воспитание хорошего бойца) 3. Привить, внушить что-нибудь кому-нибудь (любовь к Родине)

Воспитание 1. воспитать 2. Навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляются в общественной жизни».

В современной школе проблема формирования дисциплинированности и ответственности была и будет служить основой воспитательной работы с молодежью. Ибо данные качества личности являются продуктом всей суммы воспитательного воздействия. В школе она вырабатывается в ходе образовательно-воспитательного процесса, но при условии такой организации, когда задачи обучения всецело соотнесены с целями воспитания.

В современных условиях первостепенное значение придается способам утверждения сознательной дисциплины в школе. Более того, повышение качества учебно-воспитательного процесса неразрывно связано с усилением ответственности учащихся за качество учебы, обязательное соблюдение учебной и трудовой дисциплины, повышение общественной активности школьников, развитием самоуправления в ученических коллективах.

Уже в среднем звене школы через нравственное сознание, правосознание многие важные мировоззренческие, политические установки «переходят» в поведенческую практику учащихся. Моральные нормы, нормы закона – это как раз те требования, с которыми ребята встречаются ежедневно и которые они либо соблюдают легко и просто в силу своей воспитанности, либо нарушают в силу отсутствия необходимых установок, закрепленных в виде привычек и стремлений.

Молодежь – будущее нашего общества и она должна овладеть системой представлений и понятий о дисциплинированности и ответственности в прошлом, в настоящем и в будущем.

В основе выработки дисциплинированности и ответственности у подростков находится процесс формирования мировоззренческих установок на деятельность человека.

Сведения, которые получают школьники о дисциплинированности и сознательности за многие годы обучения в школе, перерабатываются в их сознании и формируются от представлений до понятий, от знаний до убеждений и действий. Связь между знаниями, убеждениями и действиями носит многофакторный характер. Существуют здесь прямые и обратные, непосредственные и опосредованные зависимости.

Э.В.Акулкин и В.М.Соловьев [1, С. 19-20] считают, что на превращение знаний в убеждения и поступки учащихся оказывают воздействия:

1. В какой степени знания о сознательности и дисциплинированности представляются учащимся истинными, объективными по содержанию.

2. Насколько для них является авторитетным сам источник, из которого они получают эти знания.

3. В какой мере учителю удается связать информацию о сознательности и дисциплинированности (ее месте, роли и значении в жизни общества) с актуальными проблемами нашего общества.

4. Совокупностью каких средств и приемов развивается интерес учащихся к сознательности и дисциплинированности, а сам он опирается на признание общественного мнения.

5. Ставится ли учителем задача, чтобы сообщаемые школьникам знания и сознательности и дисциплинированности расширяли их теоретические представления, служили недостающими звеньями в их мировоззрении или удовлетворяли лишь познавательный интерес.

6. Удается ли реализовать на практике целостную программу расширения и углубления мировоззренческих представлений учащихся о порядке и организованности как необходимой основы в личной, коллективной и общественной жизни.

Убеждения учащихся складываются на основе тех их знаний, которые носят мировоззренческий и нравственный характер, глубоко затрагивают их внутренний мир, разум, чувства, совесть и поведение. Осознанное знание в известной мере уже новое знание, чувственно пережитое. Оно становится активно действующим знанием, или убеждением. Нравственные и политические представления и понятия перерастают в убеждения о сознательности, ответственности и дисциплинированности и образуют сложную социально- психологическую структуру. Ее компонентами становятся: интеллектуальный – осознанное знание; эмоциональный – чувства, эмоции, закрепляющие ту или иную мировоззренческую идею; поведенческий – воля, направленность к действию, поступок.

«Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешние воздействия. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития» [12, С.59] считает Б.Т.Лихачев

Одна из вечных проблем педагогики всегда состояла в том, чтобы добиться максимального повышения эффективности преднамеренных, целенаправленных воспитательных воздействий на человека. В современных условиях развития
России данная проблема приобретает чрезвычайно важное значение.

Целенаправленное формирование и развитие личности обеспечивает научно организованное воспитание.

Там, где есть воспитание: а) учитываются движущие силы развития, возрастные и индивидуальные особенности детей; б) на полную мощность используются положительные влияния общественной и природной среды; в) ослабляются отрицательные и неблагоприятные воздействия внешней среды; г) достигается единство и согласованность всех социальных институтов; д) ребенок раньше оказывается способным к самовоспитанию.

Утверждая решающую роль воспитания в формировании и развитии личности,
А.С.Макаренко писал: «Я уверен в совершенно беспредельном могуществе воспитательного воздействия. Я уверен, что если человек плохо воспитан, то в этом исключительно виноваты воспитатели. Если ребенок хорош, то этим он тоже обязан воспитанию, своему детству» [15а, С.363]. В.А.Сухомлинский писал: «Воспитание – это многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления – и тех, кто воспитывается, и тех, кто воспитывает»
[31, С.14]. В данном определении ярко выделяется идея взаимообогащения, взаимодействия субъекта и объекта воспитания.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.