Рефераты. Психолого-педагогическое воздействие занятий по ОБЖ на воспитание дисциплинированности и ответственности личности будущего воина






p> Потребности – наиболее устойчивые побудительные структуры личности.
Свою полную психологическую определенность они приобретают, становясь мотивами и реализуются тем самым в конкретном действии или поступке. Будучи по своей природе пассивно-активным образованием, потребности выражают себя в деятельности и общении, в рефлексии и самоанализе. В этих различных формах активности личности они изменяются и развиваются. Теоретические обобщения позволили выделить два способа развития индивидуальных потребностей - экстенсивный и интенсивный.

Экстенсивное развитие достигается за счет увеличения числа потребностей и формирования новых способов их удовлетворения. Интенсивное же предполагает качественные изменения в структуре потребностей на основе более гармоничных связей между ними, взаимных стимуляций, возрастания их духовного потенциала и конкретизации в более социально значимых и нравственно высоких целях. Широко распространенная стратегия нравственного воспитания личности, направленная на формирование различных потребностей в личности – в добре, справедливости, правде, сострадании к людям, - остается в рамках экстенсивного развития потребностной сферы. Стратегия, направленная на интенсивное развитие, предполагает ориентацию всей мотивационно-потребностной системы личности на определенные мировоззренческие позиции и принципы высокой нравственности. Иными словами, нравственность должна стать системообразующим качеством (основанием) всей сферы индивидуальных потребностей. Из концепции интенсивного развития следует, что воспитываться должна одновременно вся система потребностей, так, чтобы высшие нравственные потребности входили в содержание мотивов безопасности, уважения, сопринадлежности. Теория автоматической актуализации вышележащих потребностей по мере удовлетворения низших (по
А.Маслоу) исключает активность личности в сфере мотивационно-потребностного самоопределения. А между тем личность на любом этапе своего становления в конечном счете сама строит систему своих потребностей. Конечно, диапозон нравственной мотивации, свободного выбора и самоограничения в сфере личного потребления задан конкретно-историческими представлениями об аскетизме и пресыщенности поведения личности. Но именно личность совершает свой выбор в этом широком пространстве. Искусство воспитания, по мнению И.А.Джидарьян, состоит не только в том, чтобы сделать выбор в пользу нравственного содержания потребностей, но и в том, чтобы психологически подготовить субъекта к трудностям реализации поведения, регулируемого высшими потребностями.

Недостаточное волевое развитие личности блокирует ее стремление к справедливости, истине, добру, порождает расхождение нравственных установок в сфере сознания и поведения. В результате социально-психологическое развитие личности деформируется, снижается нравственный потенциал всей системы потребностей. Его сохранение и развитие требует высокой критичности мысли, способности к самоконтролю, силы нравственного чувства, стойкости жизненных позиций.

Мышление, напряженная умственная работа – важнейшее психологическое основание жизни личности в мире, каждый момент которого никогда не повторяется. Проблемные ситуации, порождаемые рассогласованием между ожидаемым и происшедшим, желаемым и достигнутым, целями и средствами, инициируют процесс мышления, который с начала и до конца опосредован ценностями личности, ее субъективными отношениями к возникшей задаче и к себе, характерологическими особенностями, мотивациями и эмоциями.

Обнаружено также, что на мотивацию значительно влияют отношение личности к себе, самооценка и связанный с ней уровень тревожности.

Содержательность, масштабность, историческая значимость личности зависят от меры ее собственной активности и степени креативного отношения к жизни.

Сформированность личности как субъекта жизни в значительной степени определяет качество ее развития – важнейшей формы динамики личности.

Развитие личности в своем результативном выражении выступает как ее качественное преобразование, оно связано с повышением уровня организации, с возрастанием способности осуществлять себя в более сложной системе жизненных отношений и воспринимать по-новому мир: более структурированным, интегрированным и содержательным. Расширяются горизонты сознания, возрастает уровень самосознания. Совершенствуется искусство жить. Личность становится более автономной по отношению к включающим ее социальным структурам. Вместе с тем процесс личностного развития психологически драматичен. Он требует от личности мужества, чтобы подняться над собой, признать свою несостоятельность в определенных отношениях, обесценить ранее достигнутое, принизить или даже зачеркнуть значимость того, что недавно высоко ценилось. Процесс развития включает накопление новых возможностей, появление разнопорядковых новообразований в мотивационно-потребностной и познавательной сферах личности. Но одновременно – по мере вхождения человека в новые жизненные отношения – у него происходят психологические утраты прежних чувств, привязанностей, идеалов. Для того чтобы справиться с имманентными развитию дистрессами и использовать преимущества развивающих эустрессов, от человека требуется высокий уровень психологической активности.

Пора уже понять и принять очевидную истину, наиболее четко выраженную в известной формуле А.В.Луначарского: каждый человек должен усвоить немного обо всем и все о немногом. У каждого свои, присущие лишь ему специфические способности: одни из них светятся ярче (доминантные способности), другие – более тускло, и каждый имеет свой личностный потолок возможного развития.
Образование, опирающееся на хорошо развитые доминантные способности индивида, обеспечивает ему такой уровень соответствующей деятельности, которого не сможет достичь тот, у кого к этой деятельности мало или совсем нет способностей

Эту истину давно уже усвоили спортивные тренеры и музыканты, но игнорируют учителя математики и естественных дисциплин и тем более при работе с допризывниками.

Из сказанного следует очевидный вывод, что образование следует строить вокруг доминантных способностей учащегося. Тогда он усваивает «все» (до своего «потолка») о той деятельности, на которую направлены его доминантные способности, и смежных с ней областях и необходимое «немного» - из всего остального. Это будет персонализированное «всестороннее и гармоничное образование и развитие» школьника.

Мотивация является двигателем учения – это известно каждому учителю. А вот то, что она может стать и его тормозом, известно далеко не всем.
Термином мотивация обозначают некоторое не всегда объяснимое позитивное стремление к чему-либо. Это ощущение человеком влечения, направленного на удовлетворение осознанной или неосознанной потребности. Различают два вида потребностей: физиологические, обеспечивающие физическое существование организма, и психологические (в деятельности, общении, лидерстве, признании и пр.). Возможно более полным удовлетворением обоих потребностей определяется степень самореализации личности или полнота понимания ею смысла своей жизни. Более того, от степени удовлетворения личностных потребностей зависят человеческое ощущение счастья и состояние благополучия в обществе.

Что касается физиологических потребностей, то тут человек лишен выбора: его активность по их удовлетворению предопределена генетически, и проигнорировать ее он не может без риска для жизни.

Есть ли такой же внутренний механизм, отслеживающий потребность человека в информации и заставляющий «пить» ее из рук учителя?
Представляется, что в случае психологической мотивации действуют другие, не столь простые и прямолинейные механизмы. Они несравненно более комплексны уже потому, что выходят за пределы организма и вплетаются в сложную ткань социальных взаимодействий. Эта сложность является также результатом постоянного и активного функционирования базовых психологических структур человеческой личности, отвечающих за его разумную социальную жизнедеятельность. Если бы это было не так, человеческое общество не могло бы развиваться и существовать. Ранее мы уже отмечали, что каждый человек от природы наделен некоторым набором способностей, общих и специальных, к усвоению и выполнению вполне определенных видов деятельности. Возникает вполне резонное предположение о тесной связи способностей и мотивов деятельности. Не случайно известный исследователь Маслоу в своем определении мотивации неоднократно подчеркивает, что «это человеческое стремление… проявить себя в том, к чему он чувствует себя потенциально способным». Эта мысль подтверждается и последними исследованиями, в которых четко прослеживается генетическая природа направленности человеческих способностей. С генетических позиций определение мотивации становится вполне инструментальным.

«Итак, под мотивацией следует понимать- пишет Беспалько В.П. [4, С.15-
16] генетические стремление человека к самореализации в соответствии с его врожденными способностями к определенным видам деятельности и настойчивость в овладении ими на творческом уровне. Это активное и устойчивое стремление реализуется в реальные достижения только тогда, когда возникают (создаются) необходимые условия для этого. В противном случае самореализация в большей или меньшей степени подавляется немотивированными видами деятельности, достижения в которых не могут превышать исполнительского уровня».

Таким образом, в зависимости от степени одаренности человек способен одни виды деятельности усваивать и выполнять, достигая при этом творческого уровня и проявляя высокую степень мотивации; другие – только на подражательном, исполнительском уровне и больше под давлением извне, чем под воздействием внутренних побуждений (мотивов), а к третьим он может быть вообще непригодным и не способным на их усвоение и применение, несмотря на любые дидактические приемы и силовые методы воздействия. У допризывников необходимо выявлять их способности к тем или иным видам деятельности в период будущей воинской службе. Преемственность между школой и военкоматами нам видится именно в этом направлении.

Последнее всегда было очевидным в таких видах деятельности, которые получили название «творческих»: музыка, актерство, живопись, ряд видов спорта и т.п. ХХ век поднял и ранее «презренные» прикладные виды деятельности на уровень творческих, для достижения успеха в которых одного старания далеко не достаточно. Здесь также требуется «божья искра» - специальные способности. Это стало особенно очевидным с развитием так называемых высоких технологий, ориентация в которых некоторым индивидам напрочь заказана природой.

Глава II Воспитание дисциплинированности и ответственности личности будущего воина на занятиях по ДП

.

1. Современные требования по подготовке личности будущего воина на занятиях по ДП

Составной частью происходящих в обществе социально-экономических преобразований является разработка и осуществление военной реформы, успех и результативность которой во многом зависит не только от уровня профессиональных и духовно-нравственных качеств военных специалистов, но и от качества допризывной подготовки будущих солдат.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.