|
За отчётный 2004 год по сравнению с 2003 годом во всех кварталах обеспечен рост объёма товарооборота. Резких изменений в соотношении удельных весов кварталов в годовом товарообороте не наблюдается. Однако, план товарооборота по кварталам отчётного года выполняется неравномерно. Так в 4 квартале план товарооборота перевыполнен на 23,7 %, а в 3 квартале недовыполнен на 1,1 %.
Рассмотрим влияние выпуска блюд ( Б ) и средней продажной цены одного блюда ( Ц ) на изменение оборота по обеденной продукции ( О ). Взаимосвязь факторов представляется формулой:
О=Б∙Ц
Общий прирост оборота по обеденной продукции по сравнению с предшествующим годом составил 211,6 млн. руб. (891,4-679,8)
Прирост оборота за счёт увеличения блюд (∆Об ) оценивается по формуле: ∆Об = Б1∙Ц0-Б0Ц0
Где Б1Б0- выпуск блюд за отчётный и базисный период
Ц0- средняя продажная цена одного блюда за базисный период
∆Об=1061,2∙0,76-679,8=806,5-679,8=126,7 млн. руб. или 59,9 %
общего прироста оборота по обеденной продукции.
Увеличение оборота за счёт роста средней продажной цены одного блюда отчётного периода: ∆Оц = 891,4-1061,2∙0,76=891,4-806,5=84,9 млн. руб.
( 40,1 % общего прироста оборота).
3.Анализ прибыли и издержек обращения общественного питания.
Прибыль-это конечный финансовый результат. Она обеспечивает экономическую самостоятельность и самофинансирование организацией общественного питания. Её роль обусловлена тем, что она выступает как источник пополнения собственных оборотных средств, развития материально-технической базы, социального развития трудового коллектива, погашения долгосрочных кредитов, увеличения стимулирующих выплат в структуре затраты каждого работника. Как экономический показатель прибыль представляет собой разность между доходами и расходами от хозяйственной деятельности.
Прибыль отчётного периода определяется на основании бухгалтерского учёта всех хозяйственных операций и представляет сумму прибыли от реализации.
Абсолютная сумма прибыли не в полной мере отражает степень эффективности деятельности организации общественного питания, поэтому в анализе используется система показателей рентабельности, позволяющая оценить эффективность применённых ресурсов и потреблённых затрат Таблица 3.
Таблица 3. Показатели рентабельности
Показатели
Алгоритм расчёта
1. Рентабельность товарооборота, %
П/Т ∙100
2. Рентабельность основных средств, %
П/Ф ∙100
3. Рентабельность оборотных средств, %
П/Ос ∙100
4. Рентабельность функционирование. капитала, %
П/(Ф+Ос) ∙100
5. Рентабельность трудовых ресурсов ( расх. на
оплату труда)
П/ФЗП ∙100
6.Рентабельность экономического потенциала, %
П/(Ф+Ос+ФЗП) ∙100
7.Рентабельность расходов общественного питания, %
П/Р ∙100
8. Удельный вес прибыли в доходах от реализации, %
П/Д ∙100
9. Удельный вес прибыли в чистой продукции, %
П/ЧП ∙100
Основной целью анализа прибыли и рентабельности в общественном питании является выявление, изучение и мобилизация резервов роста прибыли и рентабельности, повышения эффективности и конкурентоспособности объектов общественного питания при одновременном улучшении качества продукции собственного производства и обслуживания потребителей.
Информационной базой проведения анализа прибыли и рентабельности в общественном питании являются : бухгалтерская отчётность « Баланс организации» с приложениями ( форма № 1 « Движение основных средств»; форма №2 « Отчёт о прибылях и убытках »; форма №3 « Отчёт о расходах на реализацию товаров»);статистическая ( форма № 4 – торг « Отчёт по общественному питанию»).
Для анализа прибыли за отчётный год используем Таблицу 4.
Таблица 4.Прибыль и рентабельность организации общественного питания
Показатели
Предшествующий
год
Отчётный год
Отчёт. год в % к предш. году
Откло-нение
(+,-) в % к
Оборо-ту
Сумма, млн.руб.
В % к обороту
Сумма,
∆млн.руб.
В % к обороту
Товарооборот общественного питания
2101,4
__
2673,8
127,2
__
Доходы от реализации
691,9
32,93
867,9
32,46
125,4
-0,47
Расходы общественного питания
610,0
29,03
762,3
28,51
125,0
-0,52
Прибыль от реализации
81,9
3,90
105,6
3,95
128,9
+0,05
Операционные доходы
__
__
__
__
__
__
Операционные расходы
__
__
__
__
__
__
Внереализа-
ционные
доходы
6,9
0,33
5,4
0,2
78,3
-0,13
Внереализа-ционные расходы
3,5
0,17
2,7
0,10
77,1
-0,07
Прибыль отчётного периода
85,3
4,06
108,3
4,05
127,0
-0,01
Организация как в предшествующем так и в отчётном году имела прибыль от реализации и прибыль отчётного периода За отчётный год возросла прибыль отчётного периода на 27 %, или на 23 млн. руб. Более быстрыми темпами развивался товарооборот общественного питания по сравнению с прибылью отчётного периода. Это привело к снижению рентабельности товарооборота с 4,06 % до 4,05 %. Положительным моментом является снижение уровня расходов общественного питания с 29,0,3 % до 28,51 % к обороту.
3.1.Факторный анализ прибыли от реализации товаров продукции собственного производства.
Особое внимание при проведении анализа прибыли уделяют исследованию влияния отдельных факторов на изменение её суммы за анализируемый период. В отчётном году по сравнению с предшествующим прибыль отчётного периода возросла на 23 млн. рублей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.