|
Итак, общая тенденция в движении имущества предприятия – к снижению. Но чтобы сделать более конкретные выводы, нужно увязать эти показатели с другими – например, с выручкой от продажи товаров за отчетный и предыдущий периоды.
По форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках» рассчитаем относительное изменение выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей):
(стр.010о-стр.010п)/ стр.010п*100% = (20884,9 – 19672,3)/19672,3*100% =
= 6,16%.
Где «о» и «п» означают соответственно (здесь и далее) отчетный и предыдущий периоды.
Вывод: потенциал предприятия уменьшился в относительном выражении по величине применяемых активов на 4,62%. Выручка от продажи товаров, продукции за тот же период увеличилась на 6,16%. При уменьшении потенциала, исчисленного по активам, улучшается его использование.
Рассчитаем изменение прибыли от продаж:
Стр.470к – стр.470н = 1286,9 – 1441,0 = - 154,1 тыс.руб.
Вывод: потенциал предприятия за анализируемый период снизился за счет снижения прибыли на 154,1 тыс.руб. Необходимо по данным аналитического учета проанализировать причины снижения прибыли от продаж и принять меры к их устранению.
Для этого можно применить анализ эффективности использования основных и оборотных активов. Начнем его с оценки использования основных средств – преобладающей части в составе внеоборотных активов. Наиболее значимыми показателями оценки эффективности использования основных средств (F) являются:
· фондоотдача основных средств – N/F, руб.
· фондоемкость производства и реализации продукции – F/N, руб.
· фондорентабельность - P/F, коэф.
Используя для анализа кратную модель фондоотдачи ФО = N/F, можно с уверенностью утверждать, что прямо пропорционально зависит от объема продаж N , существует обратная зависимость от среднегодовой стоимости основных фондов. Тогда объем продаж будет представлен: N = F*ФО.
Данные для факторного анализа представлены в таблице 2.3.
Для оценки влияния на прирост выручки от продаж изменения факторов составим мультипликативную модель зависимости результативного показателя N от факторов F, d, ФОак. Тогда:
N = F * Fa/F * N/Fa = F * d * ФОак.
DN (F) = DF * d0 * ФOак0 = 645 * 0,697 * 9,965 = 4481,716тыс.руб.
DN (d) = F1 * Dd * ФOак0 = 3476,2 * 0,04 * 9,965 = 1396,458тыс.руб.
DN (ФOак) = F1 * d 1* DФoак = 3476,2 * 0,738 * (-1,820) = -4665,573 тыс.руб.
Таблица 2.3
Исходные данные для проведения факторного анализа фондоотдачи и оценки ее влияния на изменение объема продаж
Показатель
Предыдущий год
Отчетный год
Изменение
А
1
2
3
1. Выручка от продаж, N
19672,3
20884,9
1212,6
2. Среднегодовая стоимость основных средств, F
2831,2
3476,2
645,0
3.Среднегодовая стоимость активной части основных средств, Fак
1974,2
2564,1
589,9
4. Удельный вес активной части в общей стоимости основных средств, dак
0,697
0,738
0,040
5. Фондоотдача основных средств, руб. ФО
6,948
6,008
-0,940
6. Фондоотдача активной части основных средств, руб. ФОак
9,965
8,145
-1,820
Баланс отклонений: 4481,716+1396,458 - 4665,573 = 1212,601 тыс.руб.
Данные факторного анализа показывают, что наибольшее влияние на рост выручки отпродаж оказывает изменение среднегодовой величины основных средств. Под влиянием этого изменения выручка выросла на 4481,716 тыс.руб. Также продажи выросли за счет увеличения доли активной части производственных фондов в общей массе основных средств – на 1396,458 тыс.руб. Фактор, тормозящий рост продаж – фондоотдача активной части основных фондов, а точнее – ее снижение. Этот показатель в отчетном году снизился на 1,82 пункта, что оказало влияние и на объем продаж. Это происходит в основном за счет наращивания производственых мощностей и освоения новых технологий.
Факторный анализ рентабельности активов. Для проведения факторного анализа необходимо построить многофакторную зависимость с последующим анализом влияния каждого отдельного фактора на конечный результат. При этом должны соблюдаться определенные требования:
Ø факторы, включаемые в модель, должны реально существовать и иметь конкретное экономическое значение.
Ø Показатели, входящие в систему факторного анализа, должны иметь причинно-следственную связь с результативным показателем.
Ø Факторная модель должна обеспечивать возможность количественного измерения степени влияния конкретного фактора на обобщающий показатель.
Таблица 2.4
Исходные данные для проведения факторного анализа рентабельности активов
Показатель
Предыдущий год
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.