Общий порядок оказания услуг, сопутствующих аудиту. Сопутствующие аудиту услуги должны быть оказаны аудиторской организацией экономическому субъекту с добросовестностью и тщательностью. При оказании таковых услуг аудиторская организация должна соблюдать порядок нахождения уровня существенности на основе системы базовых показателей [5, c.2].
Профессиональные сотрудники аудиторских организаций, которые принимают участие в выполнении работ или оказании услуг, сопутствующих аудиту, должны отвечать определенным профессиональным требованиям:
Ø честность;
Ø объективность;
Ø профессиональная компетентность и прилежание;
Ø следование правилам профессионального поведения;
Ø выполнение Федерального Закона «Об аудиторской деятельности», правил (стандартов) аудиторской деятельности;
Ø выполнение принципа конфиденциальности информации, ставшей известной сотрудникам в ходе выполнения ими своих профессиональных обязанностей.
Оказание услуг, сопутствующих аудиту, требует от аудиторской организации выполнения следующих положений:
· действовать в соответствии с заданием, выполнения которого ждет от них заказчик, сформулированным в письменном виде ( в форме договора, контракта, технического задания и т.п.). В нашем случае ЗАО "Агротехсервис" заключило с аудиторской фирмой «Центр-Аудит» договор возмездного оказания услуг, включающий задание на оказание сопутствующих аудиту работ и услуг. Форма задания представлена в приложении 7;
· планировать порядок выполнения работ или оказания услуг. В случае с ЗАО "Агротехсервис" проведение аудиторской фирмой работ, на которые она получила задание, было спланировано следующим образом: 1.Контроль существующей на предприятии системы ведения бухгалтерского учета и составления отчетности. 2.Оценка системы внутреннего контроля и эффективности управленческого учета ЗАО "Агротехсервис". 3. Анализ финансового состояния ЗАО "Агротехсервис". 4. Постановка бухгалтерского учета, отвечающего требованиям современного законодательства и особенностям производственной деятельности ЗАО "Агротехсервис";
· документировать ход выполнения работ или оказания услуг. Составление рабочих документов в ходе оказания аудиторских услуг проводится по усмотрению аудиторской организации;
· по итогам выполнения работ и оказания услуг должен быть подготовлен документ, отражающий результаты выполнения задания и выводы аудиторской организации. В спецификации к договору (задании на оказание услуг, сопутствующих аудиту) указано, что по окончании проведения необходимых аудиторских процедур фирма "Центр-Аудит" представляет руководству организации-заказчика следующие документы: 1. Отчет о проверке системы внутреннего контроля и постановки управленческого учета в ЗАО "Агротехсервис", включающий предложения по их усовершенствованию. 2. Отчет о результатах проведенного анализа финансового состояния организации с предложениями и рекомендациями по его улучшению. 3. План постановки системы бухгалтерского учета.
В настоящей работе рассмотрен тот этап оказания аудиторских услуг фирмой "Центр-Аудит" , на котором проводится анализ финансового состояния ЗАО "Агротехсервис", делаются выводы о состоянии его активов, обязательств, платежеспособности и финансовой устойчивости, а также определяются показатели рентабельности и ликвидности. В заключительной части даны обобщенные выводы внешнего аудитора и приведены рекомендации по улучшению финансового состояния.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ЗАО "АГРОТЕХСЕРВИС"
Финансовый анализ ЗАО "Агротехсервис" будет проводиться по данным следующих форм отчетности:
1. Форма № 1 – Бухгалтерский баланс ЗАО "Агротехсервис" на 01.01.2002г. (см. Приложение 1)
2. Форма № 2 – Отчет о прибылях и убытках ЗАО "Агротехсервис" на 01.01 2002г. (см. Приложение 2)
2.1 Анализ актива и пассива баланса.
Основными показателями формы № 1 «Бухгалтерский баланс» и справки к ней являются: внеоборотные активы; оборотные активы; активы; валюта баланса; собственный капитал (капитал и резервы); долгосрочные и краткосрочные обязательства; дебиторская и кредиторская задолженность; ценности учитываемые на забалансовых счетах.
При анализе баланса как источника информации о состоянии активов и пассивов организации будем руководствоваться следующим планом:
Ø Общий анализ баланса
Ø Анализ состава, структуры и динамики активов.
Ø Оценка эффективности использования основных и оборотных активов.
Ø Факторный анализ рентабельности активов.
Ø Анализ состава, структуры и динамики капитала.
Ø Эффект финансового рычага (левериджа).
Ø Факторный анализ рентабельности собственного и заемного капитала.
Ø Анализ рентабельности «чистых активов».
Анализ финансового состояния начнем с общей оценки структуры средств хозяйствующего субъекта и источников их формирования (см. Приложение 3), изменения ее на конец года по сравнению с началом. Этот анализ проводится по данным баланса, здесь используются приемы структурно-динамического анализа (таблица 1). Данные таблицы показывают, что общий оборот хозяйственных средств (активов) уменьшился по сравнению с началом года на 303,6 тыс. руб. Изменение активов (потенциала) в относительном выражении:
(стр. 300к – стр.300н)/стр.300н*100% = - 4,62%
Внеоборотные активы к концу года в общей стоимости активов стали занимать 57,86% (что на 1,96 пункта больше, чем в начале года), хотя абсолютная их величина уменьшилась по сравнению с началом на 47 тыс. руб. (3626 -3673 = -47).
Оборотные активы также снизились, причем значительно – на 256,6 тыс. руб. на конец года по сравнению с началом (2640,9 - 2897,5 = - 256,6), и соответственно в процентах от общей суммы активов составили на конец года на 1,96 пункта меньше. Их снижение негативно повлияет на производственно-финансовую деятельность, а впоследствии – на финансовую устойчивость организации.
Источники формирования имущества. Собственный капитал в отчетном году уменьшился на 151,6 тыс. руб., составив 86,36% всех источников на конец года против 84,68% на начало (доля собственного капитала в источниках формирования имущества повысилась в результате общего снижения размеров всех источников на 303,6 тыс руб.) на конец года против 84,68% на начало (доля собственного капитала в источниках формирования имущества повысилась в результате общего снижения размеров всех источников на 303,6 тыс руб.)
Краткосрочные обязательства также снизились: 754,5 - 961,5 = - 207,0
С другой стороны, можно отметить увеличение долгосрочных обязательств на 55 тыс. руб. (увеличение – 0,91 пункта).
Однако нужно заметить, что к концу года доля собственного капитала в общем объеме источников составляла 86,36%, а заемных средств – лишь 13,64%. Поэтому можно сделать вывод, что финансовое положение организации достаточно устойчивое, и пополнение активов осуществляется в основном за счет собственных средств.
Т а б л и ц а 1.
Предварительная оценка изменения структуры бухгалтерского баланса ЗАО "Агротехсервис" 2001г., тыс.руб.
Актив
На начало года
На конец года
Измене-ние (+,-)
Пассив
Раздел 1. Внеобо-ротные активы
3673,0
3626,0
-47,0
Раздел 3. Капитал и резервы
5564,0
5412,4
-151,6
То же к итогу, %
55,90
57,86
1,96
84,68
86,36
1,68
Раздел 2. Оборот-ные активы
2897,5
2640,9
-256,6
Раздел 4. Долгосроч-ные обязатель-ства
45,0
100,0
55,0
44,10
42,14
-1,96
0,68
1,60
0,91
Раздел 5. Краткосроч-ные обязательства
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17