Рефераты. Журналистика






Важное направление редакционно-издательского маркетинга - исследование рынка покупателей информации (ее потребителей) для нахождения целевой аудитории издания. Одна из его задач - определение потенциальной и реальной аудитории издания.

Маркетинг - непрерывный процесс. Его проведение ограничивается временем существования издания. Большое значение имеет изучение конкурентных изданий, их достоинств и недостатков. На рынке возникают различные конкурентные ситуации - длительной конкурентной борьбы, монополии и олигополии. Изучение рынка приводит к необходимости непрерывного наблюдения за своим изданием, определения его конкурентоспособности.

13. Редакционно-издательский менеджмент

Коллектив редакции - это трудовой производственный коллектив, который выпускает продукцию - газету (СМИ) и содержащуюся в ней информацию. Эта продукция на рынке становится товаром. Одновременно редакция - творческий, литературный коллектив. Как трудовой коллектив редакция представляет собой совокупность производственно-творческих и общественных структур. В редакцию входят кроме журналистов технические сотрудники и работники коммерческих структур.

Важнейшее значение для управления редакцией имеет ее понимание как системы. В основе этого лежит разделение труда между его сотрудниками. Каждый их них выполняет свою, порученную ему функцию, но все вместе они составляют работающую систему, которая позволяет решать общую задачу - давать читателям представление обо всей деятельности в целом, о важнейших сторонах освещаемой сферы жизни. В современных рыночных условиях руководитель редакции вынужден исходить из требования предельного ограничения численности ее коллектива. Не меньшую роль играет менеджер при подборе редакционных кадров, в обеспечении оптимального состава коллектива. Достижение оптимального состава редакции возможно лишь с учетом журналистской специфики.

Перед редакционным менеджером стоит вопрос: сколько и какие нужны журналисты, представители других специальностей для подготовки и выпуска данной газеты. Он должен принимать меры для установления в коллективе рационального соотношения представителей различных журналистских профессий и специальностей. Стремясь обеспечить оптимальный состав редакционного коллектива, менеджер должен представлять реальные возможности и источники его пополнения и укрепления. Редакционный менеджмент включает в себя и наблюдательность, как предпосылку решений, связанных с оптимизацией состава редакционного коллектива. Информация накапливаясь, систематизируясь, постепенно превращается в базу стратегических данных, состоящую из трех основных разделов. В первом разделе характеризуется производственный, технологический, научный, трудовой потенциал организации, проводимая ею научно-техническая политика, взаимоотношения в коллективе, предпочтения руководства. Во втором разделе дается описание внешнего окружения организации, которое, как мы уже отмечали раньше, состоит из фонового и делового. В третьем разделе раскрываются главные препятствия и помехи деятельности организации, которые, как и окружение, могут быть внутренними и внешними. На основе прогнозов строится курс действий - система целей и ориентиров, которых организация должна придерживаться в повседневной деятельности.

Процесс формирования стратегии состоит из трех стадий: разработки, доводки, стратегического выбора.

Стратегия является основой создания и реализации долгосрочных и среднесрочных планов.

Редакционное планирование

В редакционном планировании в нынешнее время произошли серьезные изменения. Если раньше можно было планировать на пятилетку в связи с долгосрочными планами партии и правительства, то сегодня на первое место вышла срочная, оперативная информация.

Журналисты становятся более мобильными, много работают за компьютером. Однако имеются тенденции уменьшения серьезных аналитических материалов...Изменился проблемный материал. Уменьшилась разносторонность публикаций. В редакциях больше всего используется план очередного номера и недельный план номеров. Господство на полосах заметок, интервью, отчетов, корреспонденций - жанров оперативной информации - неблагоприятно сказалось на масштабности и глубине анализа событий и ситуаций, о которых сообщают газеты.

Однако применение сетевого графика послужило прочной основой для выпуска газет на несколько недель вперед. Сетевой график - это старая форма планирования самых разных газет, это график, который представляет собой сетку, на верху которой указывают даты и дни выхода номеров газеты, сбоку - полосы номера и тематические рубрики. В квадратах, образуемых сеткой, условными знаками обозначают отделы редакции, журналистов, объем материалов, жанры и пр. Оперативная информация занимает все большую площадь газетного номера; планируя, необходимо учесть, что сетевой график дает оптимальные результаты, если покрывает не более 50-60% площади газетного номера, остальная ее часть используется для незапланированной оперативной информации и аналитико-проблемных публикаций, отобранных в результате творческого "конкурса" материалов, представленных отделами или журналистами редакции.

14. Информационные жанры публицистики

1. Заметка. Наиболее характерным для этого типа жанров является заметка. Заметка обычно сообщает факты (достоверные сведения о свершившихся событиях), может содержать предположения (прогнозы, гипотезы, версии), оценочную информацию, нормативную информацию (сообщения о новых законах и правилах), рекомендации.

Существует несколько разновидностей заметок.

Событийная заметка содержит сообщение о каком-либо событии или положении дел в какой-либо сфере.

Анонс сообщает о предстоящих культурных мероприятиях, выставках, концертах, открытии новых сооружений.

Аннотация информирует о вышедших книгах, статьях.

Заметка может представлять собой и мини-рецензию.

Одна из разновидностей заметки - блиц-портрет. Такая заметка содержит краткие сведения о человеке с целью дать аудитории первичное представление о его личности.

Мини-обозрение представляет собой фактологическую заметку, в нём описано не одно событие, а некоторая совокупность событий, объединённых временем или темой.

Мини-история часто встречается в изданиях для семейного чтения, предметом отображения в ней является какая-то семейная, любовная, профессиональная или иная жизненная интрига, построенная на взаимоотношениях людей.

Мини-совет содержит информацию программного типа, например, советы по хозяйству, поддержанию здоровья.

К содержанию заметки предъявляются требования оперативности и актуальности, её форма должна отличаться точностью, краткостью и ясностью изложения.

Точность опирается не только на хорошее знание фактов, но и верное употребление слов, для чего журналисту полезно обращаться к толковым и энциклопедическим словарям и специальным справочникам, обращать внимание на точную запись имён, должностей, географических названий, наименований учреждений и организаций.

Краткость заметки определяется спецификой жанра и отражается на её языке: в заметке часто употребляются речевые клише (устоявшие способы выражения сведений о типичных ситуациях) и сокращённые наименования (аббревиатуры). С точки зрения культуры речи важно, чтобы употреблялись только общепринятые сокращения, малоизвестные сокращения необходимо сопровождать полным наименованием, иначе стремление к краткости отрицательно скажется на ясности сообщения.

Ясность заметки является очень важным её качеством, так как читателю из небольшого по объёму текста необходимо извлечь адресованную ему информацию.

2. Информационная корреспонденция отличается от заметки более детальным и широким освещением предмета, может включать в себя некоторые элементы оценки, предписания, прогноза. Она близка по своей сути к репортажу, но отличается от него тем, что автор корреспонденции не присутствует на месте события в момент его совершения и не ставит перед собой задачу дать подробное эмоционально насыщенное описание предмета отображения. Темой корреспонденции часто являются самые обычные события или какие-то локальные ситуации, процессы.

3. Информационный отчёт выделяется в особый жанр тем, что имеет предметом отображения различные собрания, партийные съезды, конференции, заседания парламента. Цель отчёта - сообщить о принятых решениях, при этом важно точно изложить формулировки принятых решений, чтобы не создать неприятностей, связанных с искажением информации.

4. Информационное интервью публикуется с целью довести до сведения читателей мнение компетентного лица о каком-либо событии. Здесь особенно важны подробности события, уточнение его места и времени. Такое интервью содержит вопросы конкретного характера и достаточно лаконичные ответы, а при необходимости - дополнительные вопросы, уточняющие технические детали, упомянутые в ответах на главные вопросы. Такие дополнительные вопросы необходимо задавать, чтобы сделать понятными для читателя употребляемые специалистом профессиональные термины.

5. Блиц-опрос содержит ответы на один и тот же вопрос разных лиц, его цель - краткое извещение аудитории о существовании каких-либо мнений, взглядов, предпочтений. Блиц-опрос интересен, если содержит разнообразные мнения.

6. Публикация типа вопрос-ответ возникает в результате соединения вопроса читателя и ответа на него либо самого журналиста, либо какого-то компетентного лица. Специфическая черта этого жанра - неразрывное единство вопроса и ответа. Привлекательность этого жанра заключается в том, что в сравнении с обычной заметкой ответ на вопрос может быстрее привлечь внимание читателей. Так бывает, если в редакцию поступил вопрос интересный многим, касающийся важных событий.

7. Репортаж является одним из наиболее излюбленных жанров отечественных журналистов. Первоначально жанр репортажа представляли публикации, извещавшие читателя о ходе судебных заседаний, парламентских дебатов и т.п. Позднее такого рода репортажи стали называть отчётами.

Своеобразие жанра репортажа возникает, прежде всего, в результате развёрнутого применения, метода наблюдения и фиксации в тексте его хода и результатов. Задача любого репортёра заключается в том, чтобы дать аудитории возможность увидеть описываемое событие глазами очевидца (репортёра), т.е. создать "эффект присутствия". Для репортёра важно не только наглядно описать какое-то событие, но и описать его так, чтобы вызвать сопереживание читателя. Способами достижения этой цели являются изложение динамики события или изложение динамики авторских переживаний.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.