Всего на выполнение и изучение всех работ, производимых в лаборатории отводится 740 часов. Здесь учебной программой уже учитываются каникулы студентов, предвыходные и предпраздничные дни, в которые сокращается рабочая смена, продолжительность смены, праздничные дни.
Режим работы лаборатории включает: число рабочих дней в году и рабочих смен в сутки, длительность каждой смены в часах. Так как учебная программа по проведению практики в лаборатории достаточно велика, практика проводится в две смены.
Таблица 1.4 – Расписание работы лаборатории по предмету ПО и ТВР
Дни недели
Группа
Понедельник
55
Вторник
56
Четверг
52
Пятница
54
1.3 Фонды времени
Годовые фонды времени рабочих и оборудования для ремонтных мастерских предприятия рассчитывают, исходя из продолжительности смены. Годовым фондом времени рабочего, оборудования, рабочего места называют число часов, которые может отработать рабочий, единица оборудования, рабочее место в течение года. Различают номинальный и действительные или эффективные годовые фонды времени.
Для расчета фондов времени в учебной лаборатории пользуемся аналогичными формулами, применяемыми в авторемонтных предприятиях.
Определим номинальный годовой фонд времени, Фно, час, работы лаборатории по формуле 1.1:
Фно = (dк - dв - dп) × n × t (1.1)
где dк – количество календарных дней в году, ед, принимаем равным 365;
dв – количество выходных дней в году с учетом летних каникул, ед, принимаем равным 232;
dn – праздничные дни, ед, принимаем равным 10;
n – количество смен в сутки, ед, принимаем равным установленным исследовательским путем;
t – продолжительность рабочей смены, час.
Фно = (365-232-10) × 2 × 6=1480
Определим действительный годовой фонд времени оборудования Фдо, час, по формуле:
Фдо=Фно× (1 – ηоб) (1.2)
где ηоб – коэффициент, учитывающий простои оборудования, равный 0,2 /8/
Фдо = 1480 × (1 - 0,2) = 1184
Определим номинальный годовой фонд времени обучающегося по формуле:
Фноу = (dк - dв - dп) × tсм (1.3)
где tсм - продолжительность рабочей смены, час, принимаем равным 6. /8/
Фно = (365-232-10) × 6 = 740
Действительный годовой фонд времени обучающегося Фду , час, найдем по формуле:
Фду = (dк - dв – dп) × tсм × ηув (1.4)
где ηув - коэффициент, учитывающий потери времени по уважительной причине, ориентировочно примем равным 0,98.
Фду = (365-232-10) × 6 × 0,98 = 725 /8/
1.4 Расчет площади рабочего места
Рабочее место «Дефектация коленчатых валов» ввиду небольшого объема работ проектируется на одного производственного рабочего. Площадь рабочего места рассчитывается по удельной площади приходящейся на одного работающего.
Fотд=Fуд× n (1.5)
где Fуд- удельная площадь на одного рабочего,
n- число рабочих.
Для рабочего дефектовочного участка она составляет 15 м². Таким образом, подставив полученные данные в формулу, получим следующее выражение
Fотд=15 × 1=15м2 /3/
Объем участка проектирование определяется по формуле:
V= Fотд×h (1.6)
где h-высота лаборатории, в данном случае она составляет 3,90 метра
V=15 × 3,90 =58,5 м3
1.5 Требуемое количество обучаемых, для выполнения данных работ на рабочем месте
В соответствии с законодательством о труде администрация предприятий, учреждений, организаций обязана обеспечивать надлежащее техническое оборудование всех рабочих мест и создавать на них условия работы, соответствующие требованием охраны труда. «Правила по технике безопасности и производственной санитарии для школьных, учебно-производственных мастерских, а также для учебных комбинатов, цехов и предприятий, в которых проводятся трудовая подготовка учащихся». Эти правила предъявляют высокие требования к гигиене труда. Помещения учебных, учебно-производственных мастерских, расстановка в них оборудования и механизмов должны удовлетворять требованиям санитарных норм.
Помещения мастерских должны быть светлыми, тёплыми и сухими. Они могут быть расположены на любом этаже, за исключением подвального и полуподвального, изолированно от классных помещений. Площади рабочих помещений должны быть такими, чтобы на одного обучающегося приходилось не менее 3 м². Объем производственного помещения на каждого работающего – не менее 15 м³. Высота дверей и проходов нормирована не ниже 2,0 м, высота помещений – не менее 3,2 м, расстояние от пола до выступающих конструктивных элементов – не менее 2,6 м, минимальная ширина дверей – 1,4 м, ширина пешеходных галерей – 1,5 м. Окна проектируют так, чтобы падающий свет освещал все рабочие места.
Исходя из данных правил и требований получаем, что в лаборатории одновременно могут заниматься 9 обучающихся, что видно из расчетов площади.
Рассчитываем количество одновременно обучающихся в лаборатории N, ед., по формуле:
N = Sобщ / Sн1 (1.7)
где Sобщ - общая площадь лаборатории, равная 28,2 м, установленная исследовательским путем,
Sн1 - площадь необходимая для одного обучающегося, равная 3 м. /1/
N = 28,2 / 3 = 10
В лаборатории одновременно могут заниматься 10 человек, так как она имеет 5 рабочих мест. На каждом рабочем месте могут заниматься не более двух человек, поэтому лаборатория соответствует выше изложенным правил.
1.6 Необходимое основное и вспомогательное оборудование для рабочего места
1.6.1 Основное оборудование для рабочего места
Для обеспечения учебного процесса, соответствующего требованиям методике производственного обучения рабочее место должно быть оборудовано:
1) стенд с действующей моделью кривошипно-шатунного механизма;
2) набор инструмента для выполнения ремонтных работ на данном оборудовании: набор ключей рожковых и накидных; отвёртка плоская; пассатижи.
1.6.2 Вспомогательное оборудование для рабочего места
Стопор для фиксации положения рабочего стола, ветошь, шланг с внутренним диаметром, равным 6 мм емкость для слива топлива.
1) необходимый запас промывочной жидкости для выполнения работ;
2) индивидуальные средства защиты: прорезиненные перчатки, халат, защитные очки.
1.7 Проверочный расчет площади мастерской
1.7.1 Расчёт естественного и искусственного освещения
Определяем общую световую мощность Pсв ,Вт, по формуле:
Pсв=R × Fу (1.8)
где R – удельная световая мощность, Вт/м2 принимаем равным 15; /3/
Fу – площадь участка, м2, равная 28,2
Pсв = 15 × 28,2 =423
Определяем количество ламп Пл , ед., по формуле:
Пл = Pсв / P (1.9)
где Р – мощность одной лампы, Вт, равная 100. /3/
Пл = 423 / 100 = 4,23
Таким образом, необходимы четыре лампы
Определяем площадь, окон для естественного освещения Fo, м2 , по формуле:
Fo = Fу × L (1.10)
где L – коэффициент освещённости, принимаем равным 0,25. /3/
Fo = 28,2 × 0,25 = 7,05
Определяем количество окон Nок , ед., по формуле:
Nок = Fo / Fol (1.11)
где Fol – площадь одного окна, м2.
Fol = a × b (1.12)
где a - принимаем равным 1,2 /3/
b – принимаем равным 1,2 /3/
Fol = 1,2 × 1,2 = 1,44
Nок = 7,05 / 1,44 = 5
Принимаем 5 окон
1.7.2 Расчёт вентиляции
Искусственная вентиляция. Определяем производительность вентилятора Wв м3/ч. по формуле:
Wв= Vy × К (1.13)
где Vу - объём участка, м3равный 419,34; /3/
К - кратность обмена воздуха, м3 принимаем равной 6. /3/
Wв= 419,34 × 6 = 2516
Мощность электродвигателя для привода вентилятора Nдв, кВт определяем по формуле:
Nдв = Wв × Нв× Кз / 3600 × 1000 × ηв × ηр (1.14)
где Нв – напор вентилятора, Па, равный 900; /3/
Кз – коэффициент запаса мощности, равен 1,3; /3/
ηв – КПД вентилятора, равно 0,5; /3/
ηр – производительность вентилятора, равно 0,95. /3/
Nдв = 2516 × 900 × 1,3 / 3600 × 1000 × 0,5 × 0,95 = 1,7
1.7.3 Расчёт отопления
Определяем максимальный расход тепла, Qм, ккал/час, по формуле:
Qм = Vн × (qo + qв ) × ( tв – tн ) (1.15)
где Vн– объём здания по наружному объему, м3
qo – удельный расход тепла, равный ккал/час 0,45 – 0,55;
qв– удельный расход тепла, равный ккал/час 0,15 – 0,25;
tв - внутренняя температура, оС равная 15;
tн – наружная температура, оС равная минус 31.
Vн= a × b × h
где а - ширина участка, м, равная 9,4;
b - длина, м, равная 3;
h - высота, м, равная 4.
Vн = ( 9,4 + 0,6 ) × ( 3 + 0,6 ) × ( 4 + 0,6 ) = 165,6
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12