Рефераты. Плавание во льдах






Если после форсирования перемычки в канале, пробитом ледоколом, остается битый лед, не позволяющий провести сразу весь караван, то целесообразно проводить караван по частям или даже по одному судну на буксире.

  Следуя во главе каравана и выходя из сплоченного льда в разреженный или из разреженного льда на чистую воду, ледокол не должен сразу увеличивать ход, чтобы не нарушить дистанцию между судами. Лишь после того, как весь караван окажется в одних и тех же легких ледовых условиях, можно увеличить скорость его движения.

Выполняя проводку в сплоченных льдах, капитан ледокола должен стремиться по возможности сохранять прямолинейность движения. Надо всемерно избегать крутых поворотов, так как не все транспортные суда в состоянии следовать за более поворотливыми ледоколами. На крутых поворотах увеличивается риск повреждения проводимых судов от ударов о кромки канала

Если крутой поворот необходим, капитан ледокола должен дать каравану сигнал «Уменьшите ход», одновременно уменьшив и ход ледокола. Все повороты ледокола, ведущего за собой караван, надо осуществлять только рулем, но не двигателями.

После поворота, восстановив порядок строя и дистанцию, капитан ледокола устанавливает прежнюю скорость движения каравана.

Если при плавании в сплоченных льдах каравану предстоит менять курс, то поворачивать рекомендуется постепенно, в несколько приемов.

Когда ледокол идет с караваном и, встретив тяжелый лед, резко останавливается, ему необходимо немедленно оповестить об этом сзади идущее судно и остановить движение всего каравана, а ледоколу максимально увеличить обороты винтов, чтобы мощной отталкивающей струёй предупредить навал сзади идущего судна.

Прежде чем давать задний ход, капитан ледокола должен убедиться, что расстояние до идущего за ним судна позволяет без риска столкновения отойти ледоколу назад для последующего разбега и нового удара о лед.

При движении в сплоченном льду и ударах скулами о кромки льдин, ледокол обычно непроизвольно уклоняется туда, где лед слабее, что особенно проявляется на большом ходу.

Рулевые ледокола должны заранее класть руль в сторону намеченного удара, удерживая ледокол от броска в противоположную сторону. Тщательное удержание ледокола на курсе позволит прокладывать прямолинейный канал.

Когда при помощи руля в тяжелом льду не удается держать ледокол на курсе, капитан ледокола должен удерживать ледокол от резких поворотов при помощи работы двигателей.

Если в тяжелых льдах ледокол сделал непроизвольный крутой поворот и каравану трудно за ним идти, капитан ледокола должен уменьшить скорость каравана или даже остановить его. При этом ледоколу надо раздробить лед на крутом повороте, выпрямить канал и после этого возобновить движение каравана.


Меры предотвращения навалов судов во льдах

Ледокольная проводка в сплоченных льдах может быть успешной лишь при движении на коротких дистанциях между судами. Но при этом есть некоторый риск навала на ледокол следующего за ним первого судна каравана.

При достаточном опыте плавания во льдах, тщательном наблюдении за окружающими ледовыми условиями, соблюдении всех правил сигнализации и умелом маневрировании всегда можно избежать навалов на ледокол,

Анализ навалов ведомых судов на ледоколы показывает, что в большинстве случаев они происходили в моменты, когда суда каравана, пройдя за ледоколом тяжелую перемычку, выходили из нее, а ведущий ледокол, вновь встретив впереди тяжелый лед, резко уменьшал скорость или даже останавливался, своевременно не известив об этом суда. Судоводители в таких случаях, чтобы погасить инерцию, лишь давали задний ход, но не выходили из строя в ту или другую сторону от ледокола, чтобы предотвратить навал.

Капитану ледокола при возникновении опасности навала ведомого судна надлежит дать сигнал «Немедленно остановите судно» или даже «Дайте обратный ход машинам», а не сигнал «Уменьшить ход».

При выходе ледокола из сплоченного льда на небольшое разводье, полынью или на временное разрежение льда капитан ведомого судна обязан, не ожидая указания капитана ледокола, уменьшить ход, чтобы не допустить навала судна на ледокол перед его входом в более сплоченный лед.

Заметив резкую потерю скорости ледоколом или получив указание по УКВ уменьшить скорость, остановиться или дать задний ход, капитан проводимого судна должен принять быстрое правильное решение и соответствующим маневром предотвратить навал на ледокол. Нельзя рассчитывать только на то, что, дав полный ход назад, судно успеет полностью погасить свою инерцию и не дойдет до кормы ледокола. Погашая инерцию, необходимо одновременно уклониться в сторону.

Для выбора стороны уклонения надо быстро оценить ледовые условия справа и слева от канала и направить судно в наиболее разреженное место, помогая рулю работой гребных винтов.

Если обе кромки канала ограничены молодым или ровным припайным льдом, для остановки судна с правым шагом винта возможны следующие действия:

а) когда ледокол находится прямо по носу или несколько слева, надо положить руль «право на борт» и дать полный ход назад. При этом судно будет скользить форштевнем по правой кромке канала, подставляя левую скулу мощной струе воды от винтов ледокола. Если при этом судно и не погасит полностью инерцию, то в худшем случае незначительно навалится на ледокол скулой. Когда ледокол находится прямо по носу, нельзя давать полный ход назад с рулем, положенным «лево на борт», так как судно может удариться в корму ледокола;

б) когда ледокол находится несколько справа от диаметральной плоскости судна, надо положить руль «лево на борт» и, уменьшив ход до самого малого, попытаться вклиниться в левую кромку канала. Для ускорения поворота иногда целесообразно на очень короткое время дать двигателям средний или даже полный ход вперед, но не рискуя навалом на ледокол.

Если левая кромка канала слабее правой и судно может в нее легко вклиниться, аналогичный маневр можно применить независимо от того, с какой стороны судна усматривается корма ледокола;

в) в молодом льду с ровными мягкими кромками канала надо дать полный ход назад и перекладывать руль с борта на борт.

Наваливая поочередно на кромку корпусом, судно быстро погасит инерцию.

Примечание. На судах с левым шагом винта маневрировать надо в соответствии с особенностями управления судном.

Если идущий впереди ледокол неожиданно застрял в тяжелом льду, капитан идущего за ним судна, прежде чем дать задний ход, должен убедиться, что не повредит при этом винты и руль. Если задний ход дать нельзя, надо стремиться предотвратить навал на ледокол отворотом в сторону, используя любой зазор канала.

Если все принятые меры не предотвращают навал судна на корму ледокола, необходимо направить форштевень точно в центр кранца на кормовом вырезе ледокола, помня, что скользящий навал на кранец ледокола может нанести большие повреждения, чем навал форштевнем на центр кормового кранца, ослабевающий под сильными струями от винтов ледокола.

Успех маневра по предотвращению навала или уменьшению его последствий зависит от быстроты и уверенности действий капитана судна.

При ледокольной проводке в плохую видимость любые меры предосторожности окажутся полезными только при неослабном внимании судоводителей к движению судов и к окружающей ледовой обстановке.


Предохранение винтов и лопастей от поломок при маневрировании во льдах

Наиболее вероятны поломки и повреждения гребных валов, винтов и отдельных лопастей во льду при вращении винта в направлении, противоположном фактическому движению судна, т. е. когда при движении судна вперед винт работает назад и наоборот.

При движении судна во льду с застопоренными двигателями, когда винт не вращается, резко возрастает опасность повреждений лопастей.

Повреждения лопастей винтов могут произойти при навале судна кормой на крупные льдины или ледяное поле. В этом случае лопасть гребного винта, врезаясь в льдину, получает большие нагрузки в осевом направлении; если льдина не расколется, то может произойти поломка винта либо вала.

При движении ледокола назад с судном на буксире вплотную гребной винт буксируемого судна должен работать только назад и, наоборот, при движении ледокола вперед — только передним ходом.

Капитан судна, находящегося на буксире вплотную у ледокола, при отходе назад обязан систематически сообщать на ледокол о состоянии льда под кормой судна. Несвоевременная информация об опасности навала на лед кормы такого буксируемого вплотную судна делает капитана этого судна ответственным за возможные повреждения.

Для предохранения от повреждений гребных винтов и валов судов, плавающих в сплоченных крупнобитых и торосистых льдах, а также при форсировании ледовых перемычек рекомендуется:

а) при разворотах судна носом, если ледовая обстановка позволяет, избегать работы гребных винтов задним ходом. Лучше одному из бортовых винтов работать передним ходом с полной нагрузкой, а другому—с пониженной (но не ниже ¼ полной мощности);

б) при разворотах судна кормой, если позволяет ледовая обстановка, всем винтам лучше работать на задний ход, сохранив распределение мощности на бортовых винтах, как указано в пункте «а»;

в) для гашения инерции назад трехвинтовому ледоколу в крайнем случае можно допустить работу передним ходом для среднего винта, более защищенного от льда;

г) при движении судна в разреженных крупнобитых льдах при скоростях хода выше 10 уз избегать навалов кормой на крупные льдины;

д) при работе во льдах ледоколов и судов с дизель-электрическими двигателями настройка защиты ограничения тока в главной цепи должна быть максимально допустимой с тем, чтобы при слабом ударе винта о лед не срабатывала защита по току и не разваливалась бы схема питания гребного электродвигателя, что ведет к остановке винта и тем самым создает угрозу повреждения его обломками льдин.


Проводка при плохой видимости

При плохой видимости ледокольная проводка каравана осложняется по двум причинам:

1) затрудняется выбор пути среди льдов;

2) судам каравана труднее сохранять дистанцию.

Умелое использование радиолокаторов способствует успешной проводке. Чтобы отличить на экране радиолокатора изображения судов от торосистых льдов, необходим определенный навык. В радиусе до 5 миль от судна радиолокатором можно определить сплоченность льда с точностью до 1—2 баллов.

Приняв решение о проводке каравана в тумане, во время пурги или при снежных зарядах, капитан ведущего ледокола должен прежде всего уменьшить скорость движения каравана.

Суда, идущие в густом тумане, должны включить носовые и кормовые прожекторы. На баке необходимо выставить впередсмотрящего, обеспечив его надежной связью с мостиком судна.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.