Рефераты. Плавание во льдах






При ледокольной проводке дистанция между судами зависит от многих условий, однако общее правило гласит: чем тяжелее лед и чем быстрее закрывается след за ледоколом, тем меньше должна быть дистанция между судами каравана.

Назначение дистанции между судами каравана при ледокольной проводке и изменение ее в процессе проводки является неотъемлемым правом капитана ледокола.

Недооценка назначения и соблюдения дистанции между судами в караване может быть причиной серьезных повреждений транспортных судов.

Введя караван в лед, капитан ледокола обязан убедиться, что все суда каравана находятся друг от друга на назначенной им дистанции и в процессе проводки сохраняют ее. Указаниями по УКВ или звуковыми сигналами капитан ледокола должен поддерживать в караване дисциплину совместного ледового плавания.

Устанавливая общую скорость движения каравана во льду, капитан ледокола исходит из технических возможностей наиболее слабого судна, учитывая его ледовый класс, фактическую прочность корпуса, максимальную скорость, маневренные способности и т. п. Капитан ледокола обязан предупредить капитанов судов своего каравана, какие конкретные скорости следует держать при подаче ледоколом указания о переходе на «малый», «средний» и «полный» ход.

Важнейшая обязанность судоводителей проводимых судов— умело сохранять заданную дистанцию на всем пути. Судоводители должны ясно представлять, что проводка каравана будет успешной лишь в том случае, если концевое судно сможет в надлежащей степени использовать канал, проложенный ледоколом во льду.

Сохранять равномерную скорость во льду трудно даже ледоколу. Для соблюдения дистанции очень важно иметь хороший глазомер, чтобы быстро реагировать на произвольное увеличение или уменьшение дистанции. Судоводители должны настойчиво тренировать свой глазомер в повседневной практике.

Чтобы своевременно заметить нарушение дистанции, необходимо сосредоточить внимание на признаках сближения или удаления судов. Например, при сближении появляются одна за другой некоторые детали надстроек впереди идущего судна; при удалении они будут скрываться. Производя такие наблюдения, можно практиковать свой глазомер в управлении дистанцией.

Неуверенность судоводителя в правильном глазомерном определении дистанции порождает боязнь нагнать и ударить впереди идущее судно; при этом возникает желание увеличивать, а не уменьшать дистанцию, что при движении во льду приводит к неизбежному отставанию.

Для совершенствования глазомера при плавании во льду судоводителям рекомендуется использовать радиолокатор на крупномасштабных шкалах, систематически сверяя радиолокационную дистанцию с глазомерной.

Для строгого соблюдения назначенной дистанции между судами можно с успехом использовать дальномер любой конструкции. Повседневные измерения дистанции с помощью дальномера помогут судоводителю выработать хороший глазомер, необходимый для ледового плавания в составе каравана.

При ледокольной проводке дистанция между судами не может быть указана как постоянная величина. Капитан ледокола будет изменять ее в зависимости от ледовых условий и от той скорости, которую в состоянии держать суда каравана. Дистанция зависит также от видимости, типа судов в караване и их маневренности, в частности от способности уверенно и быстро переходить с переднего на задний ход и хорошо отрабатывать машиной назад для погашения инерции.

Правильное использование возможностей судна следовать за ледоколом на предельно близкой, но безопасной дистанции зависит от опыта судоводителей ведущего ледокола и транспортных судов.

Для успешной ледокольной проводки дистанция между судами в караване должна быть возможно меньшей, но достаточной для предотвращения навалов судов. Умение сочетать два указанных противоречивых требования к дистанции определяется искусством судоводителей судов каравана и четким выполнением указаний капитана ведущего ледокола. Дистанция, выдерживаемая между судами, должна соответствовать расстоянию, на котором судно может погасить инерцию своего движения, дав с полного переднего полный задний ход, с учетом состояния льда. Чем сплоченнее лед, тем скорее и на меньшей дистанции можно погасить инерцию, Гашение инерции зависит также и от загрузки судна.

Капитан любого судна в караване обязан сохранять назначенную ему дистанцию. Но бывают внезапные обстоятельства, при которых дистанция может быть изменена самим капитаном ведомого судна, не ожидая указаний с ледокола, но уведомив его об этом по УКВ.

При плавании в разреженном льду сплоченностью 2—3 балла дистанция между судами должна быть такой, чтобы в случае внезапной остановки впереди идущего судна, следующее за ним судно, не выходя из кильватерного строя, могло полностью погасить свою инерцию, дав с полного переднего полный задний ход. Наиболее приемлема дистанция порядка 4—5 длин судна.

При плавании в разреженных льдах сплоченностью 2—3 балла ледокол и следующие за ним суда в основном обходят встречаемые льдины; иногда ледокол, прокладывая путь каравану, пересекает отдельные скопления льда. В таких условиях скорость хода каравана может доходить до полной (равняясь по самому тихоходному судну), а величина дистанции не имеет особого значения. Однако караван не должен растягиваться, чтобы проходить встречающиеся скопления льда по каналу за ледоколом.

Сохранение назначенной дистанции между судами желательно и для укрепления в караване дисциплины совместного плавания. Судоводители, привыкающие соблюдать установленную дистанцию в легкой ледовой обстановке, несомненно будут лучше выдерживать ее и в более сложных условиях.

При следовании во льдах сплоченностью 4—6 баллов скорость хода каравана, как правило, должна быть уменьшена, чтобы избежать сильных ударов судов о льдины. С уменьшением хода и дистанция между судами может быть сокращена.

При повышении сплоченности льда до 7—10 баллов дистанцию надо сократить еще более, чтобы лучше использовать канал за ледоколом. Сокращение дистанции не повышает риска навалов, так как скорость движения судов в битом льду снижается, а в случае внезапной остановки встречный лед помогает судну быстрее погасить инерцию.

В припайном льду, в котором канал за ледоколом хорошо сохраняется, дистанция между судами зависит от того, на каком расстоянии от ледокола и следующих за ним судов канал засоряется мелкобитым льдом.

Если канал за ледоколом заполняется льдом быстро, дистанцию приходится сокращать, чтобы транспортное судно способно было использовать канал за ледоколом. Такая проводка требует большого внимания судоводителей как ледокола, так и проводимых судов. Малейшая задержка ледокола во льду может вызвать навал следующего за ним судна.

Капитанам ледоколов иногда бывает трудно добиться от капитанов проводимых ими судов соблюдения назначенных дистанций. Капитаны судов, не имеющие опыта ледового плавания, часто не понимают преимуществ ледокольной проводки на коротких дистанциях. Не имея уверенности в том, что они смогут избежать навала соответствующим маневром своего судна, капитаны некоторых судов предпочитают не рисковать. Недостаточно опытным капитанам при плавании в сложных ледовых условиях необходимо оказывать особое внимание.


Проводка судов в разреженных льдах

При следовании с караваном в разреженных льдах, позволяющих держать значительную скорость хода, капитан ледокола должен стремиться вести суда чистой водой, обходя скопления льда. Некоторое удлинение пути для проводки по чистой воде будет в большинстве случаев выгоднее неизбежной потери времени при пересечении скоплений льда, лежащих на кратчайшем пути (не говоря о возможных повреждениях судов).

Обходя отдельные крупные льдины или скопления льдов, ледокол не должен к ним прижиматься, так как следующие за ним суда, касаясь этих льдин или отходящих от них подводных таранов, могут получить повреждения. Обходить льды следует по возможности с наветренной стороны. Капитан ледокола обязан постоянно информировать суда, каким бортом надлежит обходить тяжелые льдины.

Капитан ледокола, видя перед собой узкий проход между полями льда или между льдинами, должен учитывать, что он может еще более сузиться после прохода ледокола или вовсе закрыться перед проводимыми судами. Ледоколу следует расширять узкие проходы, разбивая края льдин. Поскольку при этом на пути судов появится битый лед, капитан ледокола должен своевременно предупредить об этом суда.

Когда обход многочисленных скоплений льда требует лавирования с частыми поворотами, целесообразнее уменьшить скорость каравана и следовать через лед, по возможности сохраняя прямолинейность движения.

Встречая полосы или скопления сплоченного льда, судоводитель ледокола должен еще издали выбирать в них наиболее слабые места.

Проходить встречающиеся полосы льда следует по возможности одним прямым курсом. Входить в полосу сплоченного льда или пересекать перемычку рекомендуется под прямым углом.

Следует избегать проводки каравана между двумя соприкасающимися крупными полями. Пробив между ними перемычку, ледокол может вызвать сдвиг наветренного поля, который закроет перед частью каравана проход, в результате чего одно или несколько судов могут оказаться зажатыми во льду.

В темное время и в тумане при проводке каравана в разреженных льдах нельзя идти с большой скоростью, так как не усмотренная вовремя льдина может серьезно повредить проводимое судно.

Проводка судов в сплоченных льдах

Успех проводки в сплоченных льдах во многом зависит от маневренности каравана и умения капитана ведущего ледокола выбирать наиболее благоприятный путь во льдах, правильно обходить или преодолевать ледовые препятствия и устанавливать оптимальную дистанцию между судами каравана.

Если суда каравана отстают или застревают, капитан ледокола должен уменьшить ход и сократить дистанцию между судами. Когда все суда выйдут на назначенную дистанцию, скорость каравана может быть увеличена.

Обнаружив впереди более сплоченный лед, капитан ледокола должен предупредить суда каравана о возможном уменьшении скорости, либо сразу дать указание уменьшить ход.

Если капитан ледокола видит, что вскоре ему предстоит форсировать перемычку, каравану дается указание остановиться или уменьшить ход.

Остановив караван или уменьшив его скорость, ледокол форсирует перемычку, затем возвращается к судам и возобновляет проводку в соответствии с новыми ледовыми условиями. Если капитан ледокола, войдя в лед, установит, что лед проходим, то он поджидает суда каравана.

Если впереди окажется тяжелая непроходимая перемычка, ледокол заранее отрывается от каравана, чтобы разбить ее до подхода судов. Форсировав перемычку, ледокол предлагает каравану подходить к каналу, пробитому в перемычке.

Капитан ледокола должен внимательно следить за приближением судов, чтобы своевременно занять место в голове каравана. Дав ход преждевременно, ледокол может уйти вперед и не обеспечит проводки каравана через перемычку, а если опоздает дать ход, то заставит уменьшить скорость хода первого судна, что нарушит движение всего каравана.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.