Рефераты. Юридическая техника и язык права (на примере правовых актов органов государственной власти Нижегородской области)






p> Статья (пункт) правового акта содержит как минимум одно нормативное
(или ненормативное) положение (предписание). Статья может включать пункты.
Статья правового акта, не разделенная на пункты, может состоять из одного абзаца текста или из частей и подпунктов.

Заголовочная часть статьи состоит из обозначения вида структурного элемента без сокращения порядкового номера статьи и ее заголовка. В отдельных случаях заголовок статьи отсутствует. Заголовочная часть пункта, как правило, состоит из его порядкового номера (без указания вида структурного элемента и заголовка).

Пункт статьи правового акта является сравнительно новым структурным элементом нормативного правового акта. Деление статей законов на пункты вошло в законодательную практику СССР и РСФСР примерно с начала девяностых годов XX века.

Пункты статьи образуются не менее чем одним начинающимся с абзацного отступа предложением и нумеруются в пределах данной статьи арабскими цифрами с точкой (без включения в порядковый номер пункта статьи порядкового номера данной статьи). Пункты статьи не имеют заголовков и обозначений вида структурного элемента.

К сожалению, рассматриваемые структурные элементы не имеют однозначного устойчивого наименования. В Конституции Российской Федерации[26], в некоторых других законах они именуются частями. Однако в подавляющем большинстве федеральных и региональных законов эти структурные элементы обозначаются все же как пункты. Именно это наименование и следует считать предпочтительным (тем более что имеется и другой структурный элемент статьи, именуемый частью).

Делить статьи на пункты желательно, особенно в тех случаях, когда статья включает значительное количество нормативных положений. Пункты статьи могут состоять из частей и подпунктов. В таких случаях пункт статьи текстуально состоит из двух и более абзацев.

Часть статьи (пункта) правового акта, часть пункта статьи правового акта образуются одним абзацем или несколькими абзацами одного предложения и не имеют порядковых номеров.

Часть статьи (пункта), часть пункта статьи правового акта могут состоять из одного абзаца или нескольких абзацев текста, а также из подпунктов.

Подпункты статьи или пункта, (а также пункта статьи, части статьи или пункта, части пункта статьи) правового акта образуются абзацами одного предложения, отделяемыми друг от друга точкой с запятой и пронумерованными в пределах этого предложения арабскими цифрами со скобкой справа без точки.
Нумерация подпунктов буквами (например, а), б), в) и т.д.) нежелательна.

Абзац текста правового акта — любой фрагмент текста правового акта, заключенный между абзацным отступом (красной строкой) и окончанием предложения либо другим абзацным отступом.

Чаще всего абзацами образуются ранее рассмотренные структурные элементы, имеющие специальные наименования: статья (пункт), пункт статьи, часть статьи, подпункт. Однако в ряде случаев отдельно взятый абзац может не иметь специального наименования, например, в случае, когда статья образована несколькими непронумерованными абзацами одного предложения, отделяемыми друг от друга точкой с запятой (такую форму имеют перечни и перечисления). Именно в этих случаях абзац выступает в качестве структурного элемента и ссылку на такой «безымянный» абзац в нормативных правовых актах следует обозначать словом «абзац» (без сокращения).

Разделы, подразделы, главы, параграфы, статьи (пункты) правового акта должны, а части правового акта могут иметь порядковые номера.

Порядковые номера структурных элементов текста правового акта проставляются арабскими цифрами. Использование для нумерации структурных элементов римских цифр и букв в принципе возможно, но нецелесообразно, так как римские цифры более сложны для восприятия и воспроизведения в печатном виде, а буквы неудобны для нумерации пунктов (подпунктов), количество которых превышает число букв, а также при ссылках на пункты и подпункты, так как требуют заключения в кавычки. Статьи (пункты) правового акта должны иметь сквозную нумерацию в пределах всего правового акта.

Новым статьям (пунктам) правового акта, которыми дополняется ранее принятый правовой акт, целесообразно присваивать номера, состоящие из номера статьи (пункта), после которой располагаются новые статьи (пункты), и присоединенных через дефис дополнительных порядковых номеров начиная с первого.

Такой способ более удобен, чем широко практиковавшийся ранее способ, при котором к старой статье добавлялся значок «1» (прим) и т.д.

По вполне понятным причинам совершенно недопустимым стоит считать своеобразный способ внесения изменений в правовые акты, используемый в технико-юридической практике органов власти Нижегородской области, когда, например, совместным постановлением Правительства Нижегородской области и
ОБЛСОВПРОФа от 18 июня 2002 года № 133/01/235-А-208 раздел 2 Соглашения между вышеуказанными организациями дополняется пунктом 2.7, в то время как пункты 2.7 - 2.18 предлагается считать соответственно пунктами 2.8 -2.19.

Такой подход к изменению правовых актов мог быть уместен сто или двести лет назад.

Приведем здесь высказывание известного в свое время юриста
С.Е.Десницкого, который в 1768 году (!) отмечал: «... в Британии и других европейских государствах [...] ежегодно вновь законы делают, старые дополняют, поправляют и уничтожают [...] от чего все в законах сделалось столько обширно и неудобно для общего всех знания, что ныне нарочитые искусные люди на то везде в правлениях требуются.»[27]

Вернемся, впрочем, в нынешние времена. Новым статьям (пунктам), включаемым в правовой акт после его последней статьи (пункта), присваиваются номера, следующие за номером последней статьи. Аналогичным способом присваиваются номера другим новым структурным элементам текста правового акта.

Структурные элементы текста правового акта, как правило, должны иметь заголовки, если иное не следует из устойчивых традиций и особенностей правового акта. Так, структурные элементы текста статьи (пункта) правового акта традиционно не имеют заголовков.

Могут, в частности, не иметь заголовков:
1. статьи законов об изменении или отмене ранее принятых законов, а также законов о введении в действие законов;
2. статьи законов о бюджете и внебюджетных фондах;
3. статьи законов ненормативного характера;
4. пункты нормативных правовых актов.

2.5. Техника и логика изложения правового акта

Каждый правовой акт имеет свою внутреннюю логику. Основные требования к логике изложения правового акта суть следующие: при изложении правового акта должны быть соблюдены требования (правила) формальной логики; оно (изложение) должно быть логически последовательным и непротиворечивым; логике изложения правового акта должна соответствовать его структура; при изложении правового акта должна быть обеспечена полнота и детализированность правового регулирования; изложение нормативных положений, регламентирующих однотипные вопросы, должно быть единообразным (по схеме изложения, степени детализации регулирования и т.п.).

Хотя большинство ученых полагают, что данные нормы по своей природе не являются технико-юридическими, можно согласиться с мнением Н.А.Власенко о своеобразии функционального назначения таких правил, позволяющих рассматривать их в контексте данной проблематики.[28] Н.А.Власенко предлагает следующие дополнительные установления: определенность и однородность регулируемых отношений (предмета правового регулирования); недопустимость конкуренции коллизионных правил, в частности

lex posteriori и lex specialis; беспробельность минимизация отсылок[29]

Типичная схема общей логики изложения, например, закона может быть следующей. Логически закон состоит из трех частей: общей (вводной), основной и заключительной.

Общая (вводная) часть закона (она, как правило, занимает первую главу, озаглавливаемую «Общие положения») включает нормативные положения, определяющие: предмет регулирования закона (отдельная статья); значение терминов, используемых в законе (отдельная статья); состав законодательства по предмету регулирования закона (отдельная статья); наиболее общие положения закона, в частности, принципы правового регулирования и субъектный состав соответствующих отношений, классификации
(отдельная статья или группа статей).

Основная часть закона (она в большинстве случаев занимает несколько глав закона) включает нормативные положения, определяющие: компетенцию органов государственной власти по вопросам, относящимся к предмету регулирования закона (отдельная глава или группа статей); правовые режимы, права и обязанности, порядок осуществления деятельности в сфере отношений, регулируемых законом (группа глав); меры ответственности, иные последствия нарушения положений закона (глава или группа статей).

Заключительная часть закона (чаще всего это последняя глава, озаглавливаемая «Заключительные положения») включает нормативные положения, определяющие:
* вступление закона в силу (отдельная статья);
* переходные положения (отдельная статья); изменения в законодательстве, связанные с принятием закона (отдельная статья); необходимость и сроки приведения нормативных правовых актов в соответствие с принятым законом (отдельная статья).

В последнее время в правотворческом процессе предлагается использовать не только аппарат классической логики, но и новые логические средства, в частности методы деонтической (нормативной) логики.[30]

Положения этого вида модальной логики развивали в своих трудах фон
Райт, А.Ивин и др. Она исследует логические структуры прескриптивного языка, т.е. языка нормативных, предписывающих высказываний. В деонтической логике по-новому ставится проблема непротиворечивости законов.

Проанализируем статью 3 Закона Нижегородской области от 18 декабря 1996 года № 59-3 «О социальных гарантиях для выборных должностных лиц местного самоуправления, глав местных администраций и руководителей администраций территорий, не являющихся муниципальными образованиями» (в ред. законов
Нижегородской области от 11 февраля 1997 года № 64-3, от 21 июня 2001 года
№ 191-3).

Эта статья предусматривает такую гарантию от необоснованного привлечения должностного лица местного самоуправления к ответственности, как невозможность задержания выборного должностного лица местного самоуправления на территории соответствующего муниципального образования
(кроме случаев задержания на месте преступления).

Таким образом, следуя логике Закона, обнаружение сотрудником милиции, скажем, мэра города с ножом в руке невдалеке от места совершения убийства в этом городе не может повлечь за собой задержание градоначальника.

Однако, следуя той же логике, покинув территорию своего города этот мэр может быть вполне законно задержан. О какой же гарантии может идти речь?

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.