Рефераты. Юридическая техника и язык права (на примере правовых актов органов государственной власти Нижегородской области)






p> 2.3. Реквизит как структурный элемент правового акта

Реквизит правового акта - это элемент правового акта, который предназначен для отражения юридических свойств и (или) идентификации
(обозначения) правового акта и не содержит регулятивных положений
(предписаний).

Реквизиты как элементы правового акта противопоставляются другому укрупненному элементу - его содержательной части, которая включает регулятивные (нормативные или ненормативные) положения (предписания) правового акта, а в отдельных случаях также положения, не имеющие регулятивного значения (например, положения преамбулы правового акта, содержащие описание фактических обстоятельств, связанных с предметом регулирования правового акта, мотивы и обоснование его принятия).

Реквизиты не содержат регулятивных положений (предписаний), однако значение их велико. Без реквизитов немыслим ни один правовой акт. Без реквизитов вообще невозможно определить юридическую природу правового акта.

Реквизиты отражают важнейшие юридические свойства правового акта, прежде всего связанные с его статусом и принятием (изданием). Например, благодаря такому реквизиту, как обозначение вида правового акта можно судить о юридической силе правового акта, а дата принятия позволяет установить приоритет между двумя правовыми актами одного вида.

Кроме того, правовые акты идентифицируются посредством реквизитов. Для правовых актов одного вида основное идентифицирующее значение имеют заголовок, дата принятия и номер акта.

В ситуации, когда правовые акты одного вида имеют одинаковую дату принятия (это бывает нередко), они идентифицируются по заголовку и номеру, а когда акты имеют одинаковую дату принятия и одинаковые заголовки (это бывает редко, например, когда одновременно принимаются два закона о внесении изменений в различные статьи одного и того же закона без отражения в заголовке номеров изменяемых статей), то единственным идентифицирующим реквизитом актов остаются их номера. Из основных реквизитов правового акта составляется его краткое обозначение.

От устойчивой юридической традиции, противопоставляющей реквизиты правового акта его тексту (содержательной части), отличается подход, реализованный в ГОСТ Р 6.30-97, согласно которому любой элемент документа
(включая текст) признается его реквизитом (пункт 2.1). Трактовка понятия реквизитов документа, изложенная в названном стандарте, является отражением не всегда оправданной тенденции формализации и унификации элементов документов и не должна быть поводом для изменения традиционного юридического понимания реквизитов нормативного правового акта. Однако нельзя не признать, что подобное расхождение в обозначении структурных элементов документа нежелательно и достойно сожаления.

Состав реквизитов правовых актов различается в зависимости от вида правового акта. Кроме того, состав реквизитов правового акта в рамках одного вида может меняться в зависимости от вида текста правового акта.
Наиболее полный состав реквизитов имеет подлинник правового акта.

Вместе с тем из всего перечня возможных реквизитов правовых актов можно выделить основные реквизиты, которые являются общими для правовых актов любых видов.

Общими реквизитами правовых актов (применительно к подлиннику) являются:
1) изображение герба;
2) обозначение вида правового акта;
3) заголовок (наименование) правового акта;
4) подпись (подписи) уполномоченного лица (лиц);
5) дата принятия правового акта;
6) номер правового акта.

Указанные общие реквизиты правовых актов в то же время являются и наиболее значимыми. Большинство видов правовых актов имеют состав реквизитов, совпадающий с общим.

Наиболее значительные особенности присущи реквизитам законов и правовых актов, утвержденных другими правовыми актами.

Так, помимо общих реквизитов законы имеют гриф принятия закона законодательным органом. Законы, принятые референдумом, имеют гриф принятия законов референдумом и, соответственно, не имеют грифов принятия (и одобрения) законов законодательным органом.

Правовой акт, утвержденный другим правовым актом, имеет следующие реквизиты:
1) заголовок правового акта;
2) гриф утверждения правового акта.

Состав реквизитов для каждого вида правового акта желательно установить нормативно. Во многих субъектах Российской Федерации это сделано, причем на законодательном уровне.

Изображение герба субъекта Российской Федерации следует помещать на подлинниках всех правовых актов соответствующего субъекта. На текстах других видов изображение герба не обязательно.

На практике герб изображается и на заверенных копиях правовых актов, поскольку они изготавливаются на основе подлинников соответствующих правовых актов.

Изображение герба следует располагать на подлиннике правового акта посредине листа над обозначением вида правового акта.

Обозначение вида правового акта состоит, как правило, из согласованных между собой наименований вида (формы) правового акта и органа, издавшего этот акт, а для законов - наименования соответствующего субъекта Российской
Федерации (например, указ Губернатора N-ской области, закон N-ской области).

Тем не менее, в Нижегородской области областные органы власти почему- то, видимо по традиции, следуют ими самими разработанной «схеме».

Для всех видов первичных правовых актов, кроме законов, Законодательное
Собрание, Правительство и Губернатор области сначала называют себя в именительном падеже, а затем в том же падеже указывают наименование формы правового акта. Однако для законов области принят другой порядок: сначала указывается название субъекта (Нижегородская область), затем следует слово
«закон».

Такое оформление рассматриваемого реквизита затрудняет точное описание вида акта при его официальном обозначении. Желательно, чтобы реквизиты правового акта в тексте правового акта обозначались в форме, используемой при официальном обозначении нормативного правового акта, например:
«Постановление Законодательного Собрания Нижегородской области».

Заголовок правового акта обозначает тему (предмет регулирования) правового акта. Заголовок должен быть точным и по возможности кратким. При этом краткость заголовка не должна достигаться за счет его точности.

Совершенно недопустимо смысловое рассогласование заголовка и содержания текста. Например, в постановлении Правительства Нижегородской области от 20 мая 2002 года № 98 «О неотложных мерах по профилактике бешенства в
Нижегородской области» речь идет, собственно, об утверждении прилагаемых
Мероприятий по профилактике этого заболевания. Лица, ведущие поиск по заголовку правового акта с использованием электронных баз данных будут испытывать при этом значительные трудности.

Подпись (подписи) уполномоченного лица (лиц) на подлиннике правового акта включает три элемента:

* полное официальное наименование должности лица, уполномоченного подписывать данный правовой акт;

* личную подпись уполномоченного лица;

* расшифровку подписи.

В Нижегородской области принято использовать сокращенное наименование должности, например «Губернатор», «Председатель Собрания». Такую практику нельзя признать обоснованной, поскольку официальное использование сокращенных наименований должностей не предусмотрено никакими правовыми актами области.

Если правовой акт подписывается лицом, исполняющим обязанности лица, уполномоченного подписывать данный нормативный правовой акт, то перед наименованием должности указываются слова «исполняющий обязанности» без сокращения, например: «Исполняющий обязанности Губернатора Нижегородской области». Однако если нормативный правовой акт в установленных случаях подписывается заместителем уполномоченного лица, в том числе в период временного замещения уполномоченного лица, то следует указывать должность заместителя, например: «Первый заместитель Губернатора - член Правительства
Нижегородской области».

Правовой акт должен подписываться уполномоченным лицом собственноручно.
Использование факсимиле или иного аналога личной подписи не допускается.

Расшифровка подписи уполномоченного лица состоит из инициалов (первых букв имени и отчества с точкой) и фамилии (без сокращений). Расшифровка подписи возможна и без инициала отчества, что соответствует традиции оформления подписи в нормативных правовых актах Российской Федерации (а ранее РСФСР и СССР).

В Нижегородской области не используется такой реквизит правового акта, как место издания правового акта. Нам представляется однако целесообразным его введение.

Этот реквизит обычно состоит из наименования населенного пункта, который является местом постоянного пребывания соответствующего правотворческого органа, а в некоторых случаях также наименования резиденции, в которой размещается правотворческий орган.

Применительно к субъектам Российской Федерации таким населенным пунктом (городом) является столица (административный центр) соответствующего субъекта Российской Федерации. Этот город следует указывать в правовом акте в качестве места издания во всех случаях, в том числе и в тех, когда принятие (подписание) правового акта фактически осуществляется в другом населенном пункте, например, на выездном заседании законодательного органа или же когда правовой акт принимается референдумом.

Возможны следующие варианты оформления места издания правового акта: без указания типа населенного пункта (например, «Нижний Новгород»); с указанием типа населенного пункта без сокращения (например, «Город Нижний
Новгород»); с указанием населенного пункта с сокращением до одной буквы с точкой
(например, «г.Нижний Новгород»).

Предпочтительнее, на наш взгляд, первые два варианта.

Реквизит «Место издания правового акта» лучше всего помещать в конце акта.

Дата (принятия) правового акта в качестве его реквизита может оформляться двумя способами: словесно-цифровым способом в следующей последовательности - день месяца
(цифрами), месяц (словом), год (цифрами) с добавлением слова «год» без сокращения, например, «29 мая 2002 года»; цифровым способом: арабскими цифрами в следующей последовательности - день месяца, месяц, год с добавлением слова«год» с его сокращением до первой буквы с точкой. День месяца и месяц оформляются двумя парами арабских цифр, разделенных точкой, а год -четырьмя арабскими цифрами, например,
«29.05.2002г.».

В Нижегородской области традиционно используется модифицированный второй вариант без добавления слова «год».

Вместе с тем, безусловно, более предпочтительным является словесно- цифровой способ оформления даты правового акта, поскольку такой способ более точен и однозначен, более защищен от случайной ошибки (например, при воспроизведении), не допускает разночтений при озвучивании и в целом больше соответствует значимости нормативного правового акта как документа. Во всяком случае даты закона следует оформлять только словесно-цифровым способом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.