Рефераты. Юридическая техника и язык права (на примере правовых актов органов государственной власти Нижегородской области)






p> Чем можно оправдать, например, использование слова «мониторинг» в законе? Почему «проводить мониторинг состояния окружающей природной среды» звучит лучше, чем «следить (или наблюдать) за состоянием окружающей природной среды»?

Часто юристы сталкиваются с проблемой выбора использования предлога «в» и беспредложных конструкций. Как правильно написать: «закон об основах государственной службы {в} Нижегородской области», «социальная защита инвалидов {в} области»? Думается, решение здесь нужно принимать не только на основе правил и норм языка, но и специфических юридических познаний.
Исходя из единства системы государственной службы в Российской Федерации никакой особой госслужбы области быть не может. Устанавливаются лишь дополнительные гарантии для госслужащих, работающих в органах власти области. Инвалиды получают дополнительную социальную защиту в Нижегородской области не потому, что они особые областные инвалиды, а потому что они проживают на территории нашего региона.

При создании правовых актов юристам необходимо чаще обращаться к специальной литературе. Большую помощь могут оказать словари трудностей русского языка, различные справочники, в том числе и специализированные.[39]

Языковая культура юристов будет оставаться на невысоком уровне до тех пор, пока язык правовых актов не станет эталоном официально-деловой речи.
Работа над ним должна приводить к тому, чтобы смысл текста легко доходил до сознания читающего.

Статус права слишком высок и ответствен, и его язык является показателем уровня культуры наших законодателей, показателем их уважения к гражданам, для которых написаны эти документы. Поэтому, формируя и формулируя нормы права и охраняя их, законодатели просто обязаны не нарушать нормы родного языка.

3.4 Опыт примерного структурно-логического и лингвистического анализа конкретного правового акта.

В заключение данной главы вернемся к правовому акту, упоминавшемуся во
Введении (Приложение 1). Естественно, этот акт не носит нормативного характера. Тем не менее, это официальный документ первичной формы. К сожалению, его структурно-логический и лингвистический анализ оставляет гнетущее впечатление.

М.В.Зеленов высказывает разделяемое автором работы суждение о том, что основанием видовой классификации таких документов, как постановления являются взаимоотношения органа власти с его контрагентами. Отсюда следует и соответствующий формуляр (формула).[40]

Очевидно, что в данном случае взаимодействуют два совершенно неравнозначных контрагента: Законодательное Собрание Нижегородской области как законодательный орган субъекта Российской Федерации и прокурор
Нижегородской области как представитель органа прокуратуры в ходе исполнения функции прокурорского контроля за соответствием областных законов федеральным.

От Собрания требуется либо удовлетворить протест прокурора, либо оставить его без удовлетворения. Во всяком случае, формула «принять к сведению» в постановляющей части совершенно неуместна. Обозначение прокурорских работников как «представителей руководства прокуратуры области» в п. 1 является юридически неграмотным в принципе.

Бросается в глаза выбор прилагательного, которым характеризуется в п. 3
Постановления рассматриваемый протест - «необоснованный». Этот эпитет не должен употребляться в таком контексте вообще. В пункте 4 используется выражение «прямо предусматривается». Употребление здесь наречия «прямо» возможно и соответствует юридической традиции различать типы отсылок, однако в данном конкретном случае является избыточным.

Указание на необходимость проведения «предварительной работы по созданию системы» в п. 5 Постановления предполагает, что такая работа еще не начата. Следовательно, нельзя говорить о том, что такой-то фактор приведет к приостановке этой работы, поскольку нельзя приостановить то, что еще не начато. Очевидно неправильное логическое построение всего пункта.
Кроме того, органы ЗАГС регистрируют акты гражданского состояния не только граждан, но и других физических лиц. Употребление термина «граждане» в данном случае ведет к неоправданному ограничительному толкованию закона.

Предложение в п 2 постановляющей части органу исполнительной власти области (Правительству) «проработать вопрос» совместно с органом исполнительной власти Российской Федерации (!) (Минюстом) не только обращает на себя внимание в связи с употреблением разговорного выражения, но и тем, что, очевидно, Правительство области как вполне самостоятельный орган государственной власти само будет решать, какую организацию можно привлечь к данной работе, и привлекать ли ее вообще.

Правительство Нижегородской области не обладает правом законодательной инициативы, следовательно оно не будет вносить предложения о внесении изменений и дополнений в Закон, как постановляется далее по тексту. Таким правом обладает Губернатор и он может внести в порядке законодательной инициативы в данном случае только проект закона.

заключение

ТАКИМ ОБРАЗОМ, МЫ РАССМОТРЕЛИ И ИССЛЕДОВАЛИ ПОНяТИЕ, ВИДЫ ЮРИДИчЕСКОЙ
ТЕХНИКИ, СОСТОяНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИя ЕЕ ТРЕБОВАНИЙ, ОХАРАКТЕРИЗОВАЛИ
ПОНяТИЕ «ПРАВОВОЙ АКТ» И ПРИВЕЛИ КЛАССИФИКАЦИЮ ФОРМ ПРАВОВЫХ АКТОВ. ТАКЖЕ
МЫ ДЕТАЛЬНО ПРОАНАЛИЗИРОВАЛИ СТРУКТУРУ ПРАВОВОГО АКТА С ТОчКИ ЗРЕНИя ЕГО
РЕКВИЗИТОВ, СОДЕРЖАНИя И ЛОГИКИ ИЗЛОЖЕНИя. НАМИ БЫЛИ ОПИСАНЫ ТАКИЕ ПРИЕМЫ
ЮРИДИчЕСКОЙ ТЕХНИКИ, КАК ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЮРИДИчЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ, ТЕРМИНОВ И
ДЕФИНИЦИЙ, ДАНЫ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ ПРАВИЛЬНОМУ УПОТРЕБЛЕНИЮ В ПРАВОВЫХ
АКТАХ. МЫ ТАКЖЕ ОСТАНОВИЛИСЬ НА АНАЛИЗЕ ЛИНГВИСТИчЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ТЕКСТА
ПРАВОВОГО АКТА И ОПИСАЛИ ТРЕБОВАНИя ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СТИЛя.

Те или иные рекомендации по улучшению юридической техники в деятельности органов власти Нижегородской области были даны нами по ходу изложения работы. В заключение, наверное, стоит их суммировать и обобщить, добавив несколько рекомендаций общего характера. Итак, по нашему мнению, необходимо:

1. принять специализированные нормативно-правовые акты Нижегородской области, закрепляющие технико-юридические нормы. Особое внимание при составлении таких актов следует обратить на:

1. утверждение закрытого перечня вторичных форм правовых актов, а также перечня актов, не имеющих правового характера;

2. нормативное установление состава реквизитов для каждого вида правового акта, а также обязательное использование такого реквизита, как «место издания правового акта»;

3. обозначение реквизитов правового акта в форме, используемой при официальном обозначении правового акта;

4. введение либо запрет официального использования сокращенных наименований должностей;

5. использование исключительно словесно-цифрового способа оформления даты правового акта;

6. четкое нормативное установление правила определения даты закона;

7. усовершенствование системы нумерации правовых актов;

8. унификацию правил внесения изменений и дополнений в правовые акты;

2. создать Собрание законодательства Нижегородской области;

3. решить вопрос официальной публикации постановлений Законодательного

Собрания и документов Губернатора;

4. использовать специализированные вторичные формы правовых актов только в необходимых случаях;

5. упорядочить использование понятийного аппарата в законах области;

6. при подготовке законопроектов в обязательном порядке назначать логическую экспертизу, а также более ответственно подходить к вопросам лингвистической экспертизы проектов правовых актов;

7. ввести спецкурс «юридическая техника» для студентов-юристов всех специализаций, а также регулярно проводить семинары по актуальным вопросам юридической техники для юристов органов государственной власти области.

Таким образом, можно заключить, что поставленные автором в начале исследования задачи решены.

Список литературы

1. КОНСТИТУЦИя РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ПРИНяТА ВСЕНАРОДНЫМ ГОЛОСОВАНИЕМ 12

ДЕКАБРя 1993 ГОДА.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года №1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации»//Собрание законодательства Российской Федерации. 1997,

№33.
3. ГОСТ Р 6.30-97 «Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов». Госстандарт России,

М., 1997. 19 с.
4. Устав Нижегородской области. Принят Законодательным Собранием

Нижегородской области 18 апреля 1995 года.
5. Закон Нижегородской области от 18 декабря 1996 года № 59-3 «О социальных гарантиях для выборных должностных лиц местного самоуправления, глав местных администраций и руководителей администраций территорий, не являющихся муниципальными образованиями».
6. Закон Республики Адыгея от 9 октября 1998 года №92 «О нормативных и иных правовых актах».
7. Закон Свердловской области от 10 марта 1999 года №4-ОЗ «О правовых актах в Свердловской области».
8. Закон Нижегородской области №176-З от 9 апреля 2001 года «О

Правительстве Нижегородской области».
9. Закон Нижегородской области от 25 ноября 2002 года № 67-З «О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности».
10. Постановление Законодательного Собрания Нижегородской области №196-III от 29 августа 2002 года «О протесте прокурора Нижегородской области на

Закон Нижегородской области «О регистрации актов гражданского состояния на территории Нижегородской области».
11. Постановление Правительства Нижегородской области от 16 февраля 2002 года №24 «Об утверждении Порядка реализации программы реструктуризации долгов предприятий агропромышленного комплекса перед бюджетами всех уровней и государственными внебюджетными фондами».
12. Постановление Правительства Нижегородской области от 20 мая 2002 года

№98 «О неотложных мерах по профилактике бешенства в Нижегородской области».
13. Постановление Правительства Нижегородской области, ОБЛСОВПРОФа и

Объединений работодателей Нижегородской области от 18 июня 2002 года №

133/01/235-А-208 «О внесении дополнений и изменений в Соглашение между

Областным советом профсоюзов, Объединениями работодателей и

Правительством Нижегородской области на 2001-2003 годы».
14. Постановление Правительства Нижегородской области от 20 июня 2002 года

№137 «Об утверждении Методики определения арендной платы за пользование объектами нежилого фонда государственной собственности Нижегородской области».
15. Постановление Правительства Нижегородской области от 2 декабря 2002 года №315 «Об утверждении Регламента Правительства Нижегородской области».
16. Распоряжение Губернатора Нижегородской области от 6 февраля 2002 года

№134-р «Об утверждении образцов бланков с изображением герба

Нижегородской области».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.