В соответствии с названными правовыми актами Минобороны России разрабатывает и принимает меры по подготовке к вооруженной защите РФ, целостности и неприкосновенности ее территории; организует и осуществляет мероприятия по обеспечению боевой и мобилизационной готовности, оперативной, боевой и мобилизационной подготовки Вооруженных Сил в целях предотвращения и отражения агрессии, направленной против РФ, вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории РФ; обеспечивает финансовыми средствами, материальными и другими ресурсами Вооруженные Силы, другие войска, воинские формирования и органы; участвует в осуществлении военного строительства в РФ; укрепляет в Вооруженных Силах организованность и воинскую дисциплину.
Минобороны России участвует в разработке предложений по вопросам формирования военной политики государства и организации ее реализации, по военной доктрине РФ; готовит Президенту РФ предложения по вопросам обороны; осуществляет контроль за состоянием Вооруженных Сил и др.
7 СЗ РФ. 1998. № 46. Ст. 5652.
Основными задачами Министерства обороны являются:
1. разработка и принятие мер по подготовке к вооруженной защите Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории
2. организация и осуществление мероприятий по обеспечению боевой и мобилизационной готовности, оперативной, боевой и мобилизационной подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации
3. обеспечение финансовыми средствами, материальными и другими ресурсами Вооруженных Сил
4. координация деятельности федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обороны
5. участие в осуществлении военного строительства в Российской Федерации
6. совершенствование правовой основы деятельности Вооруженных Сил
7. разработка мер, направленных на повышение авторитета и престижа военной службы, на сохранение и приумножение патриотических традиций
8. участие в международном сотрудничестве по военным вопросам
9. и т. д.
Функциями Министерства обороны являются:
1. контроль состояния Вооруженных Сил и
2. разработка предложений по расходам на оборону
3. организация научных исследований в целях обороны
4. заказ и финансирование производства, закупки и ремонта вооружения и военной техники
5. организация эксплуатации, модернизации и ремонта вооружения, военной техники и имущества в Вооруженных Силах
6. обеспечение разведывательной деятельности в интересах обороны и безопасности Российской Федерации
7. обеспечение защиты государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве и подводной среде
8. организация прохождения военной службы военнослужащими
9. участие в разработке государственных стандартов в области обязательной подготовки граждан к военной службе
10. участие в переговорах по проблемам безопасности
11. оказание в установленном порядке иностранным государствам услуг по подготовке национальных военных кадров и технического персонала
12. организация работы по созданию и ведению баз данных в области обороны
13. и т. д.
Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации
является центральным органом военного управления и основным органом оперативного управления Вооруженными Силами РФ, осуществляющим координацию деятельности органов военного управления, других 'войск и воинских формирований по выполнению задач в области обороны.
В соответствии с Федеральным законом "Об обороне" и Положением о Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 11 ноября 1998 г.8,
Основные типы генерального штаба:
- Луи Бертье и его штаб при Наполеоне.
- Феномен «большого генерального штаба» Мольткестаршего.
- Германский генштаб как «скрытый главнокомандующий».
-Магия «большого генерального штаба».
- Мольтке и Бисмарк как модель взаимоотношений между высшим военным чином и государственным руководителем.
- Последствия чрезмерного усиления роли генштаба.
-Генштаб Гинденбурга и Людендорфа и поражение Германии в Первой мировой войне.
На основе реального исторического опыта и современной практики различных стран можно говорить о нескольких типах генерального штаба.
Один тип — это орган анализа, прогнозирования и планирования, подготовки проектов директив и приказов Главнокомандующего (Верховного Главнокомандующего), а также контроля за выполнением принимаемых Главнокомандующим решений.
Другой тип генштаба - это орган прямого управления стратегическими действиями, операциями, с самостоятельной отдачей соответствующих директив, приказов; такому органу высшим политическим руководством страны делегируется весьма значительный объем полномочий, которые являются полномочиями самого Верховного Главнокомандующего.
Еще один тип генштаба — это своего рода канцелярия, административный орган при Верховном Главнокомандующем.
Генеральный штаб осуществляет стратегическое планирование применения Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов военного управления; проводит мероприятия, связанные с поддержанием боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил; осуществляет координацию деятельности по проведению в РФ мероприятий по воинскому учету, подготовке граждан РФ к военной службе и их призыву на военную службу и военные сборы; организует разведывательную работу в целях обороны; разрабатывает предложения по основным вопросам, касающимся подготовки страны к обороне, военной доктрины РФ, структуры, состава, численности, дислокации, задач Вооруженных Сил и т. д.
В организации обороны и управлении Вооруженными Силами значительное место отводится военным советам, которые создаются Президентом РФ. Они действуют на постоянной основе и являются совещательными органами в видах Вооруженных Сил, в родах войск, в военных округах, группах войск, на флотах, в армиях, на флотилиях. В процессе своей деятельности военные советы разрабатывают рекомендации, связанные с реализацией государственной военной политики в войсках и на флотах, со строительством и развитием Вооруженных Сил, с выполнением мероприятий по поддержанию боевой готовности войск, с организацией обеспечения правопорядка, воинской дисциплины.
8 СЗ РФ. 1998
Военные советы тесно взаимодействуют с органами государственной власти по вопросам обеспечения выполнения правовых актов в области обороны, социально-правовой защиты военнослужащих, по подготовке территорий в целях обороны, по призыву на военную службу и т. д.9
Для оперативного управления войсками Вооруженных Сил существуют военные округа, флоты. Военный округ является оперативно-стратегическим (оперативно-территориальным) командованием Вооруженных Сил на соответствующем стратегическом направлении. В пределах своих границ органы военных округов осуществляют оперативное руководство объединениями, соединениями и воинскими частями видов и родов войск Вооруженных Сил, Других войск, воинских формирований и органов по вопросам обороны страны. Флот является оперативным объединением Военно-Морского Флота Российской Федерации. Руководит военным округом (флотом) командующий, который осуществляет свою деятельность через соответствующие штабы, управления, отделы округа (флота).
Войсковые соединения и части (армии, дивизии, полки и др.) возглавляют командиры соединений, воинских частей. Командование соединениями и частями они осуществляют через подчиненные им штабы и различные службы.
В систему органов управления обороной входят военные комиссариаты, образуемые в субъектах РФ, городах и районах, возглавляемые военными комиссарами.
Согласно Положению о военных комиссариатах, утвержденному Указом Президента РФ от 15 октября 1999 г.10, они создаются Минобороны России и являются его территориальными органами. Организацию деятельности военных комиссариатов осуществляет Генеральный штаб через управления соответствующих военных округов (управление флота). Военные комиссариаты отчитываются о своей деятельности перед Генеральным штабом через управления соответствующих военных округов.
На военные комиссариаты возлагается проведение призыва людских ресурсов, поставка транспорта в сроки и объемах, установленных мобилизационным планом; обеспечение своевременного и полного выполнения планов призыва граждан на военную службу и их отправки в Вооруженные Силы и другие войска, а также планов отбора граждан для поступления на военную службу по контракту; участие совместно с органами здравоохранения в контроле за медицинским обследованием и освидетельствованием граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет или призыву на военную службу; содействие образовательным учреждениям в проведении обязательной и добровольной подготовки граждан к военной службе; осуществление воинского учета граждан, пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу и т. д.
Одним из важнейших направлений их деятельности является оказание социальной помощи уволенным из Вооруженных Сил офицерам, прапорщикам, мичманам, членам их семей.
2.2. Органы местного самоуправления и управление обороной
В соответствии с действующим законодательством органы местного самоуправления наделены определенным комплексом полномочий в области
9 САПП РФ. 1993. № 36. Ст. 3390.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5