Рефераты. Теория анархии и теория правового государства применительно к условиям русской действительности






В ряде статей Конституции Российской Федерации (статьи  4, 15,  76  и  др.) закреплено верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории России.  Ст.15 гласит:  "Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.  Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации,  не  должны  противоречить   Конституции Российской Федерации".  Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации обеспечение соответствия  конституций  и  законов республик, уставов и иных нормативных правовых актов краев, областей,  городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам находится в совместном ведении Российской  Федерации  и субъектов Российской Федерации.  Таким образом, единое правовое пространство как необходимое условие становления и формирования правового государства отсутствует.  Необходимо обеспечить соответствие конституций и законов республик, уставов и иных нормативных  правовых  актов краев,  областей,  городов федерального значения,  автономной области,  автономных округов  Конституции

Российской  Федерации и федеральным законам.  Такую функцию выполняет Конституционный Суд Российской  Федерации.  Статья  125 Конституции Российской Федерации устанавливает, что Конституционный Суд Российской Федерации разрешает  дела  о  соответствии Конституции Российской Федерации:  федеральных законов,  нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации; конституций республик,  уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской  Федерации  и совместному  ведению  органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации; договоров между органами государственной власти Российской Федерации органами  государственной  власти  субъектов Российской Федерации,  договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;  не  вступивших  в  силу международных договоров.  А также разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

     В современном  демократическом  государстве  эффективность правового закона сопряжена с наличием единого правового  пространства,  в  котором приоритетное значение имеет принцип верховенства законов,  принимаемых от имени народа и выражающих  его суверенную  волю,  над всеми действующими в стране нормативными актами.  Подзаконные акты,  включая ведомственные распоряжения, приказы,  инструкции,  подлежат конституционному контролю.  Это означает,  что они могут быть опротестованы, обжалованы и аннулированы по мотивам нарушения законности или,  напротив,  после определенной судебной процедуры подтверждены как  соответствующие конституции и иным законам.

     Идея единого  правового пространства становится национальной. В странах Западной Европы концепция правового пространства наряду  с  концепцией европейского экономического пространства, получает все большее признание,  и выражается в борьбе с терроризмом, защитой прав человека, праве убежища, отношениями между правоохранительными органами.

     В правовом  государстве  существуют  определенные гарантии законности,  которые обеспечивают соблюдение и исполнение закона.  Это - социально-экономические, политические, юридические и международные гарантии.  Политические гарантии законности - это прежде всего демократизм общественного и государственного строя Российской Федерации,  политический и идеологический плюрализм, активное участие граждан в управлении делами государства. Социально-экономические гарантии  законности  -  многообразие  форм собственности,  создание  необходимых  условий для их развития, обеспечение им равной  защиты,  свободное  предпринимательство, право  граждан  распоряжаться своими способностями к производительному  и  творческому  труду,  справедливые  условия  найма, увольнения, оплаты и охраны труда и т.д. К юридическим гарантиям относятся следующие:  нормативная урегулированность законами или подзаконными актами всех общественных отношений, нуждающихся в правовом закреплении, эффективная деятельность специальных органов,  контролирующих соблюдение законов, а также правоохранительных органов,  привлечение к  юридической  ответственности должностых лиц, посягающих на права и свободы граждан. К международным гарантиям относятся:  деятельность международных организаций, специализированных органов ООН по контролю за соблюдением прав человека в различных странах,  инспекционные  поездки их  представителей в регионы,  где нарушается законодательство, закрепляющее права и свободы граждан,  право граждан обращаться в международные органы за защитой своих нарушенных прав.

     Законность и  правовое  государство  - категории во многом тождественные,  но у них несколько разные  акценты.  Законность требует  безусловного соблюдения законодательства всеми субъектами правовой сферы, в то время как правовое государство предъявляет подобное требование к государственным структурам, выполняющим функции публичной власти. Поэтому реализация режима правового государства означает торжество закона прежде всего в деятельности властных структур - государственных органов  власти, управления,  суда  и прокуратуры и их должностных лиц.  В итоге законность и правовое государство ведут к превращению закона  в самостоятельную,  объективную силу жизнедеятельность которой не зависит от отношения к ней.

Выше много было сказано на счет режима законности. Следует чуть подробнее остановиться на праве вышеупомянутого государства.

Сущность права заключается в регулировании общественных отношений в условиях цивилизации – в достижении на нормативной основе такой стабильной организованности общества, при которой реализуются демократия, экономическая свобода, свобода личности. Следовательно, сущность права однотипна с сущностью государства, с тем лишь отличием от последней, что жизнедеятельность общества как системы осуществляется не путем использования власти, а путем нормативного регулирования.

Высшее общественное предназначение права – обеспечивать, гарантировать в нормативном порядке свободу в обществе, утверждать справедливость, создавать оптимальные условия для преимущественного действия в обществе экономических и духовных факторов, исключая произвол и своеволие из общественной жизни, из жизни людей.

Право в этом отношении неотделимо от справедливости. “Право”, “правовое”, “справедливое” – это один ряд близких по значению слов. Когда мы говорим “право”, понимаем, что речь идет об общеобязательных юридических нормах, о законах, при помощи которых в наши отношения вносятся строгость, четкий порядок, законность, причем так, что торжествует справедливость[12].

Для права характерны начала согласия, оно направлено на то, чтобы упорядочивать интересы, умерять столкновения страстей на основе доброй воли, согласования позиций в соответствии с установленными законом принципами, с твердыми критериями правового и неправого. Право, как и государство, призвано служить людям, обществу, обеспечивать его нормальную, “здоровую” жизнь.

Вместе с тем нужно учитывать и то, что право может не отвечать потребностям общества, может быть использовано в реакционных целях. Скажем, издаются не отвечающие требованиям жизни и даже реакционные, антинародные законы, судебные органы принимают несправедливые решения. Право и суды подчас становятся инструментом политики или, как утверждала марксистская теория, “волей господствующего класса, возведенной в закон”. В такой обстановке, связанной с классовым использованием права, злоупотреблением государственной и судебной властью, оно во многом теряет свое общественное предназначение, может само стать негативным фактором, реакционной силой.

Государство непосредственно связано с правом и проводит через него свои установления. Право не существует без государства, оно является его непосредственным продуктом; хотя оно и обусловлено экономикой, пораждается не ей, а государством в процессе особой государственной деятельности – правотворчества.

Право осуществляет в обществе самостоятельные функции, направленные на обеспечение нормального развития общества, поэтому способно выполнять и выполняет по отношению к государству роль организующего фактора, закрепляя структуру органов государства, их компетенцию, ответственность. Конечно, право ни в коем случае не является универсальным средством организации государственной власти. Решающее значение принадлежит политике, проводимой государством.

Политика – это принципиальное направление деятельности государства относительно существующих слоев общества, есть участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания его деятельности. Общим для государственной политики и права является то, что они формируются в соответствии с господствующим политическим сознанием, складывающимся на основе политической идеологии господствующих политических сил, находящихся у власти. Следовательно, право является инструментом политики. Нормы права устанавливают такие методы правового регулирования общественных отношений, которые соответствуют политике государства, реализации стоящих перед ней целей и задач. Но нельзя считать равнозначными масштабы воздействия на общественные отношения политики и права. Политика охватывает всю совокупность отношений классов, социальных групп и наций. В организаторской, идеологической и воспитательной работе используются как правовые, так и неправовые методы: убеждение, разъяснение, воспитание, организация. Это разнообразие придает политике способность воздействовать на более широкие сферы общественной жизни по сравнению с правом. Право же напротив относительно консервативно, формально определенно, менее подвижно в своих методах, что не позволяет безгранично распространять его на те же сферы, что и политику. Из сказанного можно сделать вывод, что политика является основой права, определяет его главное содержание, опосредует влияние всех иных факторов базиса и надстройки. Право – одно из важнейших средств реализации политики, отражает экономические интересы политических сил, стоящих у власти, не непосредственно, а через политику государства. Требования политики невозможно полностью переложить на язык права, так как это специфическое явление, обладающее особыми свойствами, присущими только ему[13].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.