Рефераты. Система права






Различия между системами права и законодательства в наиболее общем виде были сформулированы в ходе третьей научной дискуссии о системе права: 1) несовпадение объема; 2) различия по соотношению объективного и субъективного; 3) различие в системообразующих факторах системы права и системы законодательства; 4) неодинаковый уровень структурной упорядоченности, целостности (система права, в отличие от системы законодательства, является самоорганизующейся системой); 5) различие в соотношении статических и динамических свойств: система права более устойчива, инвариантна, чем система законодательства; 6) эти системы имеют определенные различия в закономерностях функционирования и развития[14].

Что касается первого из указанных различий, то при использовании термина "система источников права" несовпадение объема минимально. "Отстает" система источников права лишь на глубинных, изначальных стадиях процесса формирования нормы права, но этот факт нисколько не указывает на несовершенство такого несовпадения.

Если говорить об остальных различиях, то разрешить эти проблемы можно, используя тезис общей теории систем о взаимозависимости системы и среды. Как указывает Л.Б.Тиунова, "...в отличие от органических систем, система норм права и система законов не характеризуются процессами саморегулирования - в них ведь не включена сама деятельность"[15]. И это не является аргументом ущербности правовой системы, а, наоборот, - в соответствии с принципом взаимозависимости системы и среды система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой, под которой следует понимать внешние по отношению к конкретной системе объекты, которыми могут быть предметы, явления, отношения и т.п. В данном случае такой средой является то, что может воздействовать на правовую систему. Этим является только специальный субъект, а именно государство в лице его органов, и мы можем рассматривать его, во-первых, как управляющий центр правовой надстройки, а, во-вторых, как источник возмущающего воздействия на правовую систему и фактор, который может привести к разрушению системы при определенных условиях. Иначе пришлось бы признать, что на систему права посредством воздействия на систему источников права могут оказывать влияние граждане, юридические лица путем, например, проведения инкорпорации законодательства. А это противоречит не только теории, но и практике - система права не перестраивается под произвольным воздействием таких субъектов.

Схематично процесс взаимодействия права и специального субъекта можно представить следующим образом: законодатель воздействует на оболочку права (его форму), то есть на систему источников права, которая в свою очередь трансформирует содержание (систему права). Но изменения в системе источников права ни коим образом не тождественны изменениям системы права, хотя бы потому, что удельный вес субъективности в этих образованиях различен.

Обращает на себя внимание еще один интересный момент - как правило, сторонники этой концепции полагают, что система права и система законодательства - элементы (или компоненты) правовой системы, причем нетождественные по следующим причинам: "они как компоненты правовой системы обладают относительной самостоятельностью, имеют специфические закономерности становления, функционирования и развития, что позволяет системе законодательства оказывать активное обратное воздействие на систему права"[16].

Несомненно, что и система права, и система законодательства - составляющие правовой системы. Но какова их роль и место в ней? Вряд ли их можно выделять в качестве отдельных компонентов. Ведь критерием элементности частей выступает их инвариантность, принимающая различные формы в зависимости от особенностей того или иного класса системы. Таким критерием при исследовании правовой системы как объективно-субъективной выступает, в частности, принцип тождества частей относительно их места и роли в данной системе. Например, отрасли в системе права тождественны (неразличимы) как элементы одного уровня (конечно, если мы будем рассматривать их как системы, состоящие из подотраслей, институтов и норм, то они предстанут нетождественными, поскольку будут рассматриваться на других уровнях, а это уже иной аспект исследования).

Систему права и систему законодательства невозможно определить как тождественные, следовательно, они - элементы не одного уровня. Тогда, может быть, они являются элементами разных уровней? Но здесь надо учитывать принцип иерархичности системы, который означает, что каждый элемент, в свою очередь, может рассматриваться как иная система, а исследуемая в данном случае целостность представляет собой один из компонентов более широкой системы. Значит, если рассматривать систему права и систему законодательства как разноуровневые элементы, то один из них должен входить в состав другого: либо система права в систему законодательства, либо система законодательства в систему права. Ясно, что такая ситуация абсурдна.

Кроме того, тезис о "компонентности" этих систем противоречит положению о соотношении системы права и системы законодательства как содержания и формы - содержание и форма не могут быть компонентами одной и той же системы.

"В сущности, система права и система законодательства выражают один и тот же феномен - право, но с разных сторон - внутренней и внешней, отсюда их взаимообусловленности и общее социальное назначение".

Заключительная часть


Подводя итог, необходимо помнить, что система права — это объективно обусловленная системой общественных отношений внутренняя структура права, которая состоит из взаимосвязанных норм, логически распределенных по отраслям, подотраслям и институтам.

Систему права отличает то, что она обусловлена реально существующей системой общественных отношений. Она не может создаваться по субъективному усмотрению людей  и существует объективно. Она представляет собой органическую целостность, единство и взаимосвязь правовых норм, а не их случайный набор. Нормы права, из которых состоит система права, не могут функционировать изолированно. Они взаимно согласованы и целенаправленны. Она характеризуется структурным разнообразием. Это означает, что система права состоит из неодинаковых по содержанию и объему структурных элементов, которые логически объединяют, располагают нормативный материал в определенной функциональной направленности.

Структурными элементами системы права выступают:

—нормы права;

—институты права;

—подотрасли права;

—отрасли права.

Деление системы права на отрасли и институты основывается на определенных критериях. Такими критериями являются предмет (материальный критерий) и метод (юридический критерий) правового регулирования.

Предмет правового регулирования — совокупность качественно однородных общественных отношений, урегулированных правовыми нормами (отвечает на вопрос «что?»). Предмет правового регулирования указывает, на какую группу общественных отношений направлено влияние норм права.

Метод — это набор средств воздействия на поведение участников общественных отношений.

Систему права и систему законодательства следует рассматривать как тесно взаимосвязанные, но самостоятельные категории, пред­ставляющие собой два аспекта одной и той же сущности — права, а именного его формы и содержания. Система права рассматривается как внутренняя структура права, соответствующая характеру регулируемых им общественных отношений; система законодательства — как внешняя фор­ма права, выражающая строение его источников, т. е. система нормативно-правовых актов. Право не существует вне законодательства, а законодатель­ство в широком его понимании и есть право.


Литература

1.                 Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М., 1998.

2.                 Общая теория государства и права. Академический курс  в 2-х томах / Под ред. М.Н. Марченко. Т. 2. - М., 1998. Гл. ХI, ХII.

3.                 Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. - М., 2003. Гл. 21.

4.                 Теория государства и права  / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько - М., 2003. Лекция 15, 16.

5.                 Теория государства и права: Учебник / Пиголкин А.С, Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А., Саидов А.Х.; Под ред. А.С. Пиголкина. — М.: Юрайт-Издат, 2005. Гл. 20.

6.                 Байтин М.И., Петров Д.Е. Основные отрасли современного российского права // Право и политика. 2004. № 1.

7.                 Баранов В.М. Система права, система и систематизация законодательства в правовой системе России: учебное пособие / В.М. Баранов, С.В. Поленина. Н. Новгород, 2002.

8.                 Гущина Н.А. Системные связи в праве // Право и политика. 2004. № 5.

9.                 Мозолин В.П. Система Российского права // Право и политика. 2002. № 2.

10.            Попондопуло В.Ф. Система общественных отношений и их правовые формы (к вопросу о системе права) // Правоведение. 2002. № 4.

11.            Сырых В.М. Комплексные институты как компоненты системы российского права // Журнал российского права. 2002. № 10.


[1] См.: Общая теория государства и права / Под ред. М. Н. Марченко. М, 1998. Т. 1. С. 233

[2] Тихомиров Ю. А. Курс административно­го права и процесса. М., 1998. С. 105.


[3] См., напр.: Общая теория права и государства: Учебник /Под ред. В. В. Лазарева. М., 1994. С. 136; Спиридонов Л. И. Теория государства и права: Курс лекций. СПб., 1995. С. 168; Теория госу­дарства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. Саратов, 1995. С. 300; Назаренко Г. В. Общая теория права и государства: Курс лекций. Орел, 1995. С. 18; Теория государства и права: Учебник для вузов/ Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. 2-е изд., изм. и доп. М., 2000. С. 326.

[4] Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В. В. Лаза­рева. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2000. С. 215.

[5] Назаренко Г. В. Общая теория права и государства: Курс лекций. С. 18.

[6] Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В. В. Лазарева. 2-е изд., пере­раб. и доп. С. 136-137.

[7] Вальдес даль Ре Ф. Децентрализованная организация рынка труда // Право и эконо­мика. Регулирующее вмешательство в рыночной экономике. М., 2000. С. 109.


[8] Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. С.300.

[9] См.: Байтин М.И., Петров Д.Е. Основные отрасли современного российского права // Право и политика. 2004. № 1. 


[10] Байтин М.И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков). Саратов, 2001. С. 140.

[11] См.: Иванов С.А. Российское трудовое право: история и современность // Государство и право. 1999. №5. С. 36 и сл.

[12] Васильев А.М. Правовые категории. Методологические аспекты разработки системы категорий теории права. М.: Юрид. лит., 1976. С.166.

[13] См.: Мешкова О.Е. Соотношение системы права и системы законодательства // Вестник Омского университета. 1998. Вып. 1. С. 88-90

[14] См.: Система советского права и перспективы ее развития // Советское государство и право. 1982. №  6, 7, 8.

[15] Там же. С 126.

[16] Молодцов М.В. Система советского трудового права и система законодательства о труде. М.: Юрид. лит., 1985. С.126.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.