Трудовое право – это система юридических норм, регулирующих отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату работы по определенной специальности, квалификации или должности, а также отношения, непосредственно связанные с трудовыми[11].
Особенности метода регулирования трудового права в литературе связываются с уровнем регулирования (сочетание централизованного и локального) и характером (сочетание государственного и договорного регулирования).
Согласование интересов работников и работодателей осуществляется в отношениях их социального партнерства федерального, регионального, отраслевого, территориального и организационного уровней.
Другой особенностью метода регулирования трудового права является единое, но в то же время дифференцированное регулирование: определенные трудовые права и обязанности распространяются на всех работников, и на этой базе устанавливаются особенности регулирования труда отдельных категорий работников в зависимости от объективных (условия труда) и субъективных (личность работника) факторов.
Существенное место в структуре метода регулирования трудового права занимает поощрительный способ, а также отраслевые, специфически трудовые правовые принципы, лежащие в основе как законодательной, так и договорной формы регулирования предмета рассматриваемой отрасли.
Специфической чертой метода регулирования трудового права является также использование отличных от других отраслей особых способов и средств защиты нарушенного права: государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства; защита трудовых прав работников профсоюзами; самозащита работниками своих трудовых прав (ст. 352 Трудового кодекса РФ).
Гражданско-процессуальное право – это система юридических норм, регулирующих судопроизводство по делам о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций и других субъектов гражданских, трудовых или иных правоотношений.
Гражданская процессуальная форма представляет собой порядок отправления правосудия, регламент деятельности по рассмотрению и разрешению гражданских дел. Этот порядок существенно отличается от других форм осуществления правосудия.
Вследствие этого государственную деятельность по защите права в гражданском судопроизводстве характеризует диспозитивность. Решающей основой процесса становится личный, индивидуальный интерес субъекта. Гражданско-правовой спор не требует "оперативного и немедленного реагирования со стороны государства. Дело защиты своего субъективного права в значительной степени и прежде всего касается самого заинтересованного субъекта".
Особенности метода регулирования гражданского процесса проявляются, кроме изложенного, и в основаниях прекращения производства по делу, среди которых выделяются: отказ истца от иска, утверждение судом заключенного сторонами мирового соглашения, недопустимость правопреемства в спорном правоотношении после смерти гражданина, являвшегося одной из сторон по делу (ст. 220 ГПК РФ).
Уголовное право – это система юридических норм, регулирующих путем установления категорического запрета под угрозой применения уголовного наказания общественные отношения, в которых одним субъектом совершается социально опасное деяние в отношении другого.
Уголовно-правовая норма регулирует общественное отношение, в котором один субъект причиняет или может причинить вред другому путем совершения общественно опасного деяния против личности, общества или государства. Критерием, обусловливающим уголовно-правовое регулирование, являются общественная опасность, ее характер и степень44. Соответственно, предмет регулирования уголовного права составляют общественно опасные деяния против личности, общества или государства.
Специфика императивного метода регулирования уголовного права заключается в категорическом запрете совершения определенных составов преступлений как общественно опасных деяний, что называется, без всяких "если", под угрозой применения соответствующего уголовного наказания.
Уголовно-процессуальное право – это система юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с производством по уголовным делам, путем создания особой процедуры их возбуждения, расследования, рассмотрения и разрешения.
Уголовно-процессуальное право устанавливает порядок производства по уголовному делу, придает ему характер детально регламентированного процесса. Вследствие этого "правосудие по уголовным делам осуществляется именно и только в порядке уголовного процесса, в формах процесса; ни в каком другом порядке, ни в каких иных формах правосудие по уголовным делам не осуществляется и осуществляться не может".
Правовое регулирование производства по уголовному делу есть регулирование общественных отношений, возникающих по поводу этого уголовного дела.
В настоящее время все участники уголовного судопроизводства подразделяются на следующие группы: суд; участники со стороны обвинения (прокурор, следователь, дознаватель, потерпевший и др.); участники со стороны защиты (подозреваемый, обвиняемый, защитник и др.); иные участники (свидетель, эксперт, переводчик и др.).
Таким образом, уголовный процесс по своему содержанию представляет собой систему общественных отношений, обеспечивающих производство по уголовному делу: возбуждение дела; предварительное расследование; подготовку и назначение судебного заседания; судебное разбирательство и вынесение приговора или иного судебного решения; пересмотр решений суда, не вступивших в законную силу; исполнение приговора, а также, в исключительных случаях, пересмотр вступивших в законную силу судебных решений.
4. Вопрос о соотношении системы права и системы законодательства уже длительное время является актуальным и дискуссионным в российской юридической науке. Его разрешение окажет благотворное воздействие на деятельность законодателя, научные разработки, а также на организацию учебного процесса при подготовке юристов. Наиболее распространены две позиции. Суть первой: система права и система законодательства соотносятся как форма и содержание, то есть право закрепляется в законодательстве, отражается в нем, причем система права объективна, а система законодательства - объективно-субъективна. Суть второй: система права - это единый, не разделенный на части массив правовых норм - живых клеточек правовой материи; на каждом очередном этапе развития общества массив правовых норм "кристаллизуется" вокруг нескольких крупных, актуальных на данный момент системообразующих факторов (системы нормотворческих органов, системы субъектов права, основные социально-экономические задачи и пр.); отраслей права не существует, есть только отрасли законодательства. В рамках данной работы рассматриваются некоторые аспекты первой концепции.
По мнению А.М.Васильева, система права - это правовая абстракция, которая служит для выражения связей и единства правовых норм, их внутренних взаимозависимостей[12]. Принципиальным для раскрытия содержания данной категории является положение об объективных основаниях системы права, которые коренятся в экономических отношениях, в специфике и предметных особенностях регулируемых нормами права общественных отношений. Это определение наиболее научно, поскольку выражает основные, сущностные черты системы права, не претендуя на объединение в одной дефиниции всех (в том числе и вторичных) характеристик явления. Что же касается определения понятия "система законодательства", то вполне достаточно его обозначение как "многогранного образования с весьма сложной конструкцией, состоящего из совокупности законодательных актов и отдельных нормативных предписаний, распределяемых в зависимости от объекта регулирования на отрасли, подотрасли и институты законодательства".
Традиционно ставится вопрос о соотношении системы права именно с системой законодательства. Последняя же имеет несколько определений, в зависимости от того, в узком или широком смысле рассматривается. В узком смысле - это система законов, в широком смысле - законов и подзаконных нормативных актов. И в том, и в другом случае из поля зрения выпадает целый массив правовых норм, которые содержатся и в иных источниках права, например, в нормативных договорах, правовых обычаях, судебном прецеденте. К сожалению, такая позиция до сих пор наиболее распространена. Даже при указании на ее ущербность пока не производится решительная замена терминологии. Для отечественной юридической науки всегда была характерна недооценка глубокого и непредвзятого исследования вопроса об источниках права. В силу существовавшей ранее общественно-политической ситуации основной акцент при изучении источников права делался на противостояние двух систем (капитализма и социализма). Разумеется, система источников социалистического права считалась более совершенной. Российская правовая система относится к романо-германской, в которой в качестве источника права преобладает нормативный акт. В условиях же заидеологизированного общества эта особенность приобрела исключительный характер, хотя применительно к иным правовым системам признавалась множественность источников права. Поэтому понятие "система источников права" было заменено понятием "система законодательства", а проблема источников права - проблемой соотношения системы законодательства и системы права[13].
Само понятие "источник права" многозначно, под ним понимают и материальные условия жизни общества, и основания юридической обязательности нормы, и источники познания права. В исследуемом аспекте под источником права понимается именно форма права, "форма реального выражения и объективизации государственной воли господствующего класса, выраженной в норме права. Этот момент конкретизации сущности права обобщенно выражает правовая абстракция "форма (источник) права".
Конечно, в идеале нормы права должны быть закреплены в нормативных актах, однако возникновение, миграция и оформление правовой нормы имеют свои, в некотором роде естественные законы. Известно, что государство посредством издания нормативных актов лишь завершает правообразовательный процесс, причем на его не сущностной стадии. То есть для нас важно не только перечисление видов источников права, но и построение их иерархии, поскольку нормы права осуществляют движение от примитивнейших источников к более совершенным. Очевидно, что в принципе невозможна ситуация, когда системе права будет соответствовать система именно законодательства, поскольку существуют объективные стадии генезиса правовых норм. Кроме того, в результате постоянного изменения регулируемых правом общественных отношений меняется и само право, то есть внутренние процессы возникновения, миграции, отмирания норм права в системе бесконечны и являются одним из условий существования и развития системы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5