Рефераты. Система права






Следовательно, особенности правового регулирования отношений, составляющих предмет такой жизненно важной для общества и экономики отрасли, как трудовое право, не дают оснований для признания универ­сальной (а в силу этого и научно безупречной) концепции, выделяющей только два метода правового регулирования.

Этот вывод в принципе можно адресовать любой разновидности концеп­ции двувидовой классификации отраслевых методов правового регулиро­вания, в силу чего все они теряют свою теоретическую и практическую ценность для многих отраслей права, которым свойственен комплексный характер отношений, составляющих их предмет. Одна часть таких отношений нередко обладает качеством равенства сторон и потому регулируется в дого­ворно-правовом порядке, а другая — властью одной стороны и подчинением другой и потому регулируется в централизованно-нормативном порядке. Если же принять тезис о том, что метод правового регулирования определя­ется его предметом, то неизбежно придется прийти к тривиальному выводу о диспозитивно-императивной, координационно-субординационной, авто­номно-авторитарной, централизованно-децентрализованной, нормативно-договорной и тем самым смешанной природе методов целого ряда отраслей российского права.

Такой вывод, в свою очередь, является по большей части как теорети­чески, так и практически бесполезным, в том числе и для определения места конкретной отрасли права в системе российского права. Его бесполезность состоит в том, что, фактически являясь смесью частноправовых и публично-правовых приемов регулирования, он сам не может служить хотя бы сколько-нибудь четким, надежным и эффективным критерием для отграничения предмета одной отрасли права от смежных общественных отношений, вклю­чаемых в предмет правового регулирования частных или публичных отраслей права.

Таким образом, рассматривая основное служебное назначение метода правового регулирования под углом зрения исполнения им функции допол­нительного критерия деления системы позитивного права на самостоя­тельные отрасли, приходится признавать, что эту функцию он не в состоянии выполнить по отношению ко многим отраслям права, предметы которых характеризуются комплексностью, или неоднородностью, включаемых в них отношений. Значит, все варианты концепции двувидовой классификации отраслевых методов оказываются практически и теоретически бесполез­ными, по крайней мере, для сферы действия норм этих отраслей права.

Данный вывод не является принципиально новым: в отечественной теории права неоднократно и совершенно справедливо выражалось сомне­ние относительно реальности исполнения методом функции, пусть даже и дополнительного, критерия деления права на отрасли. Такое сомнение основано главным образом на том, что метод, по общему признанию, произ­волен от предмета и не имеет в этом смысле самостоятельного значения.[8] Другими словами, он всецело определяется предметом (к слову, не только в юриспруденции) и потому представляет собой лишь юридическое выражение его, предмета, особенностей.

Коль скоро нельзя признать безупречным тезис о том, что правовому регулированию самостоятельной отрасли права в принципе присущи только два метода — диспозитивный или императивный (координации или суборди­нации, авторитарности или автономии), то вряд ли может быть признана абсолютно верной и формула: «один метод — одна отрасль права». Практи­чески она также не находит своего подтверждения, поскольку в любой отрасли права в большей или меньшей степени всегда используются оба метода. Иначе говоря, в действительности каждая отрасль права фактически исполь­зует оба метода. Тем самым всегда имеет место их сочетание, которое, правда, характеризуется преобладанием императивных или диспозитивных начал, обусловленных природой регулируемых отношений. Однако ни одна отрасль не обладает единственным, неповторимым, абсолютно «чистым» и в этом смысле подлинно собственным методом, например, только координации или только субординации.

В итоге, применительно к рассмотренной теоретической конструкции двувидового метода можно говорить лишь о том, что она способна относи­тельно хорошо «работать» в сфере весьма ограниченного числа так называемых «основных», или «профилирующих», отраслей права, к которым, с извест­ными оговорками, относят гражданское, уголовное и административное право. Однако она мало применима к тем отраслям, предметы которых носят комплексный характер и не обладают ярко выраженной доминантой иму­щественных отношений, как в гражданском праве, управленческих, как в административном праве или охранительных, как в уголовном праве. Кстати сказать, нормы этих комплексных отраслей составляют наибольший массив позитивного права, деление которого на отрасли по двум одновременно используемым методам оказывается невозможным.

3. К числу устоявших­ся, общепризнанных отраслей относятся конституционное (государственное), администра­тивное, финансовое, гражданское, трудовое, гражданско-процессуальное, уголовное, уголов­но-процессуальное, уголовно-исполнительное право[9].

Конституционное (государственное) право представляет собой систему юридических норм, закрепляющих экономический, политический и социально-культурный фундамент общества и государства, а также регулирующих порядок формирования высших органов соответствующих ветвей государственной власти, особенно пред­ставительных и законодательных органов Рос­сийской Федерации, их отношения между со­бой, с другими государственными органами, об­щественными объединениями и гражданами.

Метод правового регулирования конституци­онного (государственного) права преимущественно императивный и направлен на обеспечение ста­бильности в обществе и предсказуемости соци­ально-политических процессов. Соответственно данная отрасль права выполняет в основном регулятивно-статическую функцию и закрепляет то, "что реально достигнуто и составляет эконо­мический, политический, социально-культурный фундамент общества и государства, их последу­ющего развития"[10], а именно: гражданство и общий правовой статус гражданина в государстве, приоритет прав и свобод человека и граждани­на во взаимоотношениях с государством, фор­мирование социального правового государства, республиканскую форму правления, естествен­но-правовую основу позитивного права, сувере­нитет народа, разделение властей, демократи­ческие средства и способы осуществления поли­тической власти, основные функции государства, горизонтальную и вертикальную, в том числе федеративную структуру механизма Российско­го государства.

Регулятивно-динамическая функция консти­туционного (государственного) права направлена на формирование и установление компетенции высших органов различных ветвей государствен­ной власти, осуществление политической влас­ти президентом и представительными органами государства, разграничение компетенции меж­ду органами власти РФ и ее субъектов, между органами государственной власти и местного са­моуправления.

Административное право – это система юридических норм, регулирующих формирова­ние и функционирование исполнительных орга­нов государственной власти, их отношения между собой, с другими государственными органами, общественными объединениями и гражданами в процессе государственного управления, т.е. осу­ществления конкретных задач и функций госу­дарства на основе и во исполнение законов.

Государственное управление осуществляет­ся в различных сферах жизнедеятельности: обо­рона, образование, наука, культура, здравоох­ранение, строительство и др. Соответственно этим сферам регулирования образуются укрупненные институты (подотрасли) административного пра­ва. Соответственно к пред­мету административного права относятся обще­ственные отношения, интересы субъектов кото­рых направлены на организацию государствен­ного управления, осуществление (процесс) уп­равления, а также отношения в сфере управле­ния и по поводу осуществления управления меж­ду субъектами управления с одной стороны и иными участниками отношений, деятельность которых составляет объект управления – с дру­гой.

В административном праве преобладающее место принадлежит императивному методу со свойственной ему субординацией субъектов уп­равленческих отношений.

Гражданское право – это система юридичес­ких норм, регулирующих имущественные и свя­занные с ними личные неимущественные отно­шения и охраняющих личные права субъектов путем создания условий для оценки и возмеще­ния причиненного вреда в имущественном экви­валенте.

Иму­щественными признаются отношения по поводу владения, пользования и распоряжения веща­ми, а также иные отношения, связанные с при­надлежностью либо передачей материальных благ. Специфическим признаком имущественных отношений, входящих в предмет регулирования гражданского права, признается их стоимостный характер, связанный с имущественным обособ­лением участников отношений и предполагаю­щий взаимную оценку ими количества и каче­ства труда, воплощенного в том материальном благе, по поводу которого эти отношения скла­дываются.

Личные неимущественные отношения пред­ставляют собой "возникающие по поводу неиму­щественных благ общественные отношения, в которых осуществляется индивидуализация лич­ности гражданина или организации посредством выявления и оценки их нравственных и иных социальных качеств". Объектами этих отноше­ний являются различные нематериальные бла­га, в том числе честь, деловая репутация, тот или иной продукт духовного творчества, доку­мент и т.д.

По отношению к материальным благам гражданское право выполняет регулятивно-динамическую функцию, связанную с владением, пользованием и распоряжением вещами, относительно любых нематериальных благ оно осу­ществляет регулятивно-охранительную функцию.

Гражданскому праву свойствен специфичес­кий диспозитивный метод регулирования или метод правовой автоно­мии. Суть его в том, что сторонам (участникам) гражданского правоотношения дозволяется сво­бодно, по своему усмотрению договориться о взаимных правах и обязанностях. Если же они сами не приходят к соглашению, их отношения регулируются посредством императивного ме­тода.

Диспозитивный (дозволительный) метод ре­гулирования характеризуется наделением субъек­тов юридическим равенством, самостоятельнос­тью, способностью к правообладанию, инициа­тивой и применением специфических способов защиты нарушенных или оспариваемых субъек­тивных прав.

Одним из основных следствий действия граж­данско-правового метода регулирования является то, что Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования "выступают в от­ношениях, регулируемых гражданским законо­дательством, на равных началах с иными участ­никами этих отношений – гражданами и юри­дическими лицами" (ст. 124 ГК РФ).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.