Рефераты. Шпора по ТГП







18. Типы политических систем

(в зависимости от политического режима)

1.Недемократическая: характеризуется следующими признаками: - в основе экономической жизни лежит распределительная система результатов труда; -  распределением (руководство экономикой) занимается государство в лице спец. Чиновников;  - государство является собственником основной массы средств производства;  - роль государства является всеобъемлющей не только в экономике, государство контролирует полит. жизнь, руководит СМИ, образованием, воспитанием, вмешивается в личную жизнь граждан;  - элементы полит. системы (партии, профсоюзы) подчинены государству и контролируются им, а  само государство подчинено монопольно правящему классу (группе лиц); - цель полит. системы данного типа – стабилизация консервация общественной жизни, поддержание существующего порядка.(тоталитарн.  гос-ва, азиатские, современ. не демократич. гос-ва)

2. Демократическая полит. система: - наличие рыночной,  товарной денежной основы экономики; саморегуляция экономики; - отмершая роль государства в экономической жизни (только устанавливает правила, но не руководит на прямую);  - человек является целью для государства; - государство признает, соблюдает и защищает права и свободы человека; - идеологическое многообразие, полит. плюрализм; - элементы политической системы ( партии, профсоюзы) выполняют самостоятельную роль, а не  находятся под тотальным контролем государства и не являются его придатками, т.е. гос-во не подменяет и не подавляет иные элементы полит. системы; - полит. система общества способствует максимальному раскрытию полит. и творческого потенциала человека, полит. самовыражению различных соц. Групп, индивидуальной свободе

3. Смешанная – характерна для стран с переходным периодом в эконом. И полит. реформы ( от тоталитарной к демократической)

 

19. Место и роль государства в политической системе общества.

Статья 3 Конституции РФ гласит, что государственная власть в Российской Федерации принадлежит народу. Народ осуществляет ее путем представительной (через выборные государственные законодательные органы) так и путем непосредственной демократии. К формам последней относятся право на участие в референдуме, на петиции, на манифесты, а также право на объединение. Эти права граждане могут реализовывать, объединяясь в самые разнообразные общественные организации. К ним относятся политические партии, профессиональные союзы, молодежные организации, трудовые коллективы и самые разнообразные иные творческие союзы. Исходя из смысла главы I Конституции РФ, можно определить, что политическая система – это совокупность организационных форм политической деятельности народа Российской Федерации. При этом и само государство рассматривается как форма организации политической деятельности народа, причем форма основная, все остальные формы по отношению к государству имеют вспомогательный характер. Они как бы помогают негосударственными средствами в решении задач, стоящих перед государством, и создают возможность  участия для всех граждан в управлении делами общества и государства, способствуют дальнейшему расширению демократических начал в государственной жизни. Основное место и роль государства в политической системе общества определяется рядом особенностей, позволяющих говорить о том, что государство – основной элемент системы.

Во-первых, именно государство является организацией всего многонационального народа РФ, т.е. организацией всех без исключения членов общества, вне зависимости от их социального , имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, рода и характера занятий и т.п. Таким образом, государство, будучи организацией всего народа, обладает гораздо более широкими социальными возможностями, чем каждый их других структурных элементов системы, взятых в отдельности.

Во-вторых, государство как официальный выразитель воли народа создает предпосылки для развития всех форм собственности.

В-третьих, государство располагает особым государственным аппаратом, органы которого, в отличие от остальных структурных элементов, наделяются государственно-властными полномочиями. Такими полномочиями обладает система правоохранительных органов, в которую входят органы внутренних дел, прокуратуры, безопасности, которые выполняют функции принуждения.

В-четвертых, в отличие от других элементов политической системы, государство располагает системой издания органами государства, в пределах своих компетенций, нормативно-правовых актов, а также системой контроля за их исполнением. Хотя общественные организации также наделены правом издания нормативных актов, однако последние не носят общеобязательного характера и распространяются только на членов данной общественной организации.

В-пятых, государство является единственной организацией, обладающей суверенитетом, т.е. верховенством государственной власти по отношению ко всем гражданам, по всем негосударственным организациям. Обладая суверенитетом, государство организует само себя и издает общеобязательные правила поведения (законы).

Таким образом, государство занимает особое место в политической системе общества и играет в ней основную роль.


20.                Понятие формы государства

 

Форма государства – организация гос.власти, выраженная в форме правления, гос.устройства и гос.режима.

Следовательно, понятие формы государства охватывает:

а) организацию верховной государственной власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением;

б) территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как делого с его составными частями;

в) методы и способы осуществления государственной власти.

Форма государства зависит от конкретно-исторических условий его возникновения и развития. Решающее влияние на нее оказывают сущность, исторический тип государства. Так, феодальному типу государства соответствовала, как правило, монархическая форма правления, а буржуазному — республиканская. Форма государства во многом зависит от соотношения политических сил в стране, особенно в период его возникновения.

Рассматривая формы государства, необходимо учитывать их динамическую изменчивость, чуткую реакцию на перемены, происходящие в социально-экономической и политической структуре общества, обращать внимание на их относительную гибкость, на то, что политическое господство реализуется в разных государственно-правовых формах: от махрово реакционной до либеральных, сравнительно прогрессивных.

На форму государства влияют национальный состав, исторические традиции, территориальные размеры страны и другие факторы. Небольшие по территории государства обычно являются унитарными.


      Типология государств тесно связана с понятием формы государства. Особенности каждого конкретного типа государства устанавливаются на основе анализа его организационного устройства, методов осуществления государственной власти.

     Четкого соотношения между типом и формой государства нет. С одной стороны в пределах государства одного и того же типа могут встречаться различные формы организации и деятельности государственной власти, а с другой государства различного типа могут обличаться в одинаковую форму.  Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется, прежде всего, степенью зрелости общества и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. Другими словами, категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.

      Серьезное влияние на форму государства оказывает культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальные особенности, природные условия проживания и другие факторы. Специфику формы государства определяет также характер  взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями (партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью и другими организациями).

  ФОРМА ГОСУДАРСТВА  -  сложное общественное явление, которое                                                      включает  в  себя  три  взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного режима.

   В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействий. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.


21. Политические режимы: понятия и виды

 

Политический режим – совокупность используемых стоящими у власти группами или слоями, методом и способом осуществления государственной власти.

В зависимости от того, как формируются органы государственной власти, все режимы подразделяются на: демократические (если выборы) и антидемократические.

- деспотический – власть осуществляется одним лицом – деспотом. Древняя деспотия отличалась крайним произволом управления и полным бесправием подчиненных. (страны средиземноморья, Ближний Восток).

- тиранический – где власть возглавлял тиран, власть захватывалась и была основана на геноциде (против коренного населения).

- тоталитарный - обычно под тоталитаризмом понимают политический режим, основан­ный на стремлении руководства страны подчинить уклад жизни людей одной, безраздельно господствующей идее и организовать политическую систему власти так, чтобы она помогала реализации этой идеи. В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на:

1) коммунизм - предполагает абсолютную власть государства,  полное устранение част­ной собственности и, следовательно, всякой автономии личности

2) фашизм тяготел к возрождению величия Римской империи, установлению порядка, твердой государственной власти. Фашизм претендует на восстановление или очищение "народной души", обеспечение коллективной идентичности на культурной или этнической почве.

3) Национал-социализм - его целью являлось мировое господство арийской расы и социальное предпочтение - германская нация

- авторитаритарный - по своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и де­мократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ог­раниченный законами характер власти, с демократией - наличие автоном­ных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно эконо­мики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.