41. Органы законодательной власти
Право издания законов принадлежит обычно высшим представительным органам.= парламент.
Избираемый населением коллегиальные органы, которые от имени народа принимают законы.
Основная функция - Законодательная, реализуется в законодательном процессе(1. законодательная инициатива( -разработка законопроекта, - внесение. в Думу парламента) 2. рассмотрение законопроекта в профильном комитете. 3. принятие закона(включение в повестку дня, и в не менее 3 чтениях, путем голосования принимается); 4. закон утверждается, либо не утверждается В верхней палате(Совет Федерации); 5. Промульгация, подписание президентом и опубликование. Закон вступает в силу по истечению 10 дней после опубликования..
Организационная функция – отставка правительства, внесения вотума недоверия, назначение тех или иных должностных лиц.
Надзорная (контрольная) функция – парламент имеет право надзирать за любыми движениями в обществе. Реализуется в контроле за бюджетом, создание комиссий по расследованию любых полит. дел.
43. Исполнительно-распорядительные органы власти
Образуют органы, которые занимаются оперативным управлением, т.е. систематическим воздействием субъекта (органа управления) на объект (определенная сфера общества).
Исполнительная власть принадлежит правительству, которое непосредственно управляет страной. Правительство обычно состоит из главы правительства (премьер-министра, председателя совета или кабинета министров, первого министра, канцлера и т.д.), его заместителей и членов правительства, которые возглавляют отдельные центральные ведомства государственного управления (министерства, департаменты) и именуются министрами, секретарями, статс-секретарями. К исполнительной власти относятся органы исполнительной власти на местах, на уровне субъекта Федерации, на уровня района. Большинству из этих органов характерно двойное подчинение, к главе администрации, а также по вертикали своему соответствующему министерству.
По всем вопросам своей компетенции правительство издает правовые акты (указы, декреты, постановления, распоряжения), которые обязательны к исполнению.
45. Органы правосудия
Разрешением конкретных индивидуальных дел; вынесение по ним решений в соответствии с процессуальным законодательством организационным и независимым органом – судом.
Органы правосудия образуют довольно сложную систему, состоящую из гражданских, уголовных, административных, военно-полевых, транспортных и иных судов. На верху этой системы находятся верховные и конституционные суды. Судьи независимы и подчиняются только Конституции и федеральным законам.
Конституционный суд РФ – является судебным органом конституционного контроля. Он рассматривает дела, связанные с охраной Конституции РФ, и дает ее толкование.
Верховный суд РФ – является высшим судебным органом по гражданском, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Высший арбитражный суд РФ – высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
47. Нетипичные ветви государственной власти.
Это такие органы, которые не могут быть отнесены ни к одной из перечисленных классических ветвей.
1. Глава государства ( организационная власть- назначает министров, судей)
2. Надзорная власть - выявляет нарушения, но не вмешивается в дела поднадзорной.( не путать с контролирующим- должен вмешиваться в деятельность подконтрольного) . Органы прокуратуры, налоговая инспекция, правоохранительные органы.
Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору России. Генеральный прокурор назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента. Он назначает прокуроров субъектов Федерации по согласованию с последними и иных прокуроров. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяются федеральным законом.
48. Место главы государства в механизме государства.
Согласно Коснтитуции РФ президент является главой государства. Он выступает как гарант Конституции, а также прав и свобод человека и гражданина.
Президент принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и гос. целостности, определяет основные направления внутренней и внешней политикой государства, обеспечивает и согласовывает функционирование и взаимодействие органов гос. власти.
В соответствии со своими конституционными полномочиями президент назначает с согласия Гос.Думы председателя правительства, имеет право председательствовать не заседаниях правительства, имеет право председать на заседаниях правительства, по предложению Председателя правительства Рф назначает на должность и освобождает от должности заместителей председателя правительства и министров, представляет Гос.Думе кандидатуру для назначения на должность председателя центр. Банка РФ, а также ставит вопрос о его освобождении.
В основном исполняет исполнительно-распорядительные функции.
Является одновременно и главой правительства = «суперпрезидентская « власть.
Но не стоит выше законодательной власти, т.к. его указы и распоряжение не должны противоречить Конституции и ФЗ.
Судебная власть подчиняется только Конституции и ФЗ, но Президент влияет на кадровый состав.
Глава государства. Разделенная на три ветви государственная власть не перестает быть единой и суверенной: у нее единый властеобразующий источник — народ; она выражает единые коренные интересы населения страны. Поэтому самостоятельность органов исполнительной законодательной и судебной власти не абсолютна, а относительна. Глава государства как раз и призван обеспечивать согласованное функционирование этих органов в интересах единой властной воли народа и достижения общегосударственных целей. В современных государствах глава государства, по общему правилу, является единоличным: в конституционных монархиях — монарх в республиках — президент.
49. Особенности разделения властей в современном российском государстве.
В РФ не было принципа разделения властей до престройки., конституции 1992 г.
Далее исполнительная власть стала трактовать «баланс» властей как фактическое доминирование ее над законодательной и судебной.
На то период законодательная власть добивалась своего «верховенства» необоснованно вторгаясь в сферу деятельности исполнительной власти. Каждая из властей обвиняла другую в узурпации всей государственной власти.
3 периода развития: 1. апрель 85- сентябрь 93 г.: характеризуется не только формально-юридическое закрепление в Конституции 1992 г., но и начало его реального воплощения в жизнь.
2.сентябрь 93- декабрь 93 г.: ликвидация принципа разделения властей, главенство исполнительной власти. Указ выше Конституции.– Принцип разделения властей блокирован в Указе «О поэтапной конституционной реформе», а после разгона парламента 1993 г. и прекращение деятельности конституционного суда, был фактически ликвидирован.
3. Принятие новой Конституции- закрепила четкий круг обязанностей, компетенция каждой ветви власти.
Законодательная- Федеральное собрание ( Совет Федерации и Гос. Дума)
Исполнительная – правительство; Судебная – конституционное, гражданское, административное, уголовное судопроизводство.
Президент- исполнительно-распорядительная власть + глава правительства. Руководствуется Конституции и ФЗ, причем акты президента уступают им.
Ветви власти оказывают сдерживающие влияние и уровновешивают друг друга.
В России доминирует президентская власть: в судебной власти- оказывает влияние на кадровый состав судебных органов; законодательной власти- право роспуска Гос. Думы, право назначения выборов в Гос.Думу, назначение референдумов, внесение законопроектов, вето на принятие закона.
51. Признаки права
Следует различать признаки и свойства права. Признаки характеризуют право как понятие, свойства — как реальное явление.
Право — это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения.
Рассмотрим важнейшие свойства (признаки) права, которые характеризуют его как специфическую систему регулирования общественных отношений.
Нормативность. Право имеет нормативный характер, что роднит его с другими формами социального регулирования — нравственностью, обычаями и т.д.
Права, которыми располагает каждый человек или юридическое лицо, не произвольны, они отмерены и определены в соответствии с действующими нормами. В действительности имеет место противоположная зависимость: в результате многократного повторения каких-либо вариантов поведения формируются соответствующие правила. Знание сложившихся правил облегчает человеку выбор верного решения относительно того, как ему следует поступать в той или иной жизненной ситуации.
Специфика нормативности права заключается в том, что право возведено в закон, в ранг официальных правил.
Формально нормативность выражена в позитивном праве, т.е. в законодательстве, где нормы существуют в чистом виде.
Интеллектуально-волевой характер права. Право — проявление воли и сознания людей. Интеллектуальная сторона права состоит в том, что оно есть форма отражения социальных закономерностей и общественных отношений — предмета правового регулирования. В праве отражаются и выражаются потребности, интересы, цели общества, отдельных лиц и организаций.
Обеспеченность возможностью государственного принуждения. Это специфический признак права, отличающий его от иных форм социального регулирования: нравственности, обычаев, корпоративных норм и т.д. Государство, имеющее монополию на осуществление принуждения, представляет собой необходимый внешний фактор существования и функционирования права. Исторически право возникло и развивалось во взаимодействии с государством, первоначально выполняя главным образом охранительную функцию. Именно государство придает праву в высшей степени ценные свойства: стабильность, строгую определенность и обеспеченность "будущего", которое по своим характеристикам приближается к "сущему", как бы становится частью существующего. Право, таким образом, раздвигает границы стабильности, определенности, а следовательно, и рамки свободы в сфере социальной жизни.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29