Рефераты. Шпора по ТГП






Эволюций функций Российского государства на современном этапе.

До недавнего времени было общепризнано, что все функции государства вытекают из классовых противоречий, носят классовый характер, что нет и быть не может над­классовых, общесоциальных функций. Это искажало пред­ставление о взаимодействии общества и государства. В дей­ствительности даже общество, разделенное на классы, яв­ляет собой единый, целостный организм, в котором проти­востоящие классы, социальные группы и слои населения сосуществуют и взаимодействуют. Государство как форма организации такого общества не может не выполнять обще­социальную деятельность, не может не выступать по ряду ее направлений представителем интересов всего общества, всех классов, групп и слоев населения.

Развитие цивилизации и демократии открывает боль­шой простор для общесоциальной деятельности государства. В наше время общесоциальные функции государства (эко­номическая, социальная, поддержания демократического правопорядка) становятся приоритетными. Расширяется и активизируется деятельность государства в духовной сфере (образование, культура, наука).

Сегодня особо актуальны глобальные проблемы, остро затрагивающие общечеловеческие интересы, — охрана при­роды и окружающей среды на всей планете, борьба с международной преступностью, демографические проблемы и др. Для их решения необходимы совместные усилия всех государств, а значит, и развитие соотетствующих функ­ций — обеспечения мирового правопорядка, международ­ной экологической и т.д.

Общесоциальные функции государства обеспечивают не­обходимую степень стабильности отношений и связей внут­ри общества, его целостность и единение на основе общесо­циальных потребностей и интересов (экономических, соци­альных, духовных, национальных).

В классовом обществе, где классы и другие социальные группы противостоят друг другу прежде всего по экономи­ческому признаку, где коренные интересы классов непри­миримы, государство становится политической организаци­ей власти экономически господствующего класса, обслужи­вает его интересы. Отсюда главная функция такого государ­ства — подавление сопротивления эксплуатируемых клас­сов или социальных групп, имеющая четко выраженную классовую направленностью. Но и другие его функции так­же приобретают определенную классовую окраску. Сказан­ное относится к рабовладельческому, феодальному и капи­талистическому (XIX и первой четверти XX в.) обществу.

Во второй половине XX столетия в самих классах произошли значительные изменения, появился средний класс — стабилизирующий фактор общества. Это отрази­лось на функциональной деятельности государства: функ­ции, рожденные классовыми противоречиями, отошли на второй план, формы и методы их осуществления измени­лись.

Итак, по причинам (источникам) возникновения функ­ции государства можно подразделить на: а) функции, выте­кающие из классовых противоречий (подавление сопротив­ления эксплуатируемых классов и др.); б) функции, вытека­ющие из потребностей общества в целом (обеспечение пра­вопорядка, охрана природы и окружающей среды и др.).

По направленности функции государства подразделя­ются на внутренние и внешние. Внутренние функции наце­лены на решение внутренних задач страны, показывают степень активности воздействия государства на данное об­щество, а внешние — на установление и поддержание оп­ределенных отношений с другими государствами. Внутрен­ние и внешние функции тесно связаны между собой, вза­имно дополняют друг друга.

Среди внутренних можно выделить блок охранитель­ных функций — охраны существующих форм собственнос­ти, обеспечения (охраны) правопорядка, охраны природы и окружающей среды, экономическую, социально-культурную и другие функции.

Охрана существующих форм собственности — функ­ция, присущая всех государствам, ибо они охраняют и защищают свой экономический фундамент.

Охрана правопорядка — важнейшая и необходимая функция любого государства, вытекающая из потребностей общества. В демократическом государстве на первый план выдвигается охрана прав и свобод граждан, без чего невоз­можен подлинный правопорядок. Поэтому данная функция модифицируется и становится функцией охраны прав и сво­бод граждан и правопорядка.

Функция охраны природы и окружающей среды выд­винулась в последние десятилетия в число основных. Эколо­гически агрессивное производство стало агрессивным и по отношению к человеку, его здоровью. А потому государство вынуждено заниматься этой деятельностью.

Экономическая функция. Теперь государство вмешивается в экономику, определяет темпы ее роста, устанавливает про­порции между отдельными ее отраслями. Возникли государ­ственный сектор экономики, т. е. государственная собствен­ность, и государственное управление предприятиями и орга­низациями, на ней базирующимися. В большинстве стран государство выступает крупнейшим предпринимателем: мно­гочисленные акционерные общества являются государствен­ными предприятиями. Оно играет роль крупного банкира, сосредоточившего в своих руках большую часть ссудного капитала. Современное государство способно прогнозировать и гибко регулировать экономические процессы в масштабе всей страны.

С экономической тесно связана социальная функция го­сударства. Она многообразна по содержанию и масштабна по объему государственной деятельности. Главное ее назна­чение — устранить или смягчить возможную социальную напряженность в обществе, постараться выровнять социаль­ное положение людей, развивать здравоохранение, образо­вание, культуру.

Для выполнения социальной функции государство со­здает фонды, которые расходуются на пенсии, пособия, здравоохранение, образование. Оно разрабатывает и реали­зует программы, стабилизирующие занятость населения и сокращающие безработицу, регулирует (в той или иной мере) размеры заработной платы и др.

В современных условиях возрастает роль государства в деле поддержания и развития здравоохранения, народного образования и культуры. Для управления названными видами деятельности государство создает соответствующие орга­ны и учреждения, финансирует их.

В последние десятилетия многие передовые государ­ства мира активно осуществляют функцию развития науч­но-технического прогресса. Постоянно расширяется сфера научно-технических исследований, проводимых на государ­ственной основе. Это вызвано тем, что современные масш­табы научных исследований и экспериментальных работ очень сильно возросли. Поэтому государство берет на себя обязан­ность по стимулированию технического прогресса, почти полностью оплачивает расходы по фундаментальным теоре­тическим исследованиям.

Внешними функциями государства традиционно явля­лись защита страны от нападения извне; ведение захватни­ческих войн; обеспечение дипломатических отношений. В наше время в связи с формированием мирового рынка активизировалась межгосударственная взаимовыгодная тор­говля, развивается коллективная безопасность, создаются международные миротворческие вооруженные силы. Все это и обусловило появление соответствующих внешних функ­ций.


33. Непосредственная и представительная демократия.

Непосредственная: основной институт непосредственной демократии = референдум. Недостатки референдума : - на референдуме народ не вырабатывает принимаемое решение, а лишь голосует за то, что ему предлагают. Существуют инициативные референдумы, но и здесь вопрос вырабатывается только инициативной группой.

-                     рост некомпетентности большинства.

Референдумы используются редко.

Представительная: выражается в парламентаризме. Народ выбирает парламент, а он выражает мнение народа.  Главная проблема – контроль за депутатским корпусом (мандат-доверие). Мандат : - императивный (жесткая связь депутата с населением, имеют право отозвать);  - свободный мандат (депутат выражает интересы населения страны в целом, а не конкретного округа, поэтому не может быть обязательных наказов, отсутствует право отзыва)


34. Политическая система современного российского государства

Политическая системаэто совокупность взаимодействую­щих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов, учреждений и действий, организующих политическую власть, взаимосвязь граждан и государства. Основным назначе­нием этого многомерного образования является обеспечение це­лостности, единства действий людей в политике.

В литературе отмечается, что политическая система представ­ляет собой диалектическое единство четырех сторон:

1) институциональной (государство, политические партии, социально-экономические и другие организации, образующие в совокупности политическую организацию общества);

2) регулятивной (право, политические нормы и традиции, не­которые нормы морали и т.д.);

3) функциональной (методы политической деятельности, со­ставляющие основу политического режима);

4) идеологической (политическое сознание, прежде всего гос­подствующая в данном обществе идеология).

Поддерживая такой подход к представлению о составе поли­тической системы, мы исходим из целесообразности выделения ее основных компонентов: политических и правовых норм, поли­тической структуры, политической деятельности, политического сознания и политической культуры.

1. Политические и правовые нормысложившиеся или уста­новленные правила поведения, способы регуляции политических от­ношений, существующие и действующие в виде конституций, ко­дексов, уставов, программ партий, политических традиций и про­цедур. Политические нормы и возникающие на их основе отно­шения называются политическими институтами.

2. Политическая структурасовокупность политических, госу­дарственных организаций, институтов, учреждений и отношений между ними. Она выражает собой стабильную, устойчивую сторо­ну отношений, которые устанавливаются между людьми в сфере политики. Это многообразие связей в принципе может быть связано к двум основным типам: 1) сами действия, упорядоченные отношения, регулируемые правовыми и иными правилами (гражданство, воинская повинность, принадлежность к полити­ческим партиям); 2) учреждения, организации, которые характе­ризуются постоянством структуры и участия своих членов, четко определенными задачами, для реализации которых они и созда­ются (органы управления, политические партии, учебные заведения).

Ясно, что не все учреждения входят в политическую систему, и только такие, которые берут на себя выполнение ее специфи­ческих функций в сообществе. Если учреждение осуществляет властные функции, использует механизм принуждения, то это учреждение называется органом. Особенность государства именно в том и состоит, что оно представляет собой прежде всего совокупность органов, осуществляющих властные управленческие функции в обществе с четко выраженной иерархией, соподчинением, регламентацией своих действий на основе правовых актов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.