Рефераты. Шпора по ТГП







38. По­ня­тие ме­ха­низ­ма го­су­дар­ст­ва

  Реа­ли­за­ция за­дач и функ­ций го­су­дар­ст­ва не­воз­мож­на без го­су­дар­ст­вен­но­го ме­ха­низ­ма, ко­то­рый ино­гда на­зы­ва­ет­ся так­же го­су­дар­ст­вен­ным ап­па­ра­том. Для это­го в про­цес­се в про­цес­се дея­тель­но­сти го­су­дар­ст­ва соз­да­ют­ся го­су­дар­ст­вен­ные ор­га­ны, ко­то­рые на­хо­дят­ся в стро­гом под­чи­не­нии и на­де­ле­ны пол­но­мо­чия­ми, со­от­вет­ст­вую­щи­ми их на­зна­че­нию. Сис­те­ма го­су­дар­ст­вен­ных ор­га­нов, их ма­те­ри­аль­ная ба­за, с по­мо­щью ко­то­рых реа­ли­зу­ют­ся за­да­чи и функ­ции го­су­дар­ст­ва, и со­став­ля­ют го­су­дар­ст­вен­ный ме­ха­низм.

  Го­су­дар­ст­вен­ный ме­ха­низм, или ап­па­рат, яв­ля­ет­ся вы­ра­же­ни­ем го­су­дар­ст­вен­ной вла­сти, т.к. го­су­дар­ст­вен­ные ор­га­ны - со­став­ные эле­мен­ты это­го ме­ха­низ­ма, они на­де­ле­ны вла­ст­ны­ми пол­но­мо­чия­ми, реа­ли­за­ция ко­то­рых обес­пе­чи­ва­ет­ся при­ну­ди­тель­ной си­лой го­су­дар­ст­ва.

  Го­су­дар­ст­вен­ные ор­га­ны в де­мо­кра­ти­че­ском го­су­дар­ст­ве при­ня­то объ­е­ди­нять в оп­ре­де­лен­ные груп­пы. При­над­леж­ность го­су­дар­ст­вен­но­го ор­га­на к той или иной груп­пе го­су­дар­ст­вен­ных ор­га­нов оп­ре­де­ля­ет­ся в за­ви­си­мо­сти от ха­рак­те­ра их пол­но­мо­чий. По­это­му го­су­дар­ст­вен­ные ор­га­ны при­ня­то клас­си­фи­ци­ро­вать на:

Þ    пред­ста­ви­тель­ные ор­га­ны го­су­дар­ст­вен­ной вла­сти;

Þ    ис­пол­ни­тель­ные ор­га­ны го­су­дар­ст­вен­ной вла­сти;

Þ    су­деб­ные ор­га­ны;

Þ    ор­га­ны про­ку­ра­ту­ры;

Þ    ди­пло­ма­ти­че­ские ор­га­ны;

Þ    ар­мию;

Þ    по­ли­цию;

Þ    раз­вед­ку.

  Оли­це­тво­ре­ни­ем го­су­дар­ст­вен­ной вла­сти яв­ля­ют­ся выс­шие ор­га­ны го­су­дар­ст­ва. К ним сле­ду­ет от­не­сти гла­ву го­су­дар­ст­ва (мо­нар­ха или пре­зи­ден­та), выс­шие пред­ста­ви­тель­ные уч­ре­ж­де­ния. Ис­пол­ни­тель­ные ор­га­ны яв­ля­ют­ся про­из­вод­ны­ми ор­га­на­ми и фор­ми­ру­ют­ся не­по­сред­ст­вен­но пар­ла­мен­том и гла­вой го­су­дар­ст­ва. Все ос­таль­ные го­су­дар­ст­вен­ные ор­га­ны, как то су­деб­ные, ор­га­ны про­ку­рор­ско­го над­зо­ра, ди­пло­ма­ти­че­ские ор­га­ны и дру­гие, фор­ми­ру­ют­ся так­же при не­по­сред­ст­вен­ном уча­стие гла­вы го­су­дар­ст­ва и пар­ла­мен­та.

  Пар­ла­мент­ские уч­ре­ж­де­ния, по сво­ему пра­во­во­му ста­ту­су, за­ни­ма­ют гла­вен­ст­вую­щие по­ло­же­ние в го­су­дар­ст­вен­ном ме­ха­низ­ме, т.к. толь­ко пар­ла­мент при­ни­ма­ет го­су­дар­ст­вен­ные ре­ше­ния, об­ле­кае­мые в фор­му за­ко­на, и ис­пол­ни­тель­ные ор­га­ны обя­за­ны ру­ко­во­дство­вать­ся по­ло­же­ния­ми этих за­ко­нов. Од­на­ко в жиз­ни гла­вен­ст­вую­щее по­ло­же­ние все боль­ше пе­ре­хо­дит к ор­га­нам ис­пол­ни­тель­ной вла­сти. Это на­блю­да­ет­ся в боль­шин­ст­ве со­вре­мен­ных го­су­дарств.

  Ор­га­ны ис­пол­ни­тель­ной  вла­сти за­ни­ма­ют ве­ду­щее ме­сто в го­су­дар­ст­вен­ном ме­ха­низ­ме. Осо­бен­но это про­яв­ля­ет­ся в го­су­дар­ст­вах с пар­ла­мен­тар­ной фор­мой прав­ле­ния и в пре­зи­дент­ских рес­пуб­ли­ках. В со­вре­мен­ных де­мо­кра­ти­че­ских го­су­дар­ст­вах са­мо на­зва­ние “ис­пол­ни­тель­ная власть” во­все не оз­на­ча­ет, что выс­ший ис­пол­ни­тель­ный ор­ган го­су­дар­ст­вен­ной вла­сти ис­пол­ня­ет ре­ше­ния, при­ня­тые выс­шим пред­ста­ви­тель­ным ор­га­ном. В со­вре­мен­ных го­су­дар­ст­вах пра­ви­тель­ст­во не толь­ко оп­ре­де­ля­ет по­ли­ти­ку го­су­дар­ст­ва, но и в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни на­прав­ля­ет дея­тель­ность пар­ла­мен­та.

  Осо­бое ме­сто в го­су­дар­ст­вен­ном ме­ха­низ­ме со­вре­мен­ных де­мо­кра­ти­че­ских го­су­дарств за­ни­ма­ют су­деб­ные ор­га­ны. В кон­сти­ту­ци­ях этих го­су­дарств за­кре­п­ле­но, что су­дьи не­за­ви­си­мы и под­чи­ня­ют­ся толь­ко за­ко­ну. Они иг­ра­ют важ­ную роль в за­щи­те прав че­ло­ве­ка и час­то не толь­ко при­ме­ня­ют пра­во, но и са­ми соз­да­ют пра­во­вые нор­мы в ви­де су­деб­но­го пре­це­ден­та. Ор­га­ны пра­во­су­дия за­щи­ща­ют как прав че­ло­ве­ка от по­ся­га­тельств со сто­ро­ны ко­го бы то ни бы­ло, так и кон­сти­ту­ци­он­ный строй го­су­дар­ст­ва.

  Сис­те­ма ор­га­нов про­ку­ра­ту­ру при­зва­на осу­ще­ст­в­лять над­зор за точ­ным и еди­но­об­раз­ным ис­пол­не­ни­ем за­ко­нов ор­га­на­ми го­су­дар­ст­ва, пред­при­ятия­ми и уч­ре­ж­де­ния­ми, об­ще­ст­вен­ны­ми ор­га­ни­за­ция­ми и долж­но­ст­ны­ми ли­ца­ми, а так­же гра­ж­да­на­ми.

  Боль­шое зна­че­ние для безо­пас­но­сти го­су­дар­ст­ва име­ют та­кие ор­га­ны, как ор­га­ны управ­ле­ния воо­ру­жен­ны­ми си­ла­ми - ми­ни­стер­ст­во обо­ро­ны, ми­ни­стер­ст­во внут­рен­них дел, ор­га­ны го­су­дар­ст­вен­ной безо­пас­но­сти, ор­га­ны раз­вед­ки.

  Эти го­су­дар­ст­вен­ные ор­га­ны, вы­пол­няя ка­ж­дый свои функ­ции, обес­пе­чи­ва­ют за­щи­ту го­су­дар­ст­ва от на­па­де­ния из­вне, безо­пас­ность го­су­дар­ст­ва внут­ри стра­ны, ди­пло­ма­ти­че­ское пред­ста­ви­тель­ст­во в ино­стран­ных го­су­дар­ст­вах и ме­ж­ду­на­род­ных ор­га­ни­за­ци­ях.

39. Государственный орган: понятие , признаки, классификация.

Первичным и важнейшим структурным элементом ме­ханизма государства является орган государства.

Государственный орган — это звено (элемент) меха­низма государства, участвующее в осуществлении функ­ций государства и наделенное для этого властными полно­мочиями.

Раскрытие понятия, признаков данного органа позво­ляет глубже познать механизм государства в целом.

1. Хотя орган государства и обладает определенной са­мостоятельностью, автономией, он служит частью единого механизма государства, занимает в государственной маши­не свое место и прочно связан с другими ее частями.

2. Орган государства состоит из государственных слу­жащих, которые находятся в особых правоотношениях между собой и органом. Они абстрагированы от семейных, граж­данских и других отношений, не имеющих связи с государ­ственной службой, являются официальными.

Положение, права и обязанности государственных слу­жащих определяются законом и обеспечивают их правовой статус. Объем и порядок использования ими властных пра­вомочий устанавливаются тоже законом и конкретизируют­ся в должностных инструкциях, штатных расписаниях и др.

К числу государственных служащих относятся и долж­ностные лица, которые обладают властными полномочия­ми, издают правовые акты, самостоятельно проводят их в жизнь.

3. Органы государства имеют внутреннее строение (структуру). Они состоят из подразделений, скрепленных единством целей, ради достижения которых образованы, и дисциплиной, которую все служащие обязаны соблюдать.

4. Важнейшим признаком органа государства является наличие у него компетенции — властных правомочий (сово­купности прав и обязанностей) определенного содержания и объема. Компетенция обусловлена предметом ведения, т. е. конкретными задачами и функциями, которые решает и выполняет государственный орган. Компетенция обычно юри­дически закреплена (в конституции или текущем законода­тельстве). Реализация органом государства своей компетен­ции — это не только его право, но и обязанность.

5. Согласно своей компетенции орган государства обла­дает властными полномочиями, которые выражаются: а) в возможности издавать обязательные к исполнению право­вые акты. Эти акты могут быть нормативными или индиви­дуально-определенными (акты применения норм права); б) в обеспечении выполнения правовых актов органов государ­ства путем применения различных методов, в том числе методов принуждения.

6. Для осуществления своей компетенции орган государ­ства наделяется необходимой материальной базой, имеет финансовые средства, свой счет в банке, источник финан­сирования (из бюджета).

7. Наконец, орган государства активно участвует в реа­лизации функций государства, используя для этого соот­ветствующие формы и методы.

Органы государства классифицируются по различным основаниям

По способу возникновения они подразделяются на пер­вичные и производные. Первичные органы государства ни­какими другими органами не создаются. Они либо возника­ют в порядке наследования (наследственная монархия), либо избираются по установленной процедуре и получают власт­ные полномочия от избирателей (представительные орга­ны). Производные органы создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями. К ним от­носятся исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры и т.д.

По объему властных полномочий органы государства классифицируются на высшие и местные. Правда, не все местные органы являются государственными (например, органы местного самоуправления). Высшие органы государ­ства наиболее полно олицетворяют государственную власть, распространяющуюся на территорию всего государства. Ме­стные органы государства функционируют в административ­ных единицах (графствах, округах, коммунах, уездах, про­винциях и др.), их полномочия распространяются только на эти регионы.

По широте компетенции выделяются органы государ­ства общей и специальной компетенции. Органы общей ком­петенции правомочны решать широкий круг вопросов. На­пример, правительство, исполняя законы, активно участвует в осуществлении всех функций государства. Органы специ­альной (отраслевой) компетенции специализируются на вы­полнении какой-то одной функции одного вида деятельнос­ти (министерство финансов, министерство юстиции).

Органы государства бывают выборные и назначаемые, коллегиальные и единоличные. На механизм государства, классификацию его высших органов непосредственное вли­яние оказывает принцип разделения властей, в соответствии с которым создаются законодательные, исполнительные и судебные органы.


40 Государственные служащие: понятие, виды


Гос. служащие – это лица занимающие должность  в гос. органе, выполняющие одну или близкую группу функций этого органа, действующая от имени и по поручению государства, наделенные гласными (распорядительными ) полномочиями, занимающиеся управленческим трудом, финансируемые из гос. бюджета и занимающие определенное место в иерархии гос. служащих. У гос. служащих нет своих интересов, они действуют только от имени госудасртва. Н производят матерьяльных ценностей, занимаются управлением.  Запрещается совмещение предпринимательства с  гос. службой.  Живут за счет собираемых с населения налогов.

ВИДЫ: 1. Функциональная классификация : - руководители(своими действиями функций не осуществляют);  - специалисты( своими действиями осуществляют функции);  - тех.персонал_своими действиями помогают руководителям и специалистам)

2. Юридическая классификация: 1)  Должностные лица( гос. служащие наделенные распорядительными полномочиями, т.е. правом отдавть для обязательного исполнения приказы):- представители власти( лица наделенные распорядительными полномочиями в отношении не подчиненных им по службе лиц) и не представители власти;  2) Не должностные лица

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.